№ 17 (3747) 01.05.2019

СВОЯ СТРОКА В ИСТОРИИ

Опытный педагог приобщает детей к краеведческой работе, учит любить свою малую родину.

С Людмилой Ивановной Рогозиной я познакомился в музее русского самовара в станице Новотроицкой, куда она привезла детей из третьей школы Михайловска. Это уже не первая поездка в этот замечательный музей. А еще она возит школьников в Архыз, на Кавминводы, в Волгоград. Раньше Людмила Ивановна преподавала русский язык и литературу. Сейчас на пенсии, но из школы не ушла. Работает в библиотеке и параллельно ведет краеведческий кружок «Исток», заведует школьным музеем. Эта работа ей по душе. Она легка на подъем, поэтому часто возит ребят на экскурсии. Неудивительно, что школьный музей считается одним из лучших в районе, да и вся краеведческая работа школы отмечена дипломами и грамотами.

Чтобы помнили

Встретились мы в библиотеке, где и базируется «Исток». За столом девочки делали из бумаги ласточек.

— Мы прочитали в интернете, что в блокадном Ленинграде одно время люди носили жетоны с изображением ласточки, у которой в клювике было треугольное письмо, — рассказывает Даша Шрамко, — так ленинградцы ответили на фашистскую пропаганду, которая утверждала, что город в такой блокаде, что туда и птицы не залетают. Говорят, что ни одного такого жетона не сохранилось. Вот мы и решили ко Дню Победы сделать бумажных ласточек и повесить их на ветку дерева в музее. Образца-то у нас нет, сами придумали, как они могли бы выглядеть.

Вижу еще макет дерева, на котором вместо плодов детские ладошки.

— Это мы ручки ребят из младших классов обвели и вырезали. На каждой ладошке будут написаны пожелания детям войны и ветеранам от нас, молодых, — рассказывает Ангелина Селебина.

-А покажите платочки, которые мы делаем, — подсказывает Людмила Ивановна.

Девочки раскладывают на столе платочки, на которых вышиты имена участников Великой Отечественной войны. Членам кружка было предложено или самим, или с помощью родителей вышить на платочках имена воевавших родственников. Потом эти платочки будут сшиты в единый флаг.

— Мы уже делали такой флаг в рамках акции «Солдатский платок». Сейчас он хранится в нашем музее, – рассказывает Людмила Ивановна, — пока дети занимались этой работой, они, конечно же, вспомнили своих родственников, участвовавших в войне. Хороший повод вспомнить ушедших, лучше узнать свою родословную.

Медаль за город будапешт

Отправляемся в школьный музей – детище Людмилы Ивановны. Когда ей предложили заняться организацией музея, пришлось начинать с нуля. Под музей выделили обычную раздевалку, так что в нем даже окон нет. Но Людмила Ивановна и в этом увидела хорошую сторону: экспонаты не будут выгорать на солнце.

Один из родителей помог сделать стенды, и они стали постепенно заполняться. Людмила Ивановна показывает ржавые осколки от снарядов и мин. Привезены из поездки в Волгоград. Просто шли с детьми по берегу небольшой речушки. Смотрят, а он усыпан осколками. Река вымывает из земли эти страшные свидетельства Сталинградской битвы. Не зря же говорят, что сталинградская земля наполовину состоит из осколков. Так дети своими глазами увидели следы войны. Такое запоминается на всю жизнь.

Экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне, самая богатая в музее. Собирали ее вместе с детьми. Некоторые фотографии, письма дети приносили из дому. Другие им давали родственники ветеранов, к которым дети заходили в гости. Из этих встреч потом рождались научные работы, с которыми кружковцы выступали на конференциях.

Людмила Ивановна показывает мне собранные материалы. Здесь есть фотографии и личные вещи учителей этой школы, ветеранов войны.

Рассматривая один из альбомов, посвященный Колганову Николаю Степановичу, обратил внимание на одну фотографию. Под ней подпись: «Скала на вершине Волочаевской сопки, профиль Сталина, сделанный политзаключенными».

Как не вспомнить Высоцкого: «Ближе к сердцу кололи мы профили, чтоб он слышал, как рвутся сердца». Нет уже той скалы с профилем вождя. Взорвана при Хрущеве. Вот такая наша история! Тяжелая, противоречивая, но наша, никуда не денешься. Знать ее надо, чтобы ошибок не повторять, и гордиться хорошим.

А гордиться есть чем. Вот правнук сделал альбом о своем прадедушке Алексее Моисеевиче Дьяченко. Там уникальный материал собран. Читаем наградной лист к медали «За взятие Будапешта»: «Дьяченко Алексей Михайлович, гвардии старший сержант. В боях за город Будапешт показал себя смелым и отважным командиром. В уличных боях в г. Буда, ведя огонь из своего орудия, он уничтожил две пулеметные точки, поджог дом, где находились немецкие автоматчики, и отбил контратаку противника».

И таких свидетельств доблести дедов и прадедов в музее много. Сами дети, члены кружка, проводят для товарищей экскурсии, в которых и рассказывают эти замечательные истории.

Наследники победителей

Обратил внимание на стенд с двумя касками. Одна пробита пулей, другая – осколком. Но по форме каски не военных лет.

— Да, это современные каски, со второй чеченской войны, — удивила меня Людмила Ивановна, — моя дочь Оксана тогда в прокуратуре там работала. Выезжала на места боев, расследуя преступления боевиков. Это вещдоки. Она мне для музея передала. Я своими руками отмывала эти каски. На них еще была кровь запекшаяся, кровь наших солдатиков, которых не дождались мамы.

Двое ребят из этой школы тоже погибли на той войне. Это Сергей Тавсултанов и Антон Горбатко. Есть в музее экспозиция, посвященная этим парням. Фотографии, другие личные вещи. И письма с фронта. Замыкается исторический круг.

Людмила Ивановна подготовила стенд, который называется «Герои Отечества». Там она и попыталась проследить преемственность поколений в служении Отечеству. От всем известных Александра Невского, Суворова и Кутузова, маршала Жукова до простых солдат Великой Отечественной, работавших в этой школе, живших на соседних улочках. А воины-афганцы, о которых тоже собраны музейные материалы, а ребята, выполнившие долг в Чечне, они разве не герои?

— Я потом подумала и решила расширить понятие — герои Отечества. Например, основатель нашего районного музея Николай Завгородний, разве не подвижник, которым стоит гордиться, который сделал большое и полезное дело? А наша учительница, ветеран войны Зинаида Архиповна Фирсова? А бывший первый секретарь Шпаковского райкома Василий Куксов, который много сделал для развития района? А наш Герой соцтруда, механизатор Василий Кулешин? А мать-героиня Светлана Кондрыкина, вырастившая семерых детей, учившихся в нашей школе? Это замечательные люди, каждый из которых на своем месте служил Отечеству, как умел, каждый вписал свою строку в историю. О них надо рассказывать молодым.

Выходя из школы, я остановился около памятного камня, на котором увидел имена тех самых ребят, погибших на чеченской войне. Он тоже появился здесь благодаря усилиям Людмилы Ивановны, которая уже вписала и еще впишет не одну строку в историю родного края.

Сергей ИВАЩЕНКО

Фото автора

Наверх