№ 22 (3752) 05.06.2019

НЕ ЗАРАСТЕТ НАРОДНАЯ ТРОПА…

В стране и мире около 300 памятников Пушкину

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа», — написал

А. С. Пушкин в 1836 году, вполне осознавая значимость своих творений для развития русской литературы. Но вот уже почти два столетия народная тропа в буквальном смысле не зарастает к монументам и бюстам поэта, установленным по всему миру.

Никто еще не сосчитал с абсолютной точностью все памятники А. С. Пушкину, но известно около 300 как в России, так и за рубежом.

Творения крепостного мастера

Считается, что первым воплотил образ поэта в монументе Александр Михайлович Опекушин, крепостной крестьянин, ставший впоследствии знаменитым скульптором. В 1860-м по «высочайшему повелению» начался сбор средств по подписке. Когда необходимая сумма была собрана, летом 1872 года объявили конкурс на создание памятника, в котором мастера принимали участие анонимно. Победила модель №7, автором которой оказался Опекушин. Но потребовалось еще три года, чтобы было принято окончательное решение по изготовлению памятника, которое длилось еще пять лет. Наконец 6 июня 1880 года, в день рождения поэта, в его родном городе, у Страстного монастыря, памятник был установлен. На торжественной церемонии присутствовали известные поэты и писатели, дети Александра Сергеевича, лицеисты и огромная масса народа – почитателей творчества Пушкина.

Родился Пушкин в Москве, но большую часть жизни провел в Петербурге, где тоже есть памятник Опекушина, установленный в 1884 году. Говорят, будто, когда в 30-е годы 20-го века его хотели куда-то перенести, за него вступились дети – они обступили его и кричали: «Это наш Пушкин». Так он и остался на прежнем месте. Стоит отметить, что Опекушин был неутомим, и уже в 1885 году памятник его работы появился в Кишиневе, где юный Пушкин провел несколько лет.

Но, конечно, в обеих столицах есть творения других скульпторов. Наиболее известен памятник Роберта Баха в Царском Селе (ныне г. Пушкин), где юный поэт-лицеист сидит в задумчивости на скамье. Он был установлен в 1900 году и вместе с жителями города пережил страшное время войны. Уцелел потому, что его закопали в землю. В числе самых любимых памятник Пушкину, созданный Михаилом Аникушиным в 1957 году и установленный на площади Искусств в Ленинграде.

Конечно, есть памятники поэту и на Ставрополье, где он бывал дважды – в 1820 и 1829 годах. Первой в нашем крае была установлена скульптура поэта высотой 2,5 метра в Железноводске. Она представляет собой точную копию глиняной работы народного художника СССР Сергея Меркурова «Пушкин у моря». Ее установили в 1937 году неподалеку от Пушкинской галереи, открытой в 1902 году, на склоне горы Железной. Александр Сергеевич представлен в зрелом возрасте, он стоит как будто в раздумье. В 1981 году был установлен бюст юного поэта в Пятигорске работы Аникушина. Он находится в сквере у Спасского собора, недалеко от Института курортологии – бывшей Ресторации, где поэт останавливался в 1829 году. Скульптура поэта в Ставрополе, созданная Эдуардом Ладыгиным, очень похожа на композицию Р. Баха «Пушкин-лицеист», но сидит он не на скамье, а на стуле. Она установлена в 1987 году на южном склоне Крепостной горы. В1999 году открыт памятник Пушкину в Кисловодске, в нижней части курортного парка, созданный скульптором Юрием Смирновым. Молодой поэт изображен в полный рост и как будто смотрит вдаль, на Кавказские горы.

На «Вилле Боргезе»

Официально Опекушин и поныне остается первым скульптором, воссоздавшим образ Пушкина в бронзе. Однако некоторые склонны отдать пальму первенства в этом деле княгине Зинаиде Александровне Волконской, вернее, тому неизвестному мастеру, который выполнил ее поручение. В Петербурге эту поэтессу, писательницу, композитора и певицу называли хозяйкой литературного салона, который часто посещал и Пушкин. Зимой 1837 года Волконская жила в Италии, на «Вилле Боргезе» в центре Рима. Узнав о гибели поэта на дуэли, она отдала распоряжение изготовить памятную стелу и установить ее на территории вилы на Аллее друзей, что и было сделано в том же 1837 году. Стела представляла собой мраморную плиту, увенчанную рельефным изображением орла.

Необычный памятный знак, посвященный гениальному русскому поэту, тоже связан с Италией. Он появился благодаря двум известным режиссерам. Сергей Параджанов, отбывая срок в тюрьме, выбил профиль Пушкина на крышке от бутылки из-под кефира и передал его знаменитому итальянскому режиссеру Федерико Феллини, который заказал отлить по этому образцу медали из серебра. Потом в своем родном городе Римини награждал этими медалями за успехи в творчестве всех, кто, по его мнению, этого заслуживал.

В Италии есть и официальный памятник русскому поэту. Изготовить его поручили Юрию Орехову, обладателю престижных званий и наград. Он взял за образец скульптуру Роберта Баха «Пушкин-лицеист», но решил изобразить поэта в зрелом возрасте, и теперь на его челе была не задумчивость, а печать мудрости. Автор также изменил положение тела и направил взгляд поэта на отдаленные перспективы столицы Италии. Установить скульптуру должны были к 200-летию со дня рождения поэта, но из-за каких-то формальностей открытие памятника в назначенный срок не состоялось. Это произошло чуть позже, к 201-й годовщине поэта. На торжестве присутствовали бывший в то время мэром Москвы и немало постаравшийся для увековечивания памяти поэта в Риме Юрий Лужков, прочитавший стихи на итальянском языке, и отправившийся с первым визитом в дальнее зарубежье новый президент России Владимир Путин, которому предоставили право сдернуть с памятника покрывало. Памятник был установлен в так называемом «Саду поэтов» на той самой «Вилле Боргезе», где установила стелу в память о друге княгиня Волконская. Гений российской словесности оказался в достойной компании — в «Саду поэтов» уже стояли памятники Байрону, Гете, Гюго, Фирдоуси…

Там, где шумит Гвадалквивир

Сейчас скульптуры Пушкина разного формата и разной конфигурации стоят во многих странах. Еще в 1949 году они установлены в Будапеште и Веймаре, в 1970-м – в Арров-парке города Монро штата Нью-Йорк в США, в 1974-м – на Кубе, в конце 80-х – в Индии, в конце 90-х – в Вене, Брюсселе, Париже, в начале 2000-х — в Канаде, на Кипре, в Аддис-Абебе – в Африке считают себя причастными к роду поэта… В Париже бюст Пушкина установлен в знаменитом «Сквере поэтов» к 200-летию со дня его рождения, к этому событию была приурочена и выставка «Москва Пушкина», экспонатами которой были книги, гравюры, сервизы, мебель и другие предметы, позволявшие воссоздать атмосферу того времени, когда Александр Сергеевич там жил.

Пушкин, никогда не выезжавший за границу, по прочитанным книгам составлял себе картины тех мест, где хотел бы побывать. Его, пылкого мечтателя, манила к себе Испания. В стихотворении «Ночной зефир», написанном в 1827 году, он рисует картинку, где при лунном свете под «гитары звон… испанка молодая оперлася на балкон». А рефреном к четверостишию звучат слова: «Ночной зефир струит эфир, шумит, бежит Гвадалквивир». Они невольно вспомнились нам, туристам ставропольской группы, когда в апреле 1981 года мы стояли на берегу того самого Гвадалквивира и слушали шум реки. Казалось, просто нельзя не увековечить память русского поэта, воспевшего испанскую реку, здесь, в Севилье. Это и было сделано, но позже, так что нам увидеть памятник не довелось. А вот в Мадриде, в парке «Фуэнте дель Берро», где собраны скульптуры многих выдающихся испанских и зарубежных поэтов, бронзовый Пушкин уже стоял во весь рост, опершись на колонну. Его установили 27 января 1981 года в порядке культурного обмена – в СССР отправился памятник Сервантесу, автору знаменитого «Дон Кихота».

Шанхайская драма

Как видим, у каждого памятника своя «биография», и у многих достаточно интересная. А есть монумент, который за время своего существования пережил поистине драматическую историю. Речь идет о памятнике Пушкину в Шанхае.

Известно, что после Октябрьской революции и Гражданской войны в России белоэмигранты хлынули в Китай, и к 30-му году ХХ столетия их там было уже до 30 тысяч. Тоскуя по родине, они стремились сохранять обычаи и культуру. Приближалось столетие со дня гибели Пушкина, и русское общество намерено было отметить эту дату установкой памятника поэту на территории французской концессии, где проживала основная масса эмигрантов. Учредили комитет, куда вошли как русские, так и китайские, французские, английские интеллигенты, почитатели творчества Пушкина. Собрали средства, провели конкурс проектов памятника, а скульптуру русские художники и архитекторы сделали бесплатно. Управление французской концессии выделило участок для установки монумента. 11 февраля состоялось торжественное открытие памятника, на котором, помимо русских, присутствовало множество народа. Российские и другие эмигранты, пользовавшиеся гостеприимством Китая, жили спокойно, пока не началась война с японцами в июле 1937 года. Даже во время оккупации японцами на территории концессии было спокойно, хотя многие памятники китайской культуры были разрушены или закрыты. В этот период площадь с памятником Пушкину стала для многих, в том числе и китайцев, притягательным местом, где можно было встретиться и отдохнуть. Но однажды ноябрьской ночью 1944 года японцы тайно снесли монумент, а бронзовый бюст поэта отправили на переплавку.

В 1945 году российские эмигранты, мечтавшие возродить памятник поэту, снова выступили с идеей собрать на него средства. В этом участвовала не только русская, но и китайская общественность. К процессу подключились журналисты отделения ТАСС в Китае во главе с Роговым, а затем и специалисты Третьяковской галереи, которые по фотографиям и материалам первого памятника разработали новый проект. В декабре 1947 года монумент с бронзовым бюстом Пушкина установили на прежнем месте. Второй памятник продержался почти 20 лет, но в 1966 году, в период «китайской культурной революции», также был разрушен. Еще через 20 лет по просьбе шанхайской общественности решено было создать новый памятник русскому поэту, он напоминал прежние и был поставлен на прежнем месте в 1987 году. Насколько известно, площадка с памятником Пушкину в Шанхае, или, как ее еще называют, «уголок поэта», по-прежнему является любимым местом встреч и отдыха горожан.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Фото Виктора Нестеренко

Наверх