№ 22 (3752) 05.06.2019

«ОТКРЫТЬ ПРАВИЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ…»

125 лет назад пошли поезда по железнодорожной ветке Минеральные Воды — Кисловодск

В «Исторических очерках развития железных дорог России» 1898 года издания сообщается, что Кисловодская ветвь была открыта для регулярного движения 17 мая 1894 года. Это по старому стилю, по новому – 30 мая. С этого дня началось регулярное движение пассажирских и товарных поездов на участке Минеральные Воды – Кисловодск.

Дорога на курорты

Правительственная комиссия под председательством инспектора железных дорог, статского советника, инженера путей сообщения Н.А. Яшанова завершила освидетельствование Кисловодской ветви 3 (16) мая 1894 года. В заключительном акте комиссия признала, что все работы выполнены «с большой тщательностью и из доброкачественных материалов и нашла возможность открыть регулярное движение по всей ветви».

На следующий день, 4 (17) мая 1894 года, в Санкт-Петербург ушла историческая телеграмма, адресованная директору департамента железных дорог России В.С. Сумарокову: «Осмотрев путь, искусственные сооружения и здания Петровской и Минераловодской ветвей, комиссия признает возможным, взамен временного, открыть по ним нынче же правильное движение пассажирских и товарных поездов со скоростью, не свыше определенной расписанием, представленным комиссии управляющим дорогой, а также с соблюдением некоторых предосторожностей, указанных комиссией управляющему дорогой и не представляющих затруднений к исполнению. Ожидаю распоряжений. Председатель комиссии Н.А. Яшанов».

В ответной телеграмме В.С. Сумароков писал: «Владикавказ. Председателю комиссии Яшанову, копия инспектору Бенарду. Министр разрешил открыть правильное движение пассажирских и товарных поездов на Петровской и Минераловодской ветвях с соблюдением условий, предложенных комиссией управляющему дорогой. День открытия движения с указанием протяжения каждой линии донесите в департамент. Условия открытия правильного движения, предложенные комиссией, должны быть сообщены подробно. Директор Сумароков».

Во избежание расспросов и ошибок

О курортной ветви заговорили сразу после завершения строительства железной дороги от Ростова до Владикавказа. Первый поезд через станцию Кумская прошел 2 (15) июля 1875 года. Но сие название станции просуществовало недолго.

19 августа (1 сентября) 1874 года наместник Кавказа великий князь М. Н. Романов обратился с письмом к министру путей сообщения К.Н. Посьету с письмом, в котором, в частности, поделился следующими соображениями: «Пятигорску и Кавказским Минеральным Водам соответствует на линии Кавказской железной дороги Кумская станция, так названная по близости реки Кумы. Для удобства едущих «На Воды», во избежание лишних для них расспросов и ошибок при взятии билетов, для того, чтобы вообще им не путаться, желательно, чтобы означенная станция называлась Пятигорская или Минеральные Воды».

Приказом министра путей сообщения от 4 (17) апреля 1875 года станция Кумская была переименована в станцию Минеральные Воды. Министерство исполнило также и другие пожелания правления Общества Владикавказской железной дороги: поезда из Ростова-на-Дону и из Владикавказа прибывали в Минеральные Воды в удобное для пассажиров время. Из Ростова-на-Дону летний поезд приходил утром, до наступления жары, а в Ростов-на-Дону отправлялся вечером. При станции был построен дом для временного отдыха приезжавших «На Воды».

В течение девятнадцати лет жители городов-курортов Пятигорска, Ессентуки, Кисловодска доезжали до станции Минеральные Воды, а далее их развозили дилижансами и фаэтонами. Дорога от Минеральных Вод до Кисловодска занимала от 6 до 7 часов.

Читаем в отчете правления Общества Владикавказской железной дороги за 1876 год: «…шоссе проложено по группам Кавказских Минеральных Вод: в Пятигорск, Ессентуки и Кисловодск с ветвями от 13 версты к Железноводску, до станции того же наименования и далее – до конторы Минеральных Вод, от станции Пятигорск на 21 версте до гостиницы Минеральных Вод и, наконец, от станции Кисловодск на 57 версте до галереи источника Нарзан. Протяженность главной линии от начала шоссе до станции Кисловодск 56,835 верст, Железноводской ветви – 6,675, Пятигорской – 1,131, Кисловодской – 0,825 верст. Исходная точка – станция Минеральные Воды, расположенная вблизи реки Кумы…»

Из далекого прошлого до наших дней сохранились здание почтовой станции дилижансов в Железноводске, некоторые участки шоссейной дороги, проложенной по лесу, мост через реку Джемуху, у лесополосы уцелели два каменных креста, поставленные в память о гибели кучеров почтового фургона, по преданию погибших от рук разбойников.

Посёлок Султановский

Несмотря на строго разработанное расписание дилижансов, которые отправлялись от станции Минеральные Воды после прибытия поездов, пассажиры испытывали большие неудобства. Общество Владикавказской железной дороги понимало, что необходимость строительства курортной ветви назрела. Да и Пятигорская городская Дума, городской голова о том же пишут ходатайства наместнику Кавказа, министру путей сообщения. К ним подключились военные чины, представители купечества, заводчики, собственники поместий, учителя, а самое главное — слово в защиту приезжавших «На Воды» сказали, пожалуй, медики: «…расположить станции и остановочные пункты так, чтобы пассажирам было удобно пользоваться водами».

Вокруг станции Минеральные Воды за девятнадцать лет столько произошло изменений. Уже заложили железнодорожный поселок из 36 домов. Именно от него берет свое начало город Минеральные Воды. Своему развитию поселок обязан созданию паровозного депо, железнодорожных мастерских, стекольного завода, увеличению грузовых и пассажирских перевозок. Участок Минераловодской железной дороги в то время обслуживали около пятисот рабочих.

Рядом с семьями железнодорожников поселился мастеровой и торговый люд: кустари, ремесленники, каменщики, торговцы. В поселке открыли церковно-приходскую школу, молитвенный дом, земскую почту, почтово-телеграфную контору, заработали съестные и хлеботорговые заведения. По воскресеньям близ станции шумел базар. На него съезжались жители окрестных сёл и хуторов.

Посёлок при станции Минеральные Воды с 1878 года именовался как Султановский по имени султана Джанибек Гирея, на землях которого возникло поселение. По архивным сведениям, к 1896 году в поселке Султановский проживало 3125 жителей, в том числе 1753 мужского и 1372 женского пола.

На всем пути следования пассажиров от Минеральных Вод до Кисловодска выстроили конюшни для содержания лошадей и их отдыха. Все говорило о том, что пора строить курортную ветвь.

Приступаем к строительству

В 1888 году инженер Л.С. Путткамер и инженер-технолог Ф.П. Попов представили правлению Общества Владикавказской железной дороги проект, технические условия и обоснование строительства узкоколейной железной дороги в курортные города Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, включая ветвь к Железноводску. Рассмотрев предложенный проект, Общество отклонило его. Не получили поддержки и другие проекты. Причин было несколько – и война с Турцией на Балканах за независимость славян, и строительство железной дороги Беслан – Грозный – Петровск (Махачкала) – Дербент. Дорога к грозненской нефти, Каспийскому морю, в Закавказье занимала передовые умы России. Да и не могло Общество своими силами осилить строительство курортной ветви стоимостью в 2,7 миллиона рублей без поддержки государства.

И только в 1889 году Общество Владикавказской железной дороги известило Министерство путей сообщения России, что оно завершило все изыскания и может приступить к строительству ширококолейной дороги.

В музее истории Минераловодского отделения железной дороги посетителям показывают подлинный отчет о сооружении Кисловодской ветви за 1898 год. В нем, в частности, написано, что постройка Кисловодской курортной ветви (протяженностью 60 верст 240 сажень) разрешена вместе с постройкой Петровской ветви.

В расценочной ведомости фигурировала сумма 2864985 кредитных рублей, выделяемых на строительство.

Самая известная дорога

Строительство Кисловодской ветви началось весной 1892 года. Руководителем и главным инженером строительства был инженер путей сообщения Михаил Станиславович Карбедз (ему были подчинены Правительственная инспекция и Государственный контроль). Карбедз – личность историческая, поляк по происхождению, выпускник Санкт-Петербургского института путей сообщения, он – автор проектов мостов через Неву (среди них проект моста лейтенанта Шмидта), автор проектов железнодорожных мостов через Лугу и Вислу. Имел множество наград. С 1885 по 1906 годы служил в Обществе Владикавказской железной дороги, заслужил хорошую память о себе. В 2019 году исполняется 155 лет со дня рождения М.С. Карбедза. Эх, ему бы памятник на привокзальной площади поставить в Минеральных Водах или в Кисловодске!

Рассказывают, что строители в те стародавние времена вбивали в последнюю шпалу серебряный костыль, чтобы железная дорога служила людям века. Сделали ли это мастера путейского дела или нет, когда закончили строительство дороги на курорты, об этом никто не знает.

Прошло 125 лет с того дня, как на Кисловодской ветви было открыто постоянное движение пассажирских поездов и немного позднее электричек. Дорога до сих пор исправно служит людям – тем, кто приезжает «На Воды», тем, кто живет постоянно в этом районе Ставрополья. Кисловодская ветвь Минераловодского отделения железной дороги – это, пожалуй, самая известная железная дорога в России. Она много пережила: три революции, две войны. Она видела и горе и радости, поражения и победы.

Поэты посвящали ей стихи, композиторы – песни. Здесь бывали все именитые люди России XIX, XX и XXI веков. Их имена увековечены в названиях улиц, проспектов и площадей городов Пятигорска, Ессентуки, Кисловодска, Железноводска, Лермонтова.

Сегодня в Кисловодск, согласно расписанию, прибывают поезда из Санкт-Петербурга, Москвы, Адлера, Екатеринбурга, Иркутска, Кирова, Курска, Новокузнецка, Орска, Ростова-на-Дону, Тынды… А по пути этих поездов в вагоны садятся пассажиры городов Сибири, Урала, Поволжья, Северо-Западной и Центральной России. На Кавказские Минеральные Воды едет вся Россия!

Николай БЛОХИН

Наверх