№ 22 (3752) 05.06.2019

ПО СЛОВАМ, ПО ГЛАЗАМ, ПО ГОЛОСУ

Банки начинают общаться с клиентами при помощи их биометрических данных

Сбор биометрических данных – дело не новое. Банки таких данных (например, отпечатки пальцев) давно используются в криминалистике. Однако сейчас их начали использовать и в финансово-кредитной системе.

Открыть счет в банке, сделать перевод или получить кредит теперь можно при помощи удаленной идентификации – механизма, который позволяет физическим лицам получить эти три вида услуг дистанционно в любом банке после подтверждения своей личности с помощью биометрии.

В целом по России запись голоса и изображение лица с последующей идентификацией доступны для клиентов в более чем пяти тысячах отделений 146 банков. Жители ЮФО и СКФО могут пройти эту процедуру в 700 отделениях 65 банков.

К инвалидам приедет курьер

Правда, личная явка в банк для регистрации биометрических данных для большинства граждан все же необходима. Исключение сделано только для лиц, которые физически это сделать не могут – для них работает курьерская служба, когда сотрудник банка со всем необходимым для снятия данных оборудованием приезжает на дом.

В банке в присутствии клиента происходит регистрация в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) персональных данных на портале Госуслуг, а затем фиксация биометрических данных (фотографирование и запись образца голоса). Клиента просят прочитать три последовательности цифр – от нуля до девятки, от девятки до нуля и случайную последовательность. Данные заносятся в Единую биометрическую систему (ЕБС). Процедура идентификации для гражданина бесплатна и проводится только на добровольной основе.

Клиент получает подтверждение о регистрации в ЕБС от сотрудника банка или на порталах Госуслуг и ЕБС (bio.rt.ru). Затем он подтверждает свои биометрические данные с помощью любого устройства – планшета, смартфона, ноутбука или стационарного компьютера, на которых установлены камера и микрофон. После прохождения биометрической идентификации он может получить банковскую услугу из любой точки планеты, где работает интернет.

Не смошенничать

Руководитель проекта ЕБС Светлана Озерецковская уверяет, что в системе применяются самые высокие стандарты безопасности данных. Базы данных ЕСИА и ЕБС хранятся отдельно, что сводит практически к нулю возможность мошеннических действий. Передача данных осуществляется с помощью новейших криптологических средств. Более того, система способна обнаруживать цифровую «подделку» лица и голоса, а также выявлять по голосу поведенческие аномалии (то есть, если человек произносит последовательности цифр под каким-то внешним давлением). «Проблема близнецов», по уверениям разработчиков системы, также решена – она различает близнецов по лицу и голосу гораздо лучше человека.

Практика, конечно, может выявить различные подводные камни. Например, что делать, если человек сильно охрип или сделал пластическую операцию лица? В последнем случае придется проходить повторную идентификацию. Со временем лицо и голос человека меняются, поэтому идентификация сейчас проводится каждые три года, однако в дальнейшем разработчики с помощью усовершенствования системы попытаются увеличить этот промежуток времени до десяти лет.

Начальник Управления анализа и регулирования в сфере финансовых технологий Банка России Дмитрий Дубынин в ходе видеоконференции Южного управления Центробанка (куда входит и Ставропольский край) подчеркнул, что новый механизм служит цели облегчения доступа к финансовым услугам, прежде всего, для пожилых людей и инвалидов, и эти услуги можно получить круглые сутки в любой день.

Пока ЕБС действует только при операциях с банками, причем в настоящий момент услуги оказывают в рамках такой системы всего пять российских банков. Однако в дальнейшем предполагается возможность использовать ее для операций с другими финансовыми учреждениями, например со страховыми компаниями. В перспективе она позволит вести удаленную работу со всеми госуслугами, образовательными и коммерческими сервисами.

Сергей ТАВРОВ

Наверх