№ 22 (3752) 05.06.2019

РЕАЛИИ ВИРТУАЛЬНОГО

Ибрагим Куркиев

Для чего Северо-Кавказстат считает компьютеры в домохозяйствах?

Современные информационно-коммуникационные технологии все глубже проникают в нашу жизнь. Мы уже не можем обходиться без компьютеров, мобильных устройств и интернета. Но насколько граждане страны компьютеризированы, для каких целей они используют интернет, с какими проблемами сталкиваются при получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде?

На эти вопросы отвечает соответствующее выборочное федеральное статистическое наблюдение. Росстат проводит его с 2013 года. Обследование по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей проводится по модулю ежемесячного обследования рабочей силы. Интервьюер с планшетным компьютером приходит в те же домохозяйства, отобранные компьютерной программой случайным образом, опрашивает тех же респондентов. Но в отличие от ежемесячного обследования рабочей силы, обследование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) проводится дважды в год.

На вопросы «СГВ» по поводу результатов проведенных опросов за 2018 год ответил заместитель руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по СКФО Ибрагим Куркиев.

Для анализа и рейтингов

— Ибрагим Бесланович, для чего нужна информация об уровне распространения навыков использования современных информационных технологий населением?

— Все эти полученные данные носят конфиденциальный характер и используются исключительно в сводном виде для целей статистического анализа.

Особое внимание уделяется показателям анкеты, необходимым для расчета доли граждан, которые получают государственные и муниципальные услуги в электронной форме. На основе этих показателей ведется мониторинг исполнения соответствующих положений Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Результаты обследования ИКТ Росстата, как и результаты аналогичных обследований статистических служб других государств, также направляются в международные организации для расчета индексов и рейтингов стран по уровню развития информационно-коммуникационных технологий.

— Сколько домохозяйств и респондентов подлежат опросу в Ставропольском крае?

— В 2018 году в нашем регионе обследование на каждом этапе проводилось на 17 объединенных по территориальному признаку участках, в том числе в Ставрополе – на двух участках.

Обследование охватывает около тысячи домашних хозяйств в различных городах и селах края. В среднем в месяц интервьюеры опрашивают порядка 980 респондентов в возрасте от 15 лет и старше.

Что в анкете?

— Кроме вопросов об использовании механизма получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, что еще спрашивают интервьюеры?

— Вопросы анкеты утверждает Росстат. Первый раздел прошлогодней анкеты был посвящен характеристике домохозяйств и содержал вопросы о наличии персональных компьютеров и доступа к сети интернет.

Второй и последующий разделы — это сведения о каждом члене домохозяйства в отдельности. Как уже говорилось, опрашивались респонденты в возрасте 15 лет и старше о наличии у них мобильных телефонов, месте, где он пользовался персональным компьютером и интернетом, что делал в сети, совершал ли покупки товаров через интернет.

— И многие ли домохозяйства края имеют компьютеры, подключение к интернету?

— По итогам прошлого года 69,3% домохозяйств имели персональный компьютер, 75,5% — доступ к сети интернет, в том числе 68,6% – широкополосный.

Для выхода в интернет стационарные компьютеры используют почти 42% домашних хозяйств, мобильные компьютеры – каждое третье домохозяйство, половина — пользуется интернетом через мобильные устройства (мобильные телефоны и смартфоны).

Представители тех домохозяйств, которые не пользуются интернетом, в качестве причин называли недостаток навыков работы в сети, высокие затраты на подключение. У почти 3% домохозяйств отсутствует техническая возможность подключения к интернету.

Основная часть респондентов пользуется интернетом, конечно, дома – 97,2%, на работе – 40,3%, у друзей и знакомых – 16,6%, по месту учебы – 8,2%, в точках общего доступа – 6,8%.

Зачем выходят в интернет?

— Сталкивались ли опрошенные участники обследования с проблемами информационной безопасности?

— Треть респондентов жаловались на несанкционированную рассылку, 17% — на заражение вирусами и утерю в связи с этим информации. Поэтому 78% наших пользователей интернета используют антивирусные средства.

— Какие цели использования интернета называли жители края?

— Конечно, на первом месте идет участие в соцсетях (более 75%), далее — поиск информации о товарах и услугах (54%), телефонные звонки и видеоразговоры (52%), отправление и получение сообщений по электронной почте (41%).

Почти треть респондентов пользовалась интернетом для заказа товаров и услуг. Каждый третий горожанин заказывает в сети товары и услуги, на селе доля таковых составила 19%.

Из опрошенных женщин 32% совершали покупки товаров и услуг в интернете, относительно мужчин аналогичный показатель ниже – 27%. Каждый второй респондент приобретал одежду, обувь и спорттовары, четверть опрошенных покупала предметы домашнего обихода, более 40% пользовались финансовыми услугами (банковские услуги, денежные переводы, услуги страхования).

Госуслуги в электронном виде: ежегодный рост

— Как вы уже сказали, особое внимание при опросе уделяется получению государственных и муниципальных услуг. А сколько респондентов указали на использование интернета для получения этих услуг? Наверное, их число ежегодно растет? И какие услуги в электронной форме наиболее востребованы?

— Да, действительно. Доля респондентов, получавших государственные и муниципальные услуги через сеть интернет, в Ставропольском крае составила в 2018 году 75,6 процента. В 2017 году таковых было 66,2 процента. Наиболее востребованы услуги здравоохранения (запись на прием, получение информации об услугах и врачах), налоговые услуги (скачивание форм для заполнения, отправка заполненных форм), услуги МВД/ГИБДД (получение информации о штрафах, распечатка бланков форм для осуществления платежей, запись на прием для регистрации автомобилей и т.д.)

— Граждане, которые игнорируют получение госуслуг в электронной форме, какие причины они указывают?

— Половина респондентов, не использующих интернет для получения госуслуг, предпочитают личный визит к соответствующему специалисту, треть не видят в этом необходимости, каждый пятый – не имеет достаточных навыков и знаний. Следует отметить, что у людей старшего поколения есть боязнь компьютерных технологий, они опасаются, что нажмут не на ту кнопку и в результате наступят серьезные негативные последствия. Поэтому люди осторожничают.

Иногда я и сам, хотя не могу сказать, что не знаком с информационно-коммуникационными технологиями, прибегаю к помощи дочери, которая в компьютерных делах ориентируется гораздо быстрее. Она сделает за две минуты то, на что мне, возможно, понадобится гораздо больше времени.

Иногда компьютерные программы предлагают слишком сложный путь, нужно сидеть разбираться. Поэтому молодежь отдает предпочтение тем гаджетам, которые понятийно просты, где можно интуитивно понять, какую кнопку нужно нажать.

Я думаю, что развитие коммуникационных технологий пойдет в сторону упрощения и ускорения всех процессов.

Незаполняемые формуляры

— Отсутствие достаточных опыта и знаний, наверное, не единственная проблема при получении государственных и муниципальных услуг через интернет?

— Согласно результатам обследования более 20% респондентов, воспользовавшихся электронными услугами, столкнулись с различными трудностями, в том числе 12% — с техническими сбоями, почти 8% — с недостаточной или неясной информацией. Тем не менее только 0,1% респондентов полностью не удовлетворены качеством предоставленных электронных госуслуг.

Конечно, имеет место и несовершенство программ, некорректная их работа. К примеру, мой случай. В позапрошлом году хотел поменять паспорт через портал госуслуг. Попытался заполнить формуляры, а они не интерактивны. Их невозможно заполнить. Тогда распечатал, заполнил от руки, хотел подгрузить, но и это тоже не получилось.

Может быть, сейчас программа работает как нужно — не знаю. Но тогда я был сильно разочарован и больше на этот сайт не заходил. Там, кстати, была масса отзывов, которые указывали на несовершенство программы, люди ругались.

А вот сайт ГИБДД, на мой взгляд, работает хорошо. Оплачивать штрафы удобно.

— У многих ли жителей региона есть электронная подпись, позволяющая подтвердить авторство электронного документа?

— 47% населения края зарегистрированы на Едином портале государственных и муниципальных услуг, 4,5% имеют личную электронную подпись.

Могу сказать, что это обследование показывает, насколько ИКТ стали важной областью нашей жизни. Многие готовы отказаться от других благ цивилизации, но отдадут последние деньги, чтобы иметь выход в сеть. Тем более что умение качественно пользоваться этими технологиями дает огромное преимущество. И в жизни, и в работе, и в бизнесе. В бизнесе без ИКТ сейчас вообще невозможно вести дела.

Беседовал Влад БОЧАРОВ

Фото Виктора Нестеренко

Наверх