№ 23 (3753) 12.06.2019

ЗА РАВНЫЕ ПРАВА

Как остановить рост цен на продукты?

Люди жалуются на рост цен. Продукты дорожают постоянно. Нынешней весной сильно поднялась в цене капуста – за килограмм этого овоща надо отдать не 20 рублей, как это было несколько месяцев назад, а 60. Столько же стоит сегодня и пакет пшена весом 900 граммов. А ведь эта крупа совсем недавно стоила в три раза дешевле.

Мой сосед-инвалид пожаловался на днях на Ставропольский молочный комбинат, который в очередной раз повысил цену на кефир, литровый пакет этого продукта сразу подорожал на два рубля, а в магазине известной сети такую же наценку сделали на кирпичик пшеничного хлеба.

То есть ситуация на прилавках супермаркетов и на городских рынках складывается не в пользу потребителя. Покупательная способность населения в очередной раз падает. Росстат, как всегда, уверяет, что цены повышаются совсем чуть-чуть. Но это, увы, не так. Людям, особенно пенсионерам, приходится всё туже затягивать пояса.

Попытаемся разобраться в причинах подорожания продуктов. Почему они дорожают?

— Агропромышленный комплекс, как единый механизм, к сожалению, работает недостаточно взаимосвязано со своими партнёрами, — считает директор Союза овощеводов края, заслуженный работник сельского хозяйства, профессор Владимир Киреевич Целовальников. – Партнёры – это крестьяне, производящие продовольственное сырьё, предприятия, перерабатывающие это сырьё , и торговые сети, реализующие его. Казалось бы, цены должен диктовать тот, кто эту продукцию производит. Но в действительности всё происходит не так. На формирование цен активное влияние оказывают торговые сети и перекупщики, поставляющие продукцию на прилавки. Как показывает анализ, основанный на данных Росстата, разница между ценой производимой сельскохозяйственной продукции и реализационной ценой может достигать и 20 и 30 и более процентов. К примеру, птицефабрика продала торговой сети пищевое яйцо по цене 20 рублей за десяток. А потребителю та, в свою очередь, продала их уже по другой цене – по 60 рублей. Маржа, или выгода торгового предприятия, составила на каждом десятке 40 рублей. На овощах и фруктах эта разница оказывается ещё больше. Особенно наживаются перекупщики и продавцы на луке репчатом. Фермеры, вырастившие этот лук, оказываются в безвыходной ситуации. Лук убран, надо его продать, а перекупщики торгуются, выдвигают свои условия. И было немало случаев, когда скупался этот лук по фантастически низкой цене – по пять рублей за килограмм. Торговые сети брали его у перекупщиков раза в два дороже, а продавали, скажем, по 30 рублей, а то и того дороже.

В итоге фермер оставался в убытке, а перекупщики и торговая сеть с полными карманами денег.

— Ведь сегодня затраты овощеводов, работающих в открытом грунте, составляют 250-300 тыс. руб. на га при государственной поддержке – 7-8 тыс. руб. на гектар. Именно поэтому последние 2-3 года в крае наметилась тенденция к снижению посевных площадей под овощами открытого грунта, а, следовательно, и уменьшению валового их сбора.

— — Совершенно верно.

— А ведь так быть не должно. Эта проблема системная и ее необходимо срочно решать. Какие вы видите перспективы в ее решении?

— Да, действительно, для ее решения необходимо выстроить алгоритм последовательной и системной работы всех участников рынка: сельского труженика, производящего продукцию, перерабатывающих предприятий и торговых сетей с перекупщиками. На мой взгляд, они должны находиться в равных условиях. Пока же в привилегированном положении оказываются торговые сети. И не случайно они целых пять лет лоббировали закон о торговле. Но что необходимо сделать, с чего начать?

Для системного и полного решения этой проблемы необходимо провести переговоры всех заинтересованных сторон — руководителей сельхозорганизаций – производителей овощей, предприятий перерабатывающей промышленности и торговли и заключить равноправное экономическое соглашение. Провести эти переговоры, на мой взгляд, следует под руководством представителей правительства края, курирующих аграрное производство.

А затем нужно заключить соглашение, которое бы обеспечило равные права всем участникам продовольственного рынка. А чтобы ни одной из сторон не было обидно, основным критерием для выработки равных условий предлагаем считать уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций, предприятий переработки и торговых сетей. Именно этот показатель является наиболее обобщающим и определяющим возможность любому предприятию вести расширенное производство. И важно ещё, чтобы уровень рентабельности составлял не менее 30 процентов.

Особо подчеркну, что для овощеводов открытого грунта, в первую очередь для снижения зависимости от перекупщиков и стабилизации экономической эффективности своего производства, необходимо строительство современных овощехранилищ, что позволит, несмотря на затраты по хранению, значительно выровнять цены на овощную продукцию, сложившиеся на рынке на момент реализации.

Давно пора, следует еще добавить, обратить внимание на опыт эффективного взаимодействия участников продовольственного рынка, накопленный в этой сфере в США, странах Европы и Китае и. Там, уверяю вас, есть чему поучиться.

Николай ШЕБАЛКОВ

КСТАТИ

По информации ВЦИОМ, от 70 до 80 процентов россиян жалуются на подорожание продуктов и, в первую очередь тех, которые необходимы каждый день – мясные, молочные продукты, овощи, фрукты.

СПРАВКА

По данным Росстата, за минувший год продовольственные товары подорожали на 5,5 процента.

Комментарии
Наверх