№ 25 (3755) 26.06.2019

МНОГОЛИКИЙ АЛЕКСАНДР, ИЛИ МУЖЧИНА БЕЗ КОМПЛЕКСОВ

Сказать совершенно определенно, в каком амплуа выступает народный артист России Александр Панкратов-Черный, очень трудно. И на сцене и на экране у него самые разные роли – от вора-рецидивиста, незадачливого ловеласа, военного шофера и балагура до майора армии и даже генерала КГБ. Но по сути своей это чаще всего простодушный человек, в меру эмоциональный, наделенный юмором, чем и запоминается зрителям.

Как Панкратов стал Чёрным

Артистом Саша стал вопреки воле матери, которая желала видеть сына военным, как и многие мужчины в ее роду. А род был старинным, казачьим. Со стороны матери, Агриппины Яковлевны Токоревой-Панкратовой, это были донские казаки, со стороны отца, Василия Трофимовича Гузева, — черниговские, но и те и другие в 20-е годы прошлого века были высланы на Алтай. Мать уже побывала замужем, почему и стала Панкратовой, когда встретилась с Василием и вышла за него замуж. У них 28 июня 1949 года родился сын Саша, всего же в семье было четверо детей. Их и растила Агриппина Яковлевна одна после того, как муж, воевавший на фронтах Великой Отечественной и потерявший там здоровье, скончался в 1952 году.

Вообще-то сначала Саша хотел стать клоуном, но потом передумал и после окончания восьми классов тайно уехал в Горький (ныне Нижний Новгород), где поступил в театральное училище, которое и окончил в 1968 году. Его первой сценой стал Пензенский драматический театр, в котором он прослужил три года, играя второстепенные роли в спектаклях «Апрель начинается в марте» В. Осипова (кадет), «Гроссмейстерский бал» И. Штемлера (Гошка), «Василиса Мелентьева» А. Островского (слуга Воротынского) и других.

Артист чувствовал, что способен на большее, и решил попробовать силы в кинематографе, для чего и поступил на режиссерское отделение во ВГИК. Носивший фамилию матери, он оказался тезкой другого студента по имени Александр Панкратов (светловолосого), что и заставило его, брюнета, впоследствии добавить приписку Черный, чтобы их не путали. Поводом для этого послужил забавный случай. Как вспоминал артист, другой Панкратов окончил ВГИК раньше, снял первый фильм, с которым и отправился на кинофестиваль в Карловы Вары. В журнале поместили его фото, а биографию этого Панкратова. В связи с таким казусом его вызвал председатель Госкино Филипп Ермаш и потребовал, чтобы он сменил фамилию, но Александр отказался, так как считал для себя почетным носить фамилию первого мужа матери, погибшего в 1946 году в Японии. К тому же с этой фамилией он уже получил вторую премию с серебряной статуэткой на фестивале в Германии за дипломный фильм, снятый по мотивам рассказов Василия Шукшина. В рамках фестиваля проходил семинар с разбором фильмов о сельской глубинке, и кто-то задал вопрос, какой Панкратов имеется в виду, ему ответили: «Черный». Так эта приставка и закрепилась за фамилией.

В ореоле славы

Окончив ВГИК, Панкратов-Черный отправился в армию, где и прослужил положенное время пулеметчиком гвардейской Таманской мотострелковой дивизии. Тесное знакомство с армейской жизнью позволило ему потом находить верные характеристики для образов военных, которых ему приходилось играть в кино. Имея диплом режиссера, он в разные годы снял пять фильмов: «Взрослый сын», «Похождения графа Невзорова», «Салон красоты», «Система «Ниппель», «Дочкины батьки». Однако сосредоточился на артистической карьере и стал широко известен как яркий исполнитель эпизодических ролей, без которых не обходится ни один фильм. Впервые он появился в «Сибириаде» А. Кончаловского в образе бурильщика Сашки (1978). Впрочем, это произошло, так сказать, попутно, ибо пришел Александр на съемочную площадку как ассистент режиссера, то есть по специальности. Прошло пять лет, прежде чем он снова появился на экране в ленте «Моментальный снимок». Славу ему, как и другим исполнителям, принесла музыкальная история Карена Шахназарова «Мы из джаза», вышедшая в 1983 году. Его Степан Грушко (одна из немногих главных ролей) органично вписался в музыкальную пятерку, хотя сам артист был далек от этого вида искусства. В этой роли ярко проявился его комедийный талант.

Партнерами Александра здесь стали как начинающие исполнители Игорь Скляр, Николай Аверюшкин, Елена Цыплакова, так и уже известные Евгений Евстигнеев, Петр Щербаков, Леонид Куравлев, Борислав Брондуков, а также звезда эстрады певица Лариса Долина. Задумав фильм о пионерах русского джаза, Карен Шахназаров обратился к Леониду Утесову с просьбой рассказать о своем оркестре, но тот категорически отказался, заявив, что не имеет к джазу никакого отношения. Тогда вместе со сценаристом Александром Бородянским Шахназаров стал ездить к композитору и дирижеру Александру Варламову, который и рассказал о первой в СССР группе музыкантов-импровизаторов. Он и стал прототипом главного героя – Кости Иванова, студента Одесского музыкального техникума, который взялся организовать джаз-оркестр. На его роль претендовал Дмитрий Харатьян, но режиссеру больше понравился Игорь Скляр, недавно снявшийся в музыкальной картине «Только в мюзик-холле». Роль Степана Грушко хотели получить Николай Еременко и Леонид Ярмольник, но режиссер увидел его в совсем неизвестном артисте Панкратове-Черном и не ошибся. Правда, оказалось, что у него совсем нет слуха, пришлось учить его при имитации игры на банджо все-таки попадать в такт. Песни про «чемоданчик» и «Одессу-маму» за Александра спел оператор фильма Владимир Швецик. А в остальном было, как говорится, «прямое попадание», к тому же Александр научился великолепно бить чечетку, что пригодилось ему потом в картине «Зимний вечер в Гаграх». Фильм «Мы из джаза» триумфально прошел по 26 странам мира, получил множество наград и принес славу дотоле мало известным актерам, в числе которых был и Александр Панкратов-Черный.

Полвека на сцене и на экране

В последующих фильмах «Жестокий романс», «Батальоны просят огня», «Знай наших!», «Где находится нофелет?», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Забытая мелодия для флейты» и других, кого бы он там ни играл, разведчика, клоуна или просто веселого шутника, Панкратов-Черный уже был хорошо узнаваем, даже если всего три-четыре раза мелькнул на экране. Даже в 90-е, которые для многих артистов кино оказались проблемными из-за отсутствия работы, Александр Васильевич продолжал активно сниматься, именно в эти годы список его картин пополнился еще тридцатью фильмами, среди которых «Бабник», «Небеса обетованные», «Новый Одеон», «Трам-тарарам, или Бухты-барахты», «Ширли-мырли», «Классик» и другие.

Перешагнув в 21-й век, Панкратов-Черный продолжает сниматься. Он художник в картине «Вход через окно» или сотрудник ГИБДД в «Полете аиста над капустным полем», а то и просто Сергей Степанович в «Жизни кувырком». В 2005 году Владимир Бортко пригласил его в мистическую драму по произведению Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» на роль Лиходеева. На фестивале в Биаррице, проходившем в 2007 году, фильм был удостоен Специального приза. И уже в последние годы Панкратов-Черный сыграл главные роли в картинах «Продается дача», «Улыбка Бога, или Чисто одесская история», «Остров ненужных людей», «Украсть Бельмондо», «Контуженный, или Уроки плавания вольным стилем». Всего в его «послужном списке» около 130 фильмов.

Актерские работы Панкратова-Черного были отмечены высокими званиями сначала заслуженного, потом народного артиста РФ, Благодарностью Президента РФ, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, орденом Дружбы от Южной Осетии и званием народного артиста этой республики, призом за лучшую мужскую роль в комедии «Продается дача» и другими наградами. Его режиссерская деятельность была не столь удачной, хотя уже за первый же свой художественный фильм «Взрослый сын» Александр Васильевич получил Почетный диплом жюри XIII Всесоюзного кинофестиваля, проходившего в Душанбе, за успешный дебют. Через много лет после выхода «Похождений графа Невзорова» по достоинству оценили и этот фильм. В одном из интервью Александр Васильевич сетовал, что ни одну картину не закончил так, как хотел, «все кромсали, сценарии приходилось по нескольку лет пробивать».

Уйдя в 1975 году в кинематограф, Панкратов-Черный думал, что навсегда расстался с театром, но тяга к сцене и непосредственному общению со зрителем и через 40 лет не пропала. На подмостки его фактически вернула замечательная актриса Нина Усатова, родом тоже с Алтая, которая однажды сказала: «Санька, давай!» и включила его в комедийный спектакль «Любовь не картошка», с которым они уже несколько лет ездят по городам России, собирая полные залы.

Менее известен Панкратов-Черный как поэт, хотя вышло уже несколько сборников его стихов, которые он пишет с юности. Это он написал молитву «Господи, дай же мне волю», которую на открытии храма Христа Спасителя исполнил Иосиф Кобзон.

Немало сил отдает Александр Васильевич общественной деятельности, став президентом детского спортивного фонда «Наше поколение», членом Совета благотворительной организации «Благомир» и общественного фонда имени Михаила Евдокимова.

Во всех делах Александра Васильевича поддерживает его жена Юлия Монахова, дочь известного кинооператора, снявшего фильмы «Высота», «Судьба человека». Это его третий брак, у супругов есть сын Владимир, родившийся в 1980 году. Первые два брака – с однокурсницей Ириной Семиклетовой и Вероникой Изотовой, дочерью известного актера Эдуарда Изотова, — были непродолжительными.

Еще в 2014 году, к 65-летию актера, телеканалом ТВЦ был снят биографический фильм «Александр Панкратов-Черный. Мужчина без комплексов». Видимо, он действительно так и живет, принимая жизнь такой, какая она есть, и стараясь все превратить во благо. И прежде всего во благо своему творчеству, которому отдано уже полвека.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Наверх