№ 27 (3757) 10.07.2019

ГОЛОС, ОЗАРЯВШИЙ СЧАСТЬЕМ

Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии, кавалер трех орденов Ленина и ордена «Знак Почета» Сергей Яковлевич Лемешев был одним из самых любимых певцов в 40–60-е годы прошлого столетия. Природа щедро наделила его голосом необыкновенной красоты и притягательной внешностью, что и сделало артиста кумиром нескольких поколений.

История Пети Говоркова

Мы были еще подростками, когда в предвоенном 1940-м году вышел фильм «Музыкальная история», где симпатичный водитель такси Петя Говорков надолго застревал в ванной, оглашая громким пением ленинградскую коммуналку и нервируя остальных жильцов, которым надо было успеть умыться, прежде чем отправиться на работу. Впрочем, ему многое прощалось, потому что пел он так хорошо, что руководитель оперной студии в клубе транспортников Македонский даже предложил своему подопечному роль Ленского в опере «Евгений Онегин», которую он ставил в самодеятельном коллективе. Режиссер рассчитывал на большой успех постановки, но Петя, поссорившийся перед премьерой с любимой девушкой Клавой Белкиной, диспетчером того же таксопарка, не сумел спеть свою партию и провалил спектакль. Однако, как и бывает в мелодрамах, все кончилось хорошо, влюбленные помирились, а Петя стал профессиональным певцом. Нас, 10–12-летних зрителей, мало интересовала любовная линия, зато мы много смеялись, реагируя на комические моменты, которых в фильме было немало. Чего стоил один только Эраст Гарин в роли Тараканова! Мы его уже хорошо знали по другим картинам, а вот Сергея Лемешева, исполнителя Пети Говоркова, видели впервые. И сам он, и голос его нам очень понравились. Взрослея, мы примыкали к той армии его поклонников, которые без труда узнавали голос любимого певца, доносившийся из репродукторов. Ведь тогда не было телевидения, и если бы не фильм «Музыкальная история», мы бы и не знали, как Лемешев выглядит. Считается, что эта лента так и осталась единственной художественной картиной с участием этого певца. Не знаю, к какой категории можно отнести «Майскую ночь», где Лемешев исполнял роль Левко, но такая киноверсия, созданная по рассказу Гоголя и наполненная музыкой Римского-Корсакова, была. Я ее видела и помню Лемешева в украинской «вышиванке», с бандурой. Сейчас в фильмографии певца этой ленты почему-то нет. Имеются киноконцерты 1941-го, 1943-го и 1952-го годов, в одном из которых он исполняет партию Германа в «Пиковой даме» Чайковского, и фильм-опера «Дубровский» (1961), где у него главная роль. В 1963 году Лемешев появился наконец на экране телевизора, приняв участие в «Голубом огоньке», где исполнил песню «Снегурочка». До обидного мало осталось подобных свидетельств редкого дарования певца-самородка, но они вместе с многочисленными грамзаписями дают возможность насладиться его замечательным пением.

Первые уроки

Любопытно происхождение его фамилии. Дед будущего певца Степан Иванович был Ивановым. На своем поле он нашел однажды плуг со стальным лемехом, отчего и получил прозвище Лемеш, от которой образовалась новая фамилия, перешедшая к сыну Якову, а затем и к внукам – Алексею и Сергею. Яков Степанович в поисках заработка часто уходил в город, а когда был дома, то пел городские песни, послушать которые собиралась почти вся деревня Старое Князево, что в Тверской губернии, потому что у него был сильныйф и красивый голос. Жена Акулина Сергеевна пела в церковном хоре. Сыновья, подрастая, помогали матери, которая фактически «тянула» их одна: они то нанимались молотить хлеб, то ловили рыбу, то собирали в лесу грибы… В лес Сергей любил ходить один и здесь затягивал грустные народные песни, которые его почему-то волновали. В 1914 году ему исполнилось 12 лет, он окончил четыре класса школы, и мальчика отправили с дядей в город, чтобы научился там сапожному делу. Здесь Сергей впервые попал в кино, увидел театры, выступления артистов на эстраде и… загорелся мечтой: а что, если самому стать артистом? Но началась Первая мировая война, подросток вернулся в родное село. Когда установилась советская власть, Акулина Сергеевна устроилась помощницей по хозяйству в государственную школу-мастерскую, открывшуюся в бывшей усадьбе Столопово. Ей, уже ставшей вдовой, и детям выделили рядом маленький домик. Сыновья занимались привычным крестьянским трудом, любили ходить в ночное, сторожить лошадей. Однажды, лежа под звездным небом у костра, они запели. Их случайно услышал Николай Александрович Квашнин, заведующий школой. Он пригласил братьев к себе домой и попросил жену послушать ребят. Евгения Николаевна, окончившая Саратовскую консерваторию, смогла дать профессиональную оценку их голосам: у Алексея был сильный драматический тенор, у Сергея – лирический, более нежный и совершенно своеобразного тембра. Николай Александрович, окончивший Императорскую академию художеств, по поручению новой власти уже организовал в бывшей усадьбе самодеятельный театрик. Силами школьников и учителей ставились спектакли, тексты к которым писал сам руководитель, а музыкальное сопровождение обеспечивали Евгения Николаевна и ее сестра. Сюда Квашнин привлек и братьев Лемешевых, перед которыми открылся совершенно новый мир, где можно было многому научиться. Алексей не очень стремился к знаниям, а Сергей с помощью Квашниных стал много читать, учить итальянский и французский языки, нотную грамоту и брать уроки вокала у Евгении Николаевны. Он даже выучил арию Ленского. Раньше Сергей пел для удовольствия и только теперь понял, какой это тяжелый труд – научиться петь по-настоящему, но не отступал. К семье Квашниных его притягивала и их дочь Галина, девушка красивая, умная, с изысканными манерами, прекрасно игравшая на фортепьяно и скрипке. Она отвечала взаимностью на чувство деревенского парня, голосом которого восхищалась. Но, когда Сергей попросил руки Галины, Николай Александрович, поддерживавший его во всем остальном, категорически отказал. В память об этом первом чувстве у потомков Квашниных сохранились стихи, которые писала Галина, посвящая их Сергею.

Трудный путь к мечте

Возможно, отказ Квашнина уязвил самолюбие Сергея, ведь он действительно был просто безвестным семнадцатилетним парнем с хорошим голосом. Он узнал, что в Твери готовят концерт самодеятельности, который состоится в центральном клубе города, и декабрьским утром 1919 года отправился туда, пройдя пешком более сорока верст. Нашел руководителя, Николая Михайловича Сидельникова, который был одновременно певцом, скрипачом, композитором и дирижером созданного им городского симфонического оркестра, и спросил, не разрешит ли он ему, Лемешеву, выступить в концерте. Тот прослушал юношу и разрешил. Сергей спел несколько народных песен и оперных арий, подготовленных у Квашниных, и так понравился публике, что его просили петь еще и еще. Люди, окружившие Сергея после концерта, советовали ему ехать в Москву учиться пению, но у него не было такой возможности, и он вернулся домой. Лишь весной поехал в Тверь, чтобы поступить в консерваторию. Выяснив, что в это время приема нет, решил домой не возвращаться и поступил в кавалерийское училище, где курсанты получали форму, бесплатное питание и пятьдесят рублей в месяц. Вечерами бежал в клуб к уже знакомому Сидельникову, который организовал государственную музыкальную школу, и продолжал здесь учиться пению. В свободное время ходил на концерты, где ему посчастливилось услышать Нежданову и Собинова. Через полтора года городской отдел искусств обратился к военкому Тверских курсов с просьбой отправить Лемешева на учебу в Московскую консерваторию, что и было сделано. Узнав, что на одно место подано 500 заявлений, Сергей решил сначала попробовать поступить в Филармоническое общество, где экзамены уже шли, и прошел по конкурсу. Поверив в себя, пошел на прослушивание в консерваторию и был принят в класс Назария Григорьевича Райского. Первые же уроки вокала разочаровали студента, оказалось, что у него неправильное певческое дыхание, у звука нет опоры, и вообще он делает много ошибок. Сергей Лемешев потом вспоминал: «Я считал, что учиться пению просто и приятно, а это оказалось столь мудрено, что и осилить-то невозможно. Я никак не мог понять, как надо петь правильно! То упускал дыхание и напрягал мышцы горла, то мне начинал мешать язык. И все же я был влюблен в свою будущую профессию певца, которая казалась мне лучшей на свете». Еще не окончив учебу, он решил пройти прослушивание в Большом театре, а там в это время присутствовал директор Свердловской оперы Арканов. Он предложил Лемешеву годовой контракт на первые партии, и певец согласился. Так началась его творческая деятельность, которая потом продолжилась в Харбине, где жили русские специалисты, обслуживавшие Китайско-Восточную железную дорогу, и в Тбилиси. Пропутешествовав таким образом пять лет, Лемешев вернулся в Москву и снова пошел поступать в Большой театр. Сбылась мечта – он был принят! Весной 1931 года состоялся его дебют в опере «Снегурочка», где он пел партию Берендея. А потом было множество других партий, в том числе и самая любимая – Ленского.

Пение на одном легком

Дирижер оркестра Борис Хайкин говорил о нем: «Я встречался и выступал со многими выдающимися артистами разных поколений. Но среди них есть только один, которого я особенно люблю – и не только как товарища по искусству, но прежде всего как артиста, озаряющего счастьем! Это Сергей Яковлевич Лемешев. Его глубокое искусство, драгоценный сплав голоса и высокого мастерства, результат большой и упорной работы, — все это несет печать мудрой простоты и непосредственности, проникая вам в сердце…». Зрители всегда принимали Лемешева восторженно, и никто не догадывался, что долгое время он пел для них… на одном легком! Осенью1941 года он простудился, дважды перенес воспаление легких, которое перешло в туберкулез. Правое легкое заблокировали пневмотораксом, разрешая петь в месяц один раз, потом – два и все чаще, пока певец не приспособился к новому состоянию, призвав на помощь всю силу своего характера, ежедневно тренируясь.

Неудивительно, что у любимца публики Лемешева было пять жен. Четыре брака оказались непродолжительными, даже с солисткой оперы Ириной Масленниковой, которая родила от него дочь Машу, тоже ставшую оперной певицей. Лишь с Верой Кудрявцевой, оперной певицей, Сергей Яковлевич прожил свои последние 27 лет. Родившись 10 июля 1902-го, он ушел из жизни 26 июня 1977 года и похоронен на Новодевичьем кладбище. Сегодня, в день рождения певца, все его почитатели вспоминают о нем с глубокой благодарностью за ту радость, которую им доставило его удивительное пение.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Комментарии
Наверх