№ 28 (3758) 17.07.2019

ПО ВОЛНАМ РОМАНТИКИ

О композиторе Алексее Рыбникове говорят, что у него совершенно своеобразный музыкальный почерк, в котором авангардное направление удивительным образом сочетается с церковно-славянскими мотивами. Это проявляется как в его симфонических произведениях, так и в музыке к фильмам и театральным постановкам.

Пианино вместо буфета

Будущий композитор появился на свет 17 июля 1945 года в Москве и начал свою жизнь в десятиметровой комнатушке столичной коммуналки, в которой размещались также его родители и бабушка. Отец мальчика — Лев Самойлович Беймшлаг — был скрипачом в знаменитом оркестре Александра Цфасмана, а мать, Александра Алексеевна Рыбникова, по профессии художник-дизайнер, подрабатывала тем, что изготовляла красивые шали и шляпки, которые у нее охотно покупали местные модницы. Когда Алексей родился, брак между его родителями не был оформлен официально (они сделали это лишь через 16 лет), и мальчик был записан на мать. Сразу после рождения он был крещен и в дальнейшем воспитывался бабушкой в православных традициях, здесь и нужно искать истоки его приверженности к церковной музыке. От бабушки же мальчик услышал историю своей родословной по материнской линии. Во время Гражданской войны мужчины этого рода, будучи офицерами, воевали на стороне белых. Его деда, генерала, расстреливали на глазах жены (бабушки Алексея). Она хотела защитить мужа, и ей прострелили руки. Должны были расстрелять и ее, и пятилетнюю Сашу (мать композитора), но, видимо, пожалели и оставили их в покое. У Льва Самойловича своя трагическая судьба. Ему было 14, когда он заболел туберкулезом. Его сочли безнадежным и отправили в туберкулезный барак для умирающих. Помочь ему в то трудное время было некому. Подростка пожалел православный священник сельского храма. Он взял его к себе, выхаживал, учил исполнять церковные псалмы и игре на скрипке, которой немного сам владел. С тех пор скрипка и стала любимым инструментом одаренного музыканта.

Мать Алексея почему-то сразу уверовала в особые способности сына к музыке и хотела видеть его в будущем непременно композитором, хотя отец, профессиональный музыкант, этого мнения не разделял. И все-таки по настоянию матери купили пианино и поставили его на место выброшенного буфета, чтобы мальчик мог учиться в музыкальной школе. Он заучил несколько пьес и пошел сдавать экзамены. Пьесы Алексей сыграл, а напеть те же мелодии не смог, и его не приняли. Мама не отступала и наняла для сына преподавателя по сольфеджио, на следующий год Алексей поступил в музыкальную школу.

Выполняя задания, он больше всего любил импровизировать, за что отец его частенько ругал. Мама же поддерживала, и восьмилетний Алеша сочинил несколько фортепьянных пьес на тему сказки «Багдадский вор», а в 11 лет написал балет «Кот в сапогах». Он учился в школе для одаренных детей при Московской консерватории им. Чайковского, когда отец, все еще сомневавшийся в способностях сына, показал это сочинение Араму Хачатуряну. Композитор нашел молодого сочинителя перспективным, и в 1962 году Рыбников, поступив в консерваторию, стал учиться у него искусству композиции. В 1967 году Алексей окончил консерваторию с красным дипломом и был оставлен на преподавательской работе.

Юноша рано женился и, чтобы содержать семью, в которой появилось двое детей – Анна и Дмитрий, вынужден был давать дополнительные уроки студентам, аккомпанировать на фортепьяно во время праздников в детских садах, руководить оркестром при театральном вузе… Брался за любую работу, но главным делом всегда считал композицию, в которой искал свой путь.

Музыка для экрана

Написанная Рыбниковым в 1967 году концерт-баллада для скрипки с оркестром в качестве дипломной работы отличалась виртуозным переходом от лиризма к драматизму, и в этой музыке легко было распознать агрессивное движение толпы, растаптывающей нарисованный художником цветок, — тема была навеяна стихотворением болгарского поэта. Затем последовали «Русская увертюра», концертное каприччио «Скоморох», концерт для баяна и оркестра и другие произведения, в которых, как писали музыковеды, были «внешняя яркость, броскость, многоцветье красок, переливчатая звонкая красота, почерпнутая из фольклорных образов».

Это были произведения, которые оценить по достоинству могли в основном специалисты. Судьба свела композитора с режиссерами кино, и он сочинил музыкальное сопровождение к картинам «Всадник над городом», «Три дня Виктора Чернышева», «День и вся жизнь», «Остров сокровищ»… Широкую известность принесла Рыбникову музыка, написанная к фильмам «Большое космическое путешествие» (1973) и «Приключения Буратино» (1975). Пластинки с записями к первому из них были выпущены сотнями тысяч, а к «Буратино» — более миллиона, и все разошлись в короткий срок. Рыбникова стали приглашать к сотрудничеству многие кинорежиссеры, и его музыка зазвучала в таких лентах, как «Усатый нянь», «Про Красную Шапочку», «Новые приключения капитана Врунгеля», «Тот самый Мюхгаузен», «Андерсен. Жизнь без любви», «Дом на Английской набережной», «Пассажирка» и многих других. А еще его музыка звучит в «Ералаше» и более чем в двадцати телефильмах, среди которых «Сказка о звездном мальчике», «Война и мир в ядерный век», «Спас под березами», «Дело о «Мертвых душах», «Братья Карамазовы». Сотрудничество с кино было Алексею Львовичу интересно и к тому же служило источником материального благополучия, позволявшего ему работать над любимыми композициями, которые он сочинял к спектаклям. В Драматическом театре им. Станиславского с его музыкальным сопровождением шла постановка по пьесе Шиллера «Коварство и любовь», в Театре Советской Армии – «Космическая фантазия» по пьесе Горина «Барон Мюнхгаузен», в Центральном детском театре – «Сказка о четырех близнецах». В 1976 году на сцене театра им. Ленинского комсомола состоялась премьера первой в СССР рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», написанной Рыбниковым. Премьере предшествовала долгая тяжба с чиновниками Министерства культуры, которые 11 раз (!) отказывались принять спектакль, считая его чуждым по духу, излишне авангардистским. Но когда он все-таки вышел, всех поразила музыка. Записанная на двойном альбоме в 1977 году, она заняла первое место в хит-параде лучших грамзаписей, а в 1979-м ее автор был признан самым популярным композитором года. Через 10 лет общий тираж проданных дисков с музыкой Рыбникова превысил 10 миллионов, и фирма «Мелодия» наградила его «Золотым диском».

Аллилуйя любви

Совершенно особое место в творчестве Алексея Рыбникова занимает рок-опера «Юнона и Авось». Подлинная история, связанная с этой поездкой, послужила основой для поэмы Андрея Вознесенского, а она в свою очередь стала материалом для музыкальной композиции, созданной Рыбниковым. Граф Николай Резанов, искавший дополнительные источники продовольствия для русских колоний на Аляске, прибыл в Сан-Франциско, чтобы договориться об этом с испанским комендантом крепости Хосе Дарио Аргуэльо. Здесь 42-летний вдовец познакомился с его 16-летней дочерью Консепсьон (Кончитой) и обручился с ней. Сохранились записки корабельного врача, который утверждал, что «Резанов не был похож на потерявшего голову мужчину». И далее: «Можно было бы подумать, что он влюбился в эту красавицу. Однако ввиду присущей этому холодному человеку осмотрительности осторожнее будет допустить, что он просто возымел на нее какие-то дипломатические виды». То же можно заключить и из письма самого Резанова Булдакову, мужу сестры своей покойной жены Анны Шелеховой, где он писал: «Любовь моя у вас в Невском под куском мрамора, а здесь следствие энтузиазма и новая жертва отечеству…». Возможно, он действительно не мог испытывать большого чувства к столь юной девушке, но она-то его сильно любила, и зрителям ближе романтическая история о взаимной любви, созданная поэтом и композитором.

Премьера спектакля «Юнона и Авось», названного из опасения перед запретами не рок-оперой, а современной оперой, состоялась летом 1981 года на сцене театра им. Ленинского комсомола в постановке Марка Захарова, который никогда не боялся идти на эксперименты. И создателей, и исполнителей ждал оглушительный успех. Образы влюбленных первыми создали Николай Караченцов и Елена Шанина, а их вокальный диалог «Я тебя никогда не забуду, я тебя никогда не увижу» вот уже 38 лет волнует сердца силой огромного чувства. Исполнители меняются, а волшебное воздействие искусства остается. Все-таки очень хочется найти подтверждение тому, что на самом деле была большая любовь. Резанов по долгу службы отправился на Аляску, а оттуда в Петербург, чтобы получить разрешение жениться на католичке. В дороге простудился, заболел и вскоре умер. Кончита его ждала и поверила в смерть любимого только через 35 лет, получив подтверждение от английского путешественника Джорджа Симпсона. Дав обет молчания, она постриглась в монахини и скончалась через 20 лет, в 1857 году. Расставшись вроде бы на короткое время, влюбленные больше не встретились, но 28 октября 2000 года состоялось их символическое воссоединение. На Троицком кладбище в Красноярске, на месте предполагаемого захоронения графа, был установлен белый крест с надписями – на одной стороне: «Николай Петрович Резанов. 1764–1807. Я тебя никогда не забуду»; на другой: «Мария Консепсьон де Аргуэльо. 1791–1857. Я тебя никогда не увижу». На открытии памятника и панихиде присутствовал шериф города Монтерея (Калифорния) Гарри Браун. Он развеял землю с могилы Кончиты и взял горсть с могилы Резанова, чтобы развеять ее над прахом Консепсьон.

Рок-опера «Юнона и Авось» входит также в репертуар Санкт-Петербургского театра и музыкальных театров Красноярска, Иркутска, Оренбурга, Ростова и других. В Великобритании сняли фильм по этому произведению, который демонстрировался в 50 странах.

С успехом проходила также мистерия «Литургия оглашенных», музыку к которой написал Рыбников. Она демонстрировалась в России и США и за два сезона прошла с аншлагами 70 раз! Музыку к постановке «Аллилуйя любви», вышедшей в 2012 году, композитор составил из своих самых любимых произведений, написанных для театра и кино.

Дети его выросли, Анна стала кинорежиссером, Дмитрий – композитором. Алексей Львович состоит во втором браке с Татьяной, имеющей университетское образование, и при ее моральной поддержке продолжает работать в своем любимом стиле, сочетающем православные мотивы с музыкальным авангардом. Творчество Рыбникова получило высокую оценку, о чем говорят звания и награды: он народный артист России, лауреат Государственной премии РФ и премии Президента РФ.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Наверх