№ 29 (3759) 24.07.2019

НАШ ЛЮБИМЫЙ БЮРОКРАТ

Над директором Огурцовым из «Карнавальной ночи» в исполнении Игоря Ильинского невозможно не смеяться

Народный артист СССР Игорь Владимирович Ильинский имел высокое звание Героя Социалистического Труда, был лауреатом Ленинской и трех Сталинских премий. Все это свидетельства признания огромного таланта выдающегося актера, режиссера театра и кино, мастера художественного слова.

Выбор сделан

Московский врач Владимир Капитонович Ильинский обладал явными способностями лицедея и потому охотно участвовал в театральных постановках. На самодеятельной сцене ставились вполне достойные спектакли по классическим произведениям, и, как потом вспоминал Игорь Владимирович, отец переиграл массу классических ролей «с тончайшими юмористическими оттенками, нюансами и интонациями, в старой благородной манере мастеров Малого театра». Он также замечательно читал юмористические тексты. Все это происходило на глазах его сына Игоря, явившегося на свет 24 июля 1901 года, который еще в подростковом возрасте определился с будущей профессией: он решил стать артистом. Когда отец узнал об этой затее, то категорично заявил, что такой посредственности в настоящем театре делать нечего. Игорь занялся спортом, много времени проводил на стадионах и катках, но с мечтой не расставался, втайне готовился к сцене. После гимназии он решил продолжить обучение в театральной студии Федора Комиссаржевского и Василия Сахновского, на экзамене прочитал отрывок из стихотворения Ивана Никитина «Выезд ямщика» и был принят. Он хотел раскрыть свою тайну и поделиться радостью с отцом, лежавшим в больнице с сердечным приступом, но не успел: Владимир Капитонович умер. Сын тяжело пережил его кончину, но теперь у него не было преград на пути к любимому занятию.

У Мейерхольда

Через несколько месяцев учебы Ильинский получил первую роль в театре, которым руководил Комиссаржевский: он сыграл старика в пьесе древнегреческого драматурга Аристофана «Лисистрата», а ему было всего 17! Дебют оказался успешным, и юноша стал получать роли в следующих спектаклях: «Гимн Рождеству» Диккенса, «Сказание об Алексее – Божьем человеке» Ремизова, «Лулу» Ведекинда и других. Он также появлялся на сценах Театра четырех масок, Театра Совета рабочих депутатов, Театра Художественно-просветительского союза рабочих организаций по их приглашениям – в стране происходили революционные преобразования, в результате которых появлялись современные творческие коллективы. Участие в них было для Ильинского источником получения средств к существованию, хотя порой платили не деньгами, а пайками, даже поленьями дров. Он же тяготел к классике, на которой вырос, поэтому после полутора лет обучения поступил в труппу Художественного театра. Однако веяния нового времени заставили его изменить взгляды, и он уходит из МХАТа в «Театр РСФСР Первый», созданный новатором Всеволодом Мейерхольдом. Здесь его привлекали яркость постановок, эксцентрика, даже буффонада, позволявшие молодому артисту раскрыть явные способности комика.

Первая роль в этом театре – фермера Гислена в «Зорях» – была небольшой, но меньшевик в «Мистерии-Буфф» и Брюно в «Великодушном рогоносце» уже сделали Ильинского популярным. Известность его росла, поскольку он выступал и на других сценах, играя то в «Грозе» Островского (Тихон), то в оперетте «Славянский базар», то в «Лекаре поневоле» Мольера, с которым даже гастролировал по Украине. Говорят, что Мейерхольд был непостоянен в отношении к артистам, поэтому работать с ним Ильинскому было сложно. Он несколько раз уходил из его труппы и снова возвращался по приглашению режиссера, который просил Игоря Владимировича забыть разногласия. Видимо, интерес к атмосфере «Первого» у Ильинского не угасал, и он возвращался, правда, не покидая Первой студии МХАТа, а совмещая работу в них. К ним скоро добавляется Театр имени Веры Комиссаржевской, где он великолепно играет генерала Пралинского в «Скверном анекдоте» Достоевского. Да и любая роль на других сценах в исполнении Ильинского становилась событием.

Знакомство с экраном

В 1924 году российское кино делало уже вполне ощутимые шаги, в том числе и в комедийных лентах, где, конечно же, не могли не задействовать такого замечательного артиста, как Ильинский. Он создал яркий образ сыщика Кравцова в фильме Якова Протазанова «Аэлита» и Митюшина в «Папироснице от Моссельпрома» Юрия Желябужского. Затем он предстает в роли уморительного Пети Потелькина в протазановской картине «Закройщик из Торжка», вышедшей в 1925 году. Серия комических персонажей продолжилась в последующих фильмах Протазанова: «Процесс о трех миллионах» (мелкий воришка Тапиока) и «Мисс Менд» (клерк Гопкинс). Еще более ярким стал образ горемычного бродяги Франца Шульца в комедии все того же Протазанова «Праздник святого Йоргена», вышедшей в 1930 году. Фильмы этого режиссера довольно часто демонстрировались в конце 30-х и даже в 50-е годы, и мне довелось увидеть два из них, в том числе «Праздник святого Йоргена». История вроде бы простая и смешная, но она изобличает жульничество, стяжательство и другие неприглядные явления. Критики называли Ильинского русским Чаплином, но сам он был не очень доволен своей работой, так как считал, что еще не создал своей маски, хотя в образе Франца Шульца уже проступали черты его будущих комических персонажей – Бывалова и Огурцова. Игорь Владимирович снялся еще в нескольких картинах, сам занялся кинорежиссурой на «Украинфильме», что не принесло ему удовлетворения, и он на семь лет ушел из кино, посвятив себя целиком сцене.

Снова Татьяна…

На экран Ильинского вернул Григорий Александров, пригласив его на роль директора Управления мелкой кустарной промышленности в фильме «Волга-Волга», полном смеха и музыки. Вышедшая в 1937 году, эта комедия и сейчас пользуется огромным успехом, а директор Бывалов в исполнении Ильинского остается одной из самых смешных фигур в нашем кинематографе. Следует отметить, что Игорю Владимировичу не раз приходилось использовать свою спортивную натренированность во время съемок. Так было и в «Волге-Волге». Готовя кадр, где артистам пришлось прыгать в реку с парохода, Александров, указав на нижнюю палубу, сказал Ильинскому: «Вот отсюда». Игорь Владимирович, думая, что их заменят каскадеры, ответил: «С верхней было бы эффектнее». Началась съемка, Орлову заменила спортсменка, а Ильинский стоял на верхней палубе и, не дождавшись каскадера, по команде «Мотор!» вынужден был прыгнуть. Потом вспоминал, что пережил в этот момент: «Когда я поднялся наверх в своих сапогах и с портфелем, с которым никогда не расставался, то понял, как это страшно, во мне все задрожало… Оператор был готов, все, задрав головы, смотрели на меня, я не мог подвести съемочную группу. Мне ничего не оставалось делать…». Пройдет несколько лет, и подобный Бывалову бюрократ снова появится на экране. Но до того в жизни Ильинского произойдет много перемен. Во время Отечественной войны он гастролирует с чтением комических рассказов, играет в театре, создавая самые разные образы… Неожиданная смерть жены Татьяны, с которой он прожил много лет, чуть не свела и его в могилу. Он так тяжело переживал потерю, что утратил интерес к творчеству и хотел покончить с собой на даче во Внукове. Все-таки удержался и в 1948 году снова стал выходить на сцену. На репетициях спектакля «Двенадцатая ночь» в Татьянин день познакомился с недавно пришедшей в труппу Малого театра, где он тогда работал, 37-летней актрисой Татьяной Еремеевой. Поговорили раз, другой, и оказалось, что у них много общего. Игорь Владимирович пригласил Татьяну на дачу, которая стояла рядом с дачами Орловой и Александрова, Образцова, Утесова, Дунаевского… Гостья отметила, что на даче нет ни газа, ни водопровода, ни телефона, большой сад запущен, чувствовалось, что здесь нет хозяйской руки. Но свежий воздух и интересные беседы ей нравились. Постепенно Татьяна и Игорь Владимирович сблизились, она развелась с мужем и в 1951 году стала женой Ильинского. В 1952-м у них родился сын Володя, и Игорь Владимирович, как он признавался, с радостью «познал великое чувство отцовства». Владимир впоследствии стал журналистом.

В союзе с Рязановым

Брак с Татьяной Еремеевой и отцовство наполнили жизнь Ильинского новым смыслом, подействовали на него воодушевляюще. В театре он получил роль крестьянина Акима во «Власти тьмы» Льва Толстого. Чтобы овладеть «мужицкой речью», купил магнитофон и стал тренироваться. И внешний облик тоже привел в соответствие, и ел, подставляя руку под ложку, и крошки собирал, чтобы ни одна не пропала… В общем, выдающийся артист опять поразил всех своим необыкновенным талантом. В 1956 году Эльдар Рязанов пригласил Ильинского на роль Серафима Огурцова в фильме «Карнавальная ночь», и зрители снова встретились с типичным бюрократом, над которым невозможно было не смеяться. «Карнавальная ночь» заняла в прокате первое место благодаря великолепной игре Игоря Ильинского, Людмилы Гурченко, Сергея Филиппова и других актеров, а также таланту режиссера Рязанова. Эльдару Александровичу так понравилась игра Ильинского, что он пригласил его в свой следующий фильм – «Человек ниоткуда». Оказалось, что там он должен был залезть на памятник Юрию Долгорукому, чего 60-летний актер сделать уже не мог, и роль досталась Сергею Юрскому, который был на 34 года моложе. И все-таки Рязанов не отступал от Ильинского, через год он пригласил его сняться в роли Кутузова в «Гусарской балладе». Выбор режиссера не одобрило руководство студии: дескать, не стоит комедийному актеру играть великого фельдмаршала. Рязанов настаивал: ведь это комедия, поэтому роль Ильинскому подходит. Когда режиссер убедил руководство, отказываться стал сам актер, считая для себя эту роль слишком незначительной. Все-таки его удалось уговорить, и съемки начались. Сложности возникли уже с готовым фильмом: министр культуры Екатерина Фурцева сочла появление комика в образе полководца бестактным и потребовала сцены с ним переснять, что затянуло бы выход фильма на несколько месяцев. Помог случай. Приближалось 150-летие Бородинского сражения, и картину хотели посмотреть сотрудники газеты «Известия», где редактором был зять Хрущева Аджубей. В приложении к «Известиям» («Неделе») появилась рецензия на «Гусарскую балладу», в которой высказывалась похвала как режиссеру, так и артистам, в частности и Игорю Ильинскому. С зятем генсека никто спорить не стал, фильм вышел в прокат и стал одним из любимейших у зрителей.

В последние годы жизни Игорь Владимирович из-за проблем со здоровьем не только не снимался в кино, но и редко выходил на сцену Малого театра, в котором прослужил около полувека. Он ушел из жизни 13 января 1987 года, оставив о себе светлую память как артист редкого таланта.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Наверх