№ 29 (3759) 24.07.2019

«ЗА ВСЕ ПРИХОДИТСЯ ПЛАТИТЬ»

Как на премьере фильма «Калина красная» в Ставрополе Василий Шукшин встретился со зрителями. К 90-летию кинорежиссера

После премьеры «Калины красной» в Москве Василий Шукшин и его жена Лидия Федосеева, исполнительница главной женской роли в этом фильме, отправились на юг. Поездом Москва-Кисловодск они приехали в Минеральные Воды весной семьдесят четвёртого, в начале апреля. Остановились в Железноводске, в санатории «Дубовая роща».

Пребывание Шукшина и Федосеевой в Железноводске совпало с началом проката на Ставрополье фильма «Калина красная». Ставрополье получило права на прокат картины одним из первых в Советском Союзе.

«Калина красная» не сходила с афиш кинотеатров «Экран», «Родина», «Дружба» Ставрополя весь апрель, май и июнь. На Кавказских Минеральных Водах в кинотеатре «Мир» Железноводска «Калину красную» «крутили» до середины апреля, а в кинотеатрах «Россия» Кисловодска, «Космос» Пятигорска, «Дружба» Ессентуков – с 16 по 28 апреля… Фильм показывали в 26 районных центрах Ставропольского края и 7 районных центрах Карачаево-Черкесской автономной области (в те годы она входила в состав Ставрополья). А ещё были Дома культуры и клубы сёл, станиц и хуторов, где «Калину красную» показывали кинопередвижки профсоюзов. В учебных заведениях фильм демонстрировали на узкоплёночных кинопроекторах.

Билеты раскуплены на все сеансы

… «Калину красную» уже не первую неделю показывали в широкоформатном кинотеатре «Экран»: по семь сеансов в день. Кинотеатр, здания которого в Ставрополе больше нет, – его снесли, тогда был новый, – как сказали бы сегодня, модный, в центре города. Практически на всех сеансах всегда полно народа.

Об успехе «Калины красной» на Ставрополье мне рассказал Владимир Петрович Скачилов. В 1974 году он преподавал в Ставропольском кинотехникуме.

– В тот день зрители ждали Шукшина, – вспоминал Владимир Петрович. – Билеты раскуплены на все сеансы. И на каком из них появится Шукшин, большинство зрителей не знало. Он появился на 19-часовом сеансе, где был и я. Из его монолога мне запомнилась фраза, что «за всё человеку приходится платить – и за хорошее, и за плохое». А сам фильм, конечно, был потрясением. Сегодня таких фильмов не снимают.

Шукшин вышел к зрителям из-за кулис вместе с артистами: Жанной Прохоренко, сыгравшей в «Калине красной» роль следователя; Леонидом Куравлёвым – исполнителем главных ролей в фильмах «Ваш сын и брат», «Живёт такой парень»; Станиславом Чеканом – исполнителем роли милиционера в фильме «Бриллиантовая рука»; кинорежиссёром Эдуардом Абаловым, известном зрителям как постановщик фильма «Стряпуха». Сопровождал Шукшина и актёров заместитель председателя Ставропольского крайисполкома Николай Тимофеевич Дорохин.

Биография героя – из жизни

На встрече с Шукшиным в кинотеатре «Экран» присутствовал журналист газеты «Молодой ленинец» Василий Кизилов. Из всех публикаций тех лет в местной печати он наиболее полно записал рассказ режиссёра об истории создания фильма. Вот что сказал Василий Макарович зрителям в тот апрельский вечер:

– Биография моего героя может показаться неясной, поэтому я хочу её предварить. Многие люди в голодные послевоенные годы уходили из сибирских деревень в город в поисках заработка. Всякое случалось с ними. Мой Егор, уйдя из деревни, потерял всё. Его понесло по жизни, как сорванную ветку. Он стал вором. Реального прототипа Егора Прокудина у меня нет, и вместе с тем в жизни такое могло случаться и случалось.

Я хотел бы ответить на возможные зрительские вопросы: надо ли было Егора Прокудина убивать, ведь он сделал попытку к собственному оздоровлению? Мне хотелось сказать судьбой моего героя об ответственности человека перед землёй, которая его взрастила. Человеку за всё приходится платить – и за хорошее, и за плохое. Ещё и об этом мой фильм.

Я не скрываю сострадания к своему герою, вместе с тем я говорю, что за человека надо бороться до самого конца.

В интервью корреспонденту ставропольской газеты Шукшин так ответил на вопрос о замысле фильма:

– Меня часто спрашивают, почему я взялся за эту тему сложнейшего духовного переустройства человека. Шутка ли, главный герой фильма – преступник, человек, на совести которого много сознательных и опасных преступлений, вор по убеждению. В основу фильма действительно положен случай исключительный, случай тяжёлый.

Что же побудило меня обратиться к столь мрачной истории? Глубоко убеждён, что нашему искусству по плечу самые трудные темы, если они освящены идеями добра, веры в человека. Как у врача нет права торопить человека с окончанием жизни, так и в искусстве нет такого права отступиться от человека, отказаться верить в него. В основу фильма я, кроме внешнего сюжета, положил тему внутреннюю: человеку необходимо добро. Добро всё равно в конечном счёте победит.

Биография героя взята из жизни. В тяжёлые послевоенные годы из деревни в город устремился поток подростков, спешащих получить специальность, стать на ноги с помощью профтехучилища, рабочего ученичества. Я сам был в этом потоке и видел, как подстерегало нас на этой дороге зло, как протягивало оно руки к неопытным, несмышлёным мальчишкам. Мой герой поддался ему. Сегодня ему 40 лет. Он закоренелый преступник.

Зачем убили Егора Прокудина?

Отвечая на реплику, что некоторые зрители недовольны финалом картины, Шукшин сказал:

– На вопрос, зачем нужно было убивать героя, ответить не просто. Но, честно говоря, я не видел другого выхода. Ведь он очень виноват перед людьми и должен был за это расплатиться. При всём моём сострадании и сочувствии к герою побеждает диалектика, действует суровый, но справедливый закон расплаты за зло. Это уже не моя воля. Это жизненная необходимость.

Представляя актёров, Шукшин отметил, что в основном они были «насмотрены». Роль Егора Прокудина исполнил сам режиссёр, а его подругу по переписке Любу Байкалову – актриса Лидия Федосеева. Отца Любы сыграл актёр Иван Рыжов, мать Любы – актриса Мария Скворцова, Зою сыграла Мария Виноградова. Непрофессиональный актёр играет роль брата героини. Это земляк Шукшина – Алексей Ванин. Алтаец, фронтовик, работал в те годы тренером. А вот роль матери главного героя исполнила обычная пожилая крестьянка Ефимия Быстрова (в фильме она Офимия).

– Очень большую роль сыграла натура. Фильм снимался на Вологодчине, в маленьком старинном городке Белозёрске. Сама жизнь постоянно вторгалась в наш фильм, – говорил Шукшин. – Вот, скажем, эпизод встречи героя с матерью, которая считает его потерявшимся на жизненных дорогах. Роль матери играет не киноактриса, а обыкновенная деревенская старушка. Впрочем, она не играет. Она просто рассказывает. Героиня, которую исполняет Лидия Федосеева, слушает печальную историю матери, три сына которой погибли на фронте, а четвёртый сгинул неизвестно где. А мы сняли это эпизод скрытой камерой. И в фильм пришла правда – глубокая, потрясающая, пронзительная.

Памятник на могиле Ефимии Быстровой

Через тридцать пять лет после премьеры фильма Лидия Николаевна рассказала, как снимался этот эпизод:

– Съёмки шли в натуральном интерьере избы, и замечательный наш оператор Анатолий Заболоцкий приспособил аппаратуру так, чтобы не смущать непрофессиональную актрису. Камеру он установил на улице, снимал через выставленное окошко, а звук писался синхронно. Бабушка отвечала на мои вопросы и рассказывала свою жизнь. Эпизод получился щемящим до боли.

Позднее я узнал, что в 2003 году жители Белозёрска собрали деньги и установили памятник на могиле простой крестьянки Ефимии Быстровой. На памятнике – фотография Быстровой в роли Куделихи из фильма «Калина красная». Мне кажется, что это памятник всем российским матерям, родившим, воспитавшим и проводившим сыновей в дальнюю дорогу; матерям, не дождавшимся своих сыновей с великих строек пятилеток, с войн, из тюрем, лагерей, с заработков на Севере, с путин, лесозаготовок, из морских походов…

Практически все, кто побывал в те апрельские дни 1974 года на показах фильма, делились общим ощущением: «Калина красная» держала зрителя в напряжении, не ускользала ни одна деталь. Когда фильм заканчивался, зрители вставали и аплодировали. У многих на глазах были слёзы.

Сколько зрителей на Ставрополье посмотрело фильм, к сожалению, выяснить не удалось. Известны общесоюзные данные: «Калину красную» в Советском Союзе посмотрели (только в первые восемнадцать месяцев проката) шестьдесят с лишним миллионов человек. Такого кино страна не знала.

Николай БЛОХИН

Наверх