ПОТЕРПЕВШИЕ В ШОКЕ
Родственники пострадавших в массовой драке в Минводах возмущены мягкостью приговора преступникам
Два года назад городок Минводы был потрясен жестокой массовой дракой, в результате которой погиб 31-летний Анатолий Ларионов и серьезно пострадали еще три человека. Теперь – новое потрясение. На днях зачинщикам дебоша краевой суд вынес приговор, который просто ошеломил родственников пострадавших своей мягкостью.
Больница, в которой убивают
Напомним, как все происходило. В 2014 году молодой предприниматель Анатолий Ларионов приехал из Москвы в Минводы – в гости к родным. В городе жила его мать. 20 сентября Анатолий встретился с друзьями детства Романом Савченко и Рустамом Абдулджалиловым в кафе «Евгения». За соседним столиком «отдыхала» другая компания: Андраник Цаканян, кстати, на тот момент, проходящий по уголовному делу о мошенничестве, сбежавший из зала суда и находившийся в федеральном розыске, и его друг — казачий атаман Евгений Смирнов.
Для пьяного скандала не нужен серьёзный повод. На пустом месте возник конфликт. Цаканян, а затем и Смирнов ударили Савченко бутылкой по голове. Началась драка. Анатолий Ларионов в потасовке почти не участвовал.
Приехавшая по вызову полиция никого задерживать не стала, в том числе Цаканяна. Вызванные по телефону трезвые приятели травмированного Савченко повезли его в больницу. А в это время Цаканян собирал компанию из крепких молодых ребят, чтобы в полной мере разобраться с «оппонентами».
В половине первого ночи толпа — более 30 человек — появилась в ЦРБ. Дверь ранее им открыл охранник. В тот момент раненый Савченко находился в процедурной. Медики оказывали ему помощь. Абдулжалилов и Ларионов поджидали приятеля в коридоре.
Компания «обиженных» бесчинствовала в больнице несколько минут. До Савченко им добраться не удалось: друзья Романа, доставившие его в ЦРБ, держали дверь процедурной. Адбулжалилова, бросившегося убегать, «мстители» настигли на втором этаже, где досталось и ему, и медсестре, которая находилась рядом с ним. Ларионову совсем не повезло. Когда он оказался на полу, мужчину принялись бить ногами по голове. До потери сознания. Он умер через неделю от гематомы мозга.
После драки… кулаками машут!
Поначалу ужасный инцидент пытались замять, умолчать. Но информация просочилась «в люди» и вызвала нешуточный резонанс: жители даже организовали народный сход, возмущаясь взрывоопасной ситуацией в городе, ростом этнической преступности. Мало того, вскоре в Минводах произошла еще одна массовая драка – в кафе «Опера». Участники уже были другие, но «стиль» преступления все тот же – семеро на одного. И итог не менее печален: погиб военнослужащий.
В Минводах волнения усилились. Люди возмущались безнаказанностью криминальных групп, неспособностью полиции и местных властей защитить население, закрывавших глаза на многие преступления в городе. Усилились антикавказские настроения: почти все участники разборки в ЦРБ (и в кафе «Опера») – одной определённой национальности, не «титульной», хотя и весьма широко представленной в Ставропольском крае, особенно на КМВ. В ситуацию вмешался губернатор Ставрополья, потребовал жестко разобраться с участниками преступлений и должностными лицами, по вине которых всё случившееся стало возможным. Со своих постов слетели глава администрации и мэр Минеральных Вод, прокурор города, руководство районной полиции, сотрудники ППС, которые в ту ночь выезжали разнимать дерущихся в кафе, но не арестовали находившегося в федеральном розыске Андраника Цаканяна. Уволен был и главврач больницы.
Наказание за преступление
И вот на прошлой неделе состоялось оглашение приговора участникам драки в больнице. В краевом суде не припомнят такого большого количества подсудимых – 27 человек. Чтобы их всех разместить с «комфортом», пришлось расширить стеклянную «коробку». Приговор судья Игорь Курбатов зачитывал два дня. Поскольку процесс был закрытым, прессу пустили лишь на оглашение резолютивной части решения суда. Зал заседаний был полон милиции. Присутствие родственников подсудимых ограничивалось одним представителем от одного подсудимого.
Главного зачинщика и участника драки Андраника Цаканяна признали виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего, и в хулиганстве. Он получил 15 лет колонии строгого режима и два года ограничения свободы, в течение которых не сможет бывать в увеселительных заведениях, в том числе в кафе «Евгения», где он устроил драку, получившую трагическую развязку в больнице города.
Виновными по этим же статьям УК РФ признаны ещё трое подсудимых – Самвэл Манучарян, Арман Ахумян и Павел Агабабян, принимавшие участие в избиении Анатолия Ларионова в больнице. Им сидеть в условиях строгого режима 8 лет. И всей троице также назначили по два года ограничения свободы.
К концу выступления судьи многие лица за стеклом повеселели. Из 27 участников массовой драки 23 человека, виновные в хулиганстве и пособничестве в нем, получили небольшие сроки лишения свободы – от 1 года 8 месяцев до 2 лет 2 месяцев. Практически они уже отсидели своё, находясь в предварительном заключении. Самому молодому подсудимому, которому в момент совершения преступления ещё не исполнилось 18 лет, суд назначил условный срок на 2 года. Один фигурант дела, признанный виновным в пособничестве хулиганству, освобожден от наказания по амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне, объявленной Госдумой РФ в апреле 2015 года. Двоих последних освободили прямо в зале суда.
100 томов дела
Между тем, суд над участниками массовой драки в больнице, приведшей к гибели Анатолия Ларионова, начался еще в апреле прошлого года. На скамье подсудимых оказалось 27 человек. Еще несколько участников той драки подались в бега. Они до сих пор в розыске.
Сначала судебный процесс проходил открыто, но на заседании, состоявшемся 19 ноября, подсудимые и их родственники взбунтовались. Причина – якобы предвзятое с нарушениями ведение судебного разбирательства. В ходе беспорядков звучали угрозы в адрес участников процесса и свидетелей. Суду, чтобы всех успокоить, понадобилась помощь сотрудников ОМОНа.
На следующем заседании Игорь Курбатов принял решение о продолжении слушаний в закрытом режиме.
Материалы данного уголовного дела составили около 100 томов, В ходе судебного расследования было допрошено 80 свидетелей, проведено 8 различных экспертиз.
Действия 22 подсудимых суд переквалифицировал по более «мягким» статьям УК. Четырех главных фигурантов уголовного дела, которым вменялось убийство, в итоге осудили за «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, опасное для его жизни и повлекшее по неосторожности его смерть». Суд посчитал, что сторона обвинения не представила достоверных доказательств того, что подсудимые имели умысел именно на убийство потерпевшего.
Обжалованию подлежит
Тем не менее, адвокат Андраника Цаканяна Эмин Яхшибекян заявил, что его подзащитному назначено слишком строгое наказание. Оно не соответствует содеянному. Возможно, сторона защиты воспользуется правом обжалования приговора. После анализа решения суда и консультации с подзащитным.
Мать убитого Татьяна Ларионова, напротив, была возмущена мягкостью приговора:
— Я просто в шоке. Люди собрались и намеренно ехали убивать. Хотели убить одного, убили другого. А их действия квалифицировали как неосторожные, повлекшие смерть. Дали многим по одному году и 8 месяцев. Теперь эти люди снова появятся на улицах нашего города…
Татьяна Ларионова говорит, что обязательно будет пытаться обжаловать приговор (решение суда ещё не вступило в законную силу), чтобы добиться для преступников более сурового наказания. Подключит к этому делу друзей-однокурсников сына, среди родителей которых немало влиятельных людей.
Анатолий Ларионов в юном возрасте покинул отчий дом ради учёбы в Ракетно-артиллерийском кадетском корпусе Санкт-Петербурга, потом поступил в Академию экономической безопасности МВД. В 2014 году, незадолго до своей трагической гибели, закончил Российскую академию народного хозяйства госслужбы при Президенте России. В Москве возглавлял фирму по продаже сплит-систем. Вот приехал в гости…
Не были удовлетворены в полной мере и исковые требования потерпевших – матери и супруги Анатолия Ларионова. Они в качестве возмещения морального вреда требовали 36 миллионов рублей. Но суд решил взыскать 2 миллиона рублей с Цаканяна и по 1,5 миллиона с Манучаряна, Ахумяна и Агабабяна.
Влад БОЧАРОВ
Фото Виктора Нестеренко
КСТАТИ
comments powered by HyperCommentsУБИЙЦА СКРЫВАЕТСЯ ЗА ГРАНИЦЕЙ
В декабре 2012 года в Невинномысске, в результате конфликта с двумя братьями — уроженцами Чечни, погиб курсант Ставропольского лётного училища Николай Науменко. Один из фигурантов дела — Магомед Акаев — осуждён на 4,5 года лишения свободы. Второго — Висхана Акаева, нанесшего курсанту смертельные удары ножом, ищут до сих пор. Он скрывается за границей, объявлен в международный розыск.
Трагедия произошла в ночь с 5 на 6 декабря возле дискобара «Зодиак» города химиков. Между Акаевыми, временно проживавшими в Невинномысске, и 25-летним Николаем Науменко произошла драка. Братья были вооружены ножами. Висхан нанёс парню несколько ударов. Николай умер во время операции.
Результатом этих событий стали митинги в Невинномысске. Жители выступали против роста этнической преступности, экспансии мигрантов из кавказских республик на территорию Ставрополья. Ратовали за выход края из состава СКФО и возвращение его в Южный федеральный округ.