ОТЧИТАЛИСЬ «НА УРА»… А НА ПРАКТИКЕ – ДЫРА?
На недавней коллегии Министерства по делам Северного Кавказа в Ессентуках подвели итоги работы и обозначили приоритеты развития. В работе приняли участие зампред правительства РФ Александр Хлопонин, глава Минкавказа Лев Кузнецов, сенаторы Совета Федерации, депутаты Госдумы РФ, первые лица субъектов СКФО.
Проектов – море
По словам вице-премьера Хлопонина, округ показал положительную динамику развития. В сфере промышленности, сельского хозяйства и строительства уровень его даже превысил среднероссийские показатели. Существенно снизился уровень безработицы. «В январе 2010 года количество зарегистрированных безработных составляло 468 тысяч человек. Сегодня этот показатель 168 тыс. человек, то есть уровень безработицы сократился почти в 3 раза. Это в целом по СКФО, но есть территории, где вопрос с безработицей еще стоит остро», — подчеркнул Александр Геннадиевич.
В ближайшее время на Северном Кавказе планируется создать тысячи новых рабочих мест. Это станет возможным благодаря реализации проектов в аграрном секторе и промышленности. Как отметил Хлопонин, в округе утверждено 63 якорных проекта. Они важны не только для Северного Кавказа, но и для всей страны, заметил министр Лев Кузнецов.
— Есть перечень приоритетных для СКФО проектов, которые, по нашим оценкам, являются знаковыми не только с точки зрения округа, но и в масштабах Российской Федерации, – заявил Кузнецов.
К таким проектам глава Минкавказа относит возобновление добычи вольфрамо-молибденового Тырныаузского месторождения, строительство всесоюзного туристическо-рекреационного курорта «Ведучи» в Чеченской республике и проект медкластера на Кавминводах. Последний, напомним, вызывает неоднозначную реакцию общественности и ряда экспертов (см. статью «Вариации с законом не пройдут», №22 от 8.06.2016 г. и «Куда ведет медкластер?», №21 от 1.06.2016 г.).
В перспективе же, по словам Кузнецова, с 2017 года от решения социальных проблем предстоит перейти к развитию реального сектора экономики и привлечению инвестиций. До 2025 года объем инвестиций в основной капитал на Северном Кавказе должен увеличиться в 2,5 раза. Такие планы заложены в программе развития СКФО.
Рапорта звонкие, а дело где?
В сфере привлечения инвестиций радостных рапортов в регионах пока не слышно. На Старополье на слуху, к примеру, результаты обнародованной краевой проверки деятельности мэрии Пятигорска. Здесь, как выяснилось, из 8 громко распиаренных инвестпроектов «на плаву» едва держится … один.
То есть рапорта-то звонкие были, но до дела так и не дошло. Если года 3-4 назад умение отдельных муниципалитетов ярко подать идею принималось в коридорах власти благосклонно и даже восторженно, ныне требуется подтвердить жизнеспособность проекта и, в конце концов, показать, что получилось в итоге – сколько рабочих мест создано, какая продукция выпускается, какова прибыль и так далее. Результат нужен. А его в Пятигорске и нет. Не было в благополучные годы, что ж о сегодняшней санкционно-кризисной ситуации говорить? Тем не менее, время пятигорской политики «Закидаем шапками!» прошло, экономику таким способом не поднять, действия нужны эффективные и результативные. Как этого добиться? Есть у Ставрополья шансы?
Развитие реального сектора экономики, курс на который провозгласили в Минкавказа, предпринимательскую среду особо не воодушевляет.
— При таком общем положении дел с налогами, кредитной историей, административным давлением и процветающей пышным цветом коррупцией говорить о развитии реального сектора непросто, — отмечает Алексей Курсиш из Межрегиональной общественной организации «Антикоррупционный центр». – Налоговое бремя для предпринимателя непомерное, кредитная ставка в 22% — это, считай, крупно повезло. Большей частью для малого и среднего бизнеса — 26-30%. Сравните – в европейских странах кредитная ставка 5-6%, а в сельском хозяйстве она ещё и субсидируется государством!
Импортозамещение, поясняет Курсиш, это и есть развитие реального сектора экономики. «Выпускаемая продукция должна быть конкурентоспособной, а как нашему производителю тягаться с зарубежным в таких условиях? – задается вопросом наш эксперт. — На себестоимости сказывается и коррупционная составляющая – помимо всех налогов и сборов».
Почва для развития в крае есть – этого бизнесмены не оспаривают. Есть желание работать, но его старательно отбивают чиновники и надзорные ведомства. Те, кто владеет колоссальными оборотными средствами, не спешат инвестировать капиталы в местные проекты. А за рубеж сейчас не всем удаётся пристроить «денежную массу». «Одни сидят на деньгах, не знают, куда их девать, другие готовы и знают, где процесс пойдёт, но молодым и активным не всегда есть, что вложить», — считает Алексей Курсиш. В целом же ситуация, по мнению Алексея Валентиновича, требует особо пристального внимания:
— Судите сами – за редким исключением мы капитально отстаём в научно-технологическом направлении. Многие работают на привозных комплектующих, с использованием импортных технологий, на чужом сырье.
Наладить своё производство, опираясь в основном на собственные составляющие, удаётся единицам. И, чаще всего, преодолевая массу сложностей, включая бюрократические барьеры и финансовые проблемы.
Николай БАЖЕНОВ
Фото автора
comments powered by HyperComments