ОБМАНЫВАТЬСЯ РАДЫ
«Мам, привет! Я подрался и сейчас нахожусь в полиции. Надо решить вопрос со следователем. К тебе приедет человек, дай ему денег, тогда меня отпустят». Этот телефонный «развод», который мошенники уже давно взяли на вооружение, сотрудники правоохранительных органов называют между собой «родственник попал в беду». Варианты слезливого обращения у звонящих разные: сбил пешехода, набедокурил в ресторане, случайно попал в какую-то нелепую историю. Но цель разговора всегда одна – дай денег. За первое полугодие 2016-го в полицию поступило более одной тысячи заявлений от ставропольцев, обманутых телефонными и компьютерными преступниками. А недавно сотрудники отдела №8 Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Ставропольскому краю выявили и раскрыли целую группу таких жуликов из… Новосибирска.
Ничего личного
Как рассказывает заместитель начальника отдела подполковник полиции Игорь Орехов, новосибирские абоненты отличались особой жадностью. Обычно мошенники просят или даже требуют у «родственников» по 20 — 30 тысяч рублей. А эти начинали с 200 — 300 тысяч. И люди перечисляли.
Я не могу понять – почему? Почему до сих пор находятся те, кто попадается на эту, уже можно сказать, древнюю уловку? Ведь о таких подлых приёмчиках где только ни оповещают: по телевизору, радио, в газетах, интернете и банкоматах. Даже в общественном транспорте, в тех же маршрутках висят листовки с предупреждениями! Разве что из утюга или холодильника не доносится: «Будьте бдительны!» Но нет, обманываться рады. Знаю историю, когда на зов о помощи «сыночка» откликнулась одна сердобольная женщина. Побежала в банк, сняла крупную сумму и перечислила туда, куда сказали по телефону. И лишь потом вспомнила, что сына-то у нее никогда не было. Это не анекдот, а трагедия.
Так почему такие трагедии до сих пор имеют место в нашей жизни? Потому что срабатывает эффект неожиданности, считает Игорь Орехов. Человек думает, что с ним ничего подобного никогда не случится. Да, с кем-то и где-то происходят всякие неприятности. Но только не со мной. И потом, преступники нагло эксплуатируют самые чистые, искренние чувства своих жертв – порыв прийти на помощь. Для жуликов это всего лишь технология, ничего личного. Правда, по словам замначальника отдела №8, все больше людей во время подобных звонков не просто слушают «родственников» и слепо следуют
командам, а начинают спрашивать. И в общем-то двух — трёх наводящих вопросов достаточно, чтобы звонящий «слился» и резко повесил трубку. Так что спрашивайте и вспоминайте, есть ли у вас сын или дочь и где они в данный момент находятся – может, в соседней комнате? А если их там нет, возьмите и позвоните им, расспросите. Не спешите отдавать кровные рубли — доллары — евро неизвестным и невидимым проходимцам. Кстати, о таких элементарных вещах подполковник полиции Игорь Орехов много рассказывает, часто выступая в различных аудиториях.
«Новосибирская группа»
Откуда она взялась? Как обычно в подобных случаях, в правоохранительные органы стали поступать заявления от потерпевших, которые указывали номера телефонов жуликов. Полицейские «пробили» информацию, провели оперативные и технические мероприятия и выяснили, что один абонент находится в Новосибирской области. И где?! В исправительной колонии.
— Тут большой вопрос к УФСИН России: как человек, находящийся в условиях изоляции, не только пользуется сотовым телефоном, а еще и совершает противоправные действия, — говорит Игорь Орехов. – Причем это относится практически ко всем таким историям, ведь на Ставрополье звонят из колоний Самарской, Новосибирской, Кемеровской, Ростовской областей и Татарстана…
Так вот, сиделец новосибирской колонии подключил к своему «бизнесу» жену, обналичивавшую деньги обманутых жертв с помощью платежного сервиса RURU. Трудился для зека и житель области, чей номер осужденный указывал тем, кого «разводит». И этот подельник занимался обналичкой, но уже используя платежную систему «Колибри». В «бригаду» входил и мужчина из Пятигорска, «зоной ответственности» которого был почему-то Георгиевский район. Здесь пятигорчанин подыскивал таксистов, соглашавшихся приезжать к потерпевшим за «выручкой». Водители, естественно, получали за визиты соответствующую мзду. Интересно, что «колонист» звонил с мобильника исключительно на проводные номера. За «Новосибирской группой» пока числятся 15 заявленных эпизодов, однако Игорь Орехов не исключает, что их будет больше по ходу расследования. Он не сомневается, что есть еще люди, которые деньги перечислили, но в полицию не обратились.
Семейный подряд
Сотрудники уголовного розыска отдела №8 не так давно вернулись из Ростова-на-Дону. Там в исправительной колонии, расположенной на территории города, «работал» другой осужденный. Схема у него была несколько иная – после того, как он обрабатывал не в меру доверчивых граждан по сотовому телефону, те присылали ему средства на банковскую карту. Ну а карта была оформлена на его супругу, и женщина снимала наличность в банкомате. Словом, муж и жена – одна… группа. Возможно, и преступная, когда это докажет суд. Ростовского сидельца этапировали в Ставропольский край для проведения следственных действий, а затем доставили обратно. Допросили и владелицу банковской карты, пока в качестве свидетельницы.
Опустошительная комбинация
Наверное, есть среди читателей люди, получавшие смс-сообщения с телефонного номера 900, то есть телефона Сбербанка. Понятно, что доверие к этим цифрам высокое, ведь многие и деньги в этом финансовом учреждении хранят, и зарплату на пластиковые карточки получают. Чем, конечно, не преминули воспользоваться жулики. Они и шлют эсэмэски всем подряд: ваша, мол, карта заблокирована, но если выполните определенные действия, сможете ее разблокировать.
Работает? Еще как! Помню, как учащенно забилось мое сердце, когда сам такую получил, и сразу же в голове пронеслось: «Черт, еще этой проблемы не хватало!» Но вовремя одумался. Смутило то, что мне предлагали позвонить по номеру обыкновенного сотового телефона, указанному в том же послании. Но будет ли такой солидный банк рассылать какие-то мобильники?! И потом – когда приходит сообщение из Сбербанка, то там кроме 900 больше не указываются никакие номера. Не позвонил. А те, кто все же попробовал, рассказывали, что получили команду прийти к банкомату и набрать определенную комбинацию цифр. Когда набрали, то с их карты все деньги «ушли».
— Это такая компьютерная программа, позволяющая преступникам рассылать эсэмэски якобы с номера 900, — поясняет Игорь Орехов. – Скажу совершенно банальные слова: надо быть внимательней, если уж пользуетесь современными средствами связи и банковскими продуктами. Когда закрались сомнения, позвоните в кредитное учреждение и уточните информацию. Это займет всего несколько минут, но вы обезопасите себя от финансовых потерь…
Обезопасите также, если будете осторожно «ступать» по сайтам бесплатных объявлений. Например, по небезызвестному «Авито», предупреждает подполковник полиции. Тут любители легкой наживы действуют двумя способами. В первом выступают в качестве продавцов: копируют уже имеющееся на ресурсе объявление и размещают его еще раз, но указывают свои телефоны и заниженную цену на какой-то товар или предмет. Покупатели, естественно, ведутся на низкую стоимость и с удовольствием перечисляют задаток. Второй способ, это когда жулики сами прикидываются покупателями, которые не прочь перевести деньги за, допустим, земельный участок. Но главное в чем? В процессе общения в обоих вариантах преступники технично выманивают у клиента не только номер его банковской карты, но и три цифры кода безопасности, обозначенные на оборотной стороне кусочка пластика.
— В результате мошенники получают полный доступ, скажем, к сервису «Сбербанк Онлайн» и ко всем средствам, хранящимся у человека, — подчеркивает Игорь Орехов. – Поэтому ни при каких обстоятельствах нельзя раскрывать этот код посторонним людям, иначе можно лишиться всех сбережений!
Есть яркая тому иллюстрация. Жительница Пятигорска выставила на «Авито» детскую коляску за 30 тысяч рублей. По неосторожности назвала «покупателю» код безопасности, и тот украл у нее со всех счетов 1 миллион 700 тысяч рублей. Это была, наверное, самая дорогая детская коляска в мире.
Объекты разработки
По словам Игоря Орехова, самое большое беспокойство ставропольцам доставляют фантазеры из Самарской области, второе место за Новосибирском. А сидельцы исправительных колоний из Курганской области любят представляться сотрудниками какого-нибудь известного банка. Звонят и сообщают случайно выбранному абоненту, что, дескать, его заявка на перевод денег принята. Абонент в непонятках – какая заявка, я ничего не переводил?! А вот такая, отвечают ему, сейчас проверим, дайте-ка нам номер вашей банковской карты и код безопасности. Да, пожалуйста, нервничает гражданин. И, выходит, не напрасно нервничает, поскольку открывает чужакам полный доступ к своим финансовым закромам. К слову, эта «курганская тема» вместе с «самарской» и «новосибирской» сейчас находится в приоритетной разработке сотрудников уголовного розыска.
Игорь ИЛЬИНОВ
comments powered by HyperComments