№ 11 (3639) 22.03.2017   Рекомендовано  

ГОСУДАРСТВУ НЕ СТЫДНО?

Почти 20 процентов бюджетников края получают зарплату на уровне МРОТ

Если ты работаешь, почему ты такой бедный? В России этот вопрос можно задать миллионам людей, которые каждый день ходят на работу, трудятся, не ленясь, но получают за это жалкие гроши. Только что они могут на это ответить?..

Недавно вице-премьер федерального правительства Ольга Голодец на Социальном форуме в рамках Недели российского бизнеса 2017 года назвала уникальным явление, когда работающие россияне остаются бедными.

Чиновница привела цифру — 4 млн 900 тысяч жителей страны получают зарплату на уровне минимального размера оплаты труда (МРОТ). В 2016 году это 7 500 рублей.

Очень низкооплачиваемые

Что такие очень низкооплачиваемые граждане есть в Ставропольском крае, сомневаться не приходится. А вот много ли их у нас?

В Федерации профсоюзов края назвали количество бюджетников, получающих заработную плату на уровне МРОТ — 34 тысячи человек. Это 19 процентов от всех работников бюджетной сферы и 9 процентов от всех работающих в краевой экономике.

Сегодня МРОТ – базовая гарантия в системе оплаты труда, заложенная в Конституции страны. Работодатель не имеет права платить зарплату работникам ниже МРОТ. Но что этот минимально установленный уровень может обеспечить трудящемуся? Только нищенское полуголодное существование… Ведь МРОТ – это даже не прожиточный минимум – минимальный уровень дохода, необходимый для физиологического выживания человека. Если сегодня МРОТ – 7500 рублей (с 1 июля 2016-го), то прожиточный минимум в Ставропольском крае для трудоспособного населения на IV квартал 2016 года составлял 8669 рублей.

— Стыдно, что у нас государство, само являясь крупным работодателем, устанавливает такие гарантии в виде МРОТ. Тем самым государство дает сигнал бизнесу, – рассуждает заместитель председателя Федерации профсоюзов Ставропольского края Татьяна Чечина. — Нам говорят: не только у нас так. В США уровень бедности — 14,3 процента, в Европе — около 17 процентов. Но ведь там совершенно другие стандарты. В Европе, например, в качестве минимальной зарплаты считается заработок не менее 60 процентов от средней по стране. У нас по стране сегодня официально средняя зарплата в районе 36 тысяч рублей. Давайте возьмем 60 процентов от этой суммы. Если к Европе применить наши стандарты, то там вообще не будет бедных.

Нужно повышать МРОТ

Так считают профсоюзы. Но противники повышения выдвигают свои аргументы. Первый – это негативно повлияет на рынок труда. То есть удорожание рабочей силы приведет к сокращению рабочих мест. Второе – более высокий МРОТ разгонит инфляцию. Дескать, выросшие расходы на оплату труда работодатель будет перекладывать на конечного потребителя. Еще один фактор — рост МРОТ приведет к сокращению низкооплачиваемых рабочих мест, связанных с невысоким уровнем квалификации. То есть молодежь в начале карьеры может остаться без работы.

У минфина свои мотивы против повышения минимального размера оплаты труда: нет денег в бюджете.

Но профсоюзы уверены, что экономия на МРОТ себя не оправдывает.

— Это приводит к увеличению расходов государства на помощь бедным, — поясняет Татьяна Чечина. — Если государство не повышает доходы через трудовые отношения, через зарплату, ему приходится помогать бедным, оказывать социальную помощь. А что в результате? Нужно содержать штат людей, которые оценивают права на соцпомощь и которые осуществляют эти выплаты социального характера… Наконец, нужно платить банкам за переводы денег.

Не брать налог с «минималки»

Профсоюзы края добиваются, чтобы минимальная зарплата в регионе была хотя бы на уровне прожиточного минимума. Законодательство позволяет действовать в этом направлении: в Трудовом кодексе РФ есть статья, которая говорит о том, что в зависимости от социально-экономического положения в регионе в рамках трехстороннего договора (объединение работодателей, профсоюзы и правительство региона) можно принять свой региональный стандарт минимальной заработной платы.

Норма о минимальной зарплате на уровне прожиточного минимума появилась еще в прежнем трехстороннем соглашении между Конгрессом деловых кругов Ставропольского края (объединение работодателей), профсоюзами и краевым правительством. Осталась эта норма и в нынешнем трехстороннем договоре, который действует с 1 января 2016 года. Но, как признает Татьяна Чечина, за то, чтобы работодатели хотя бы производственной сферы платили минималку на уровне прожиточного минимума, пришлось побороться. Были длительные жесткие переговоры, некоторыми обязательствами прежнего соглашения профсоюзам пришлось пожертвовать.

Кстати, по словам профсоюзного лидера, вот эта норма в трехстороннем соглашении позволила органам надзора и контроля применять меры административного реагирования ко всем работодателям, которые пытались не платить договорную минимальную сумму.

Конечно, вопрос резкого повышения минимальной зарплаты в ближайшее время кардинально не решить, но хоть как-то увеличить доходы самых низкооплачивамых граждан, по мнению профсоюзов, возможно. Самый легкий и простой путь – не брать подоходный налог с минимальной зарплаты, что практикуется в большинстве стран, даже, например, в Чили и Аргентине.

Нашему правительству нужно обратить на это внимание. То же самое можно принять и в России. Государство потеряет немного, но низкооплачиваемые работники получат хоть какую-то прибавку.

Влад БОЧАРОВ

СПРАВКА

По данным Ставропольстата, численность населения края с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по итогам 2015 года составляла 376,7 тысячи человек, или 13,5 процента. За 2016 год показатель еще не рассчитан.

В 2014-м и в 2013-м ставропольцев, живущих за чертой бедности, было меньше, соответственно 325,7 тысячи человек (11,6 процента) и 330,5 тысячи человек (11,8 процента).

Но в 2004 году количество жителей края с доходами ниже прожиточного минимума составляло 793,7 тысячи человек, или 29 процентов.

КСТАТИ

Многие независимые экономические эксперты считают, что официально установленный прожиточный минимум в России искусственно занижен. В два – два с половиной раза по сравнению с реальным. Таким образом государство пытается сократить социальную нагрузку на бюджет.

Наверх