№ 48 (3676) 06.12.2017  

БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО

Большинство из экспонатов музея села Донского — подарки селян

На главной площади села Донского стоит красивый старинный домик. Он построен еще в 1872 году для одноклассной министерской школы. А сейчас здесь располагается районный краеведческий музей, куда я заглянул, гуляя по Донскому.

Пора вносить поправки

Руководит музеем Анжелика Васильевна Стрелова, которая любезно согласилась провести для меня экскурсию.

Сразу же обращаю внимание на макет крепости, который находится в первом зале музея.

-Так выглядела крепость, с которой начиналось наше село, — рассказывает Анжелика Васильевна, — считается, что Донское — ровесник Ставрополя. Но мне удалось установить, что село на три года моложе краевой столицы.

Стрелова изучала архивы древних актов (кстати, для этого сегодня не обязательно ехать в Москву, многие документы оцифрованы и доступны в интернете) и там нашла любопытный документ – письмо некоего полковника Шульца астраханскому губернатору, в котором говорится о строительстве крепости на реке Ташле. Письмо датировано 24 июля 1780 года. Значит, в 1777 году крепости точно не было. Подтверждает этот факт и ныне покойный краевед из села Московского Вилор Бочарников. В своей рукописной книге об истории села, которую я в свое время читал, он пишет, что крепость в селе Московском строилась одновременно с Донской крепостью. А село Московское, точно установлено, появилось на карте в 1780 году. Так что надо вносить коррективы в метрику Донского.

Есть у Стреловой и свое объяснение названия села – Донское. Она не согласна с утверждением нашего известного краеведа Иосифа Бентковского, жившего, кстати, в селе Безопасном, ныне входящем в Труновский район, что такое имя село получило, потому что в крепости служило много донских казаков.

Существует записка князя Григория Потемкина Екатерине II, в которой он докладывает о завершении строительства Азово-Моздокской линии. Входившие в нее крепости не имели названий, а были просто привязаны к местности и обозначались номерами. Екатерина предложила дать им имена святых и согласовала эту инициативу со Священным синодом. Так появились будущие города Георгиевск, Новопавловск и т.д. Донское получило свое название в честь Дмитрия Донского, причисленного к лику святых. Почему-то из этой традиции выпали Ставрополь и Московское.

Дары от сердца

Есть в музее археологические экспонаты, но, по словам Анжелики Васильевны, их мало. На территории района археологические раскопки никогда не проводились. То, что попало в музей – случайные находки, сделанные во время строительных работ. Что-то приносят жители села, если находят на своих огородах.

— Большинство же экспонатов – это подарки селян, которые охотно приносят их в музей, чтобы увековечить память своих предков, — говорит Анжелика Васильевна.

Вот небольшой музыкальный инструмент, похожий на фортепиано. Анжелика Васильевна говорит, что это фисгармония. Несмотря на схожесть с фортепиано, это не струнный, а духовой инструмент. Стрелова садится за него, начинает нажимать на педали внизу, которые выполняют роль мехов, и берет пару аккордов. Раздается оригинальный звук, что-то среднее между фортепиано и органом.

Фисгармонию подарила музею Валентина Григорьева, работавшая бухгалтером в отделе культуры. Инструмент ей достался в наследство от бабушки. Он был куплен в Саратове, где раньше жило много поволжских немцев. Фисгармонии были чуть ли не в каждой немецкой семье. Потом реликвия вместе с бабушкой путешествовала по стране, побывав в Казахстане, Новочеркасске, пока не попала в Донское. Одно время Валентина хотела продать инструмент антикварам, но те предложили за него смехотворную цену. Уж лучше подарить его родному музею, решила хозяйка реликвии.

В витринах музея есть несколько старинных образцов одежды. Это реальные убранства начала ХХ века из бабушкиных сундуков. Подарили музею внуки.

Есть среди экспонатов и деревянный ткацкий станок. Он и сейчас в рабочем состоянии. Тоже подарок жителей села.

На одной из витрин вижу глиняные фигурки птиц.

-Это свистульки, — рассказывает Анжелика Васильевна. — У нас в селе есть месторождение хорошей глины, поэтому здесь была артель, которая делала глиняные свистульки на продажу. Нас даже дразнили свистунами. Этих птичек нашли на месте той самой артели.

Герои разных времён

Помню, кто-то из жителей Донского рассказывал мне, что в их селе живут белые, а в Труновском, которое раньше называлось Терновским, – красные. Прошло, считай, сто лет, а то разделение общества, которое случилось в результате революции, до сих пор не забыто. Спросил об этом у Стреловой.

— Да, есть такое. Донское всегда было богаче Терновского, поэтому, возможно, что в Гражданскую войну здесь симпатии были на стороне белых. А давайте подойдем к экспозиции, посвященной Первой мировой войне и Гражданской.

Подходим. Здесь много фотографий жителей обоих сел. Многие были призваны в действующую армию, но были и так называемые ополченцы, те, кто добровольно решил защищать интересы Отечества. Это в советское время Первую мировую назвали империалистической, а тогда ее называли второй Отечественной, был небывалый подъем патриотических чувств. На фронт шли добровольцами не только мужчины, но и женщины — сестрами милосердия.

Тут я и увидел фотографию Константина Трунова, героя Гражданской войны, чьим именем назван район и село Труновское, в котором он родился. Трунов работал в наймах у богатых односельчан, а когда его призвали на военную службу, чуть было не загремел под трибунал, так как отличался строптивым характером и дерзостью. Константин выступал против существовавших в армии порядков, в том числе и телесных наказаний, за что и был отдан под суд. Спасла его начавшаяся война. На фронте Трунов проявил себя как храбрый воин, и к 1917 году в его послужном списке уже было четыре Георгиевских креста. Вернувшись с фронта, он создал партизанский отряд, который боролся против белых. Позже его отряд влился в Первую конную армию под командованием Буденного.

Погиб Трунов в 1920 году под городом Броды в нынешней Львовской области во время советско-польской войны. У известного писателя Исаака Бабеля в сборнике рассказов «Конармия» есть и рассказ «Эскадронный Трунов», рассказывающий о гибели славного командира.

А на соседней фотографии тоже полный георгиевский кавалер — Андрей Шарлаев. Этот человек в красные не пошел, но и за белых не воевал. Но в 37-м был расстрелян как враг народа. В 56-м реабилитирован. Вот две разные судьбы георгиевских кавалеров.

За окном музея вижу памятник Герою Советского Союза Александру Невдахину. В честь него в районе назван хутор, где он родился. Невдахин погиб в Польше при форсировании Одера. До недавних пор не было известно место захоронения героя. Но липецкие поисковики установили, что Невдахин похоронен в польском местечке Дембна. Слава Богу, местные власти чтят память солдат, освобождавших Польшу от фашистов, и братская могила, где покоится наш земляк, находится в хорошем состоянии.

Вот такая непростая у нас история. В каждом населенном пункте можно собрать богатейший материал о прошлом родной земли. Были бы подвижники. Селу Донскому и всему Труновскому району повезло. Такие люди есть.

Сергей ИВАЩЕНКО

Фото автора

Наверх