ДОЛГОЖИТЕЛИ ЭКРАНА
В нынешнем году сразу несколько фильмов Эльдара Рязанова «отмечают» круглые даты, а самому талантливому режиссёру исполнилось бы 90 лет
Такое редко случается, чтобы юбилеи нескольких любимейших наших фильмов совпали с юбилеем самого создателя. К сожалению, два года назад Эльдар Александрович Рязанов ушел из жизни, а если бы еще был жив, то 18 ноября этого года ему исполнилось бы 90 лет. Круглые даты в этом году и у целого ряда его кинофильмов, которые к тому же являются своеобразными вехами развития творчества талантливого режиссера и актера.
Путь к призванию
Нередко бывает, что юношеские мечты по какой-либо причине не сбываются и человек находит себе профессию, которая на самом деле оказывается его истинным призванием. Вот и Эльдара, родившегося на Волге, в Самаре, манили большие морские и океанские просторы. Он хотел поступить в Одесское мореходное училище, но этому помешала война. Тогда он поступил во ВГИК и защитил диплом с отличием, создав совместно с однокурсницей З. Фоминой небольшую документальную ленту под названием «Они учатся в Москве».
Первые пять лет после окончания вуза он продолжал работать с документальными сюжетами, снимая их для различных киножурналов. В 1955 году Рязанова приняли на «Мосфильм», где совместно с Сергеем Гуровым он поставил первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса», где было и несколько игровых сценок. А уже в следующем году при поддержке руководителя студии Ивана Пырьева Рязанов выпускает «Карнавальную ночь», которая сразу стала знаменитой.
Молодой режиссер поверил в себя, в кино начал формироваться неподражаемый рязановский почерк, и одна за другой стали выходить на экраны комедии, полные музыки, лиризма, а порой и остросоциального юмора, переходящего в сатиру, как например, в той же «Карнавальной ночи», «Забытой мелодии для флейты» или «Небесах обетованных»…
«Мне нужен мальчик!»
Но вернемся к 1957 году, когда вышла лирическая комедия «Девушка без адреса». Простенький сюжет – случайное знакомство двух молодых людей в Москве, а потом упорные поиски девушки, которая не оставила адреса, зато довольно много музыки и хорошего настроения. Но главное то, что этот фильм стал первым, который Рязанов создал совершенно самостоятельно, без подсказки со стороны. И вот уже 60 лет отделяют нас от тех событий, но в памяти остались добрые, удивительно целомудренные чувства, от которых тепло на душе.
«Гусарская баллада» на пять лет младше «Девушки без адреса», но и в свои 55 она продолжает увлекать зрителей романтической историей, прекрасной музыкой и героикой.
Приближалось 150-летие Бородинской битвы, и в Госкино одобрили идею создания фильма, посвященного этой дате. Когда же узнали, что за экранизацию взялся Рязанов, решивший поставить хоть и героическую, но комедию, стали решительно возражать против «легкомысленного» подхода к серьезному событию. И Эльдару Александровичу пришлось впервые биться за свою точку зрения, доказывать, убеждать. Как видно, он привел весомые аргументы, потому что ему разрешили продолжить работу.
Но тут он снова столкнулся с тем, что ему опять пришлось делать впервые. За основу Рязанов взял пьесу Александра Гладкова «Давным-давно», которая с успехом шла в Театре Советской Армии, да и во многих театрах страны. Однако в кино действие выходило за рамки сцены, а значит, нужно было дописывать эпизоды, причем стихами, потому что весь текст пьесы был стихотворным. Гладков почему-то все время уклонялся от переработки текста, надолго исчезал, почему и пошел слух, что он не был автором пьесы. Как бы то ни было, а Рязанов взялся за стихи. Оказалось, что вполне удачно, и потом ему не раз приходилось обращаться к собственному поэтическому опыту в своих фильмах.
Возникли сложности и с подбором исполнителей. Режиссер как-то сразу увидел в образе Кутузова популярного артиста Игоря Ильинского, который снимался у него в «Карнавальной ночи», но в Госкино заявили, что комик не может играть великого полководца, это дискредитация личности! С трудом Рязанов убедил руководство в том, что Ильинский прекрасно подходит на эту роль, а малая доля юмора совсем не повредит полководцу. Однако режиссера ждал еще один неприятный сюрприз: когда он приехал с предложением к Ильинскому, тот отказался от роли, считая ее слишком незначительной для себя. И снова пришлось убеждать, доказывать, раскрывать перед актером все преимущества этой роли.
Намучился режиссер и с главной женской ролью. Ему хотелось видеть в Шурочке Азаровой уже известную ему Людмилу Гурченко или Алису Фрейндлих, но пробы никого не устроили. Пробовались также Валентина Малявина, Татьяна Никулина, Светлана Немоляева… В последний момент ему прислали никому не известную второкурсницу ВГИКа Ларису Голубкину, ее и утвердили. Что сказал режиссер остальным претенденткам, неизвестно, а перед Алисой Фрейндлих он извинился так: «Ваша неистребимая женственность мне не годится. Мне нужен мальчик!»
Сложности при создании этого фильма продолжались – трудно было найти на натуре скромную, но уютную усадьбу. Тут уж постарались художники, которые нашли подходящий уголок, перестроили полуразвалившуюся церковь, очистили пруд, посадили цветы, установили скульптуры, и поместье стало вполне соответствовать возможностям майора Азарова. Они же решили и проблему со снегом. Съемки начались в марте, и сначала его хватало, потом пришлось подвозить на машинах, а в конце апреля перемешали опилки с мелом и нафталином, отчего у некоторых исполнителей началась аллергия.
Но вот, кажется, уже все позади, готовый материал показали руководителю студии. Когда Пырьев увидел «партизан», он закричал: «Где вы нашли эти сытые уродливые рожи?» В самом деле, они выглядели очень хорошо, потому что актеры снимались на свежем воздухе, неплохо питались, много гуляли… Только вряд ли кто из зрителей обращал внимание на лица «партизан», всех увлекали и до сих пор увлекают героическая романтика, прекрасная музыка, замечательная игра всего актерского коллектива.
Что ни роль, то находка
Снять Алису Фрейндлих в главной роли Рязанову удалось в «Служебном романе», который вышел в 1977 году. Сорок лет мы не устаем наблюдать за тем, как искренние чувства превращают «статистическую мымру» в привлекательную женщину, которой не чуждо все человеческое, в том числе и любовь. В фильме что ни роль, то находка. В этом сказалось умение режиссера подбирать актеров по какому-то только ему известному принципу. Ведь невозможно себе представить, чтобы кто-то другой играл растяпу Анатолия Ефремовича, а не Андрей Мягков, рафинированного чиновника Самохвалова не Олег Басилашвили, обремененную семьей и проблемами Рыжову не Светлана Немоляева, а секретаршу Верочку не Лия Ахеджакова. Даже профкомовская Шурочка, постоянно собирающая взносы, в исполнении Людмилы Ивановой будто пришла на экран прямо из какого-либо учреждения.
«Служебный роман» был признан лучшим фильмом года и был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
У Рязанова была такая особенность: если ему нравились актеры, он старался как можно чаще приглашать их в свои фильмы. Поэтому мы снова и снова встречаемся то с Мягковым, то с Ахеджаковой, то с Купченко… Вот и новая встреча с Людмилой Гурченко и Олегом Басилашвили, на этот раз в ленте «Вокзал для двоих», которой в этом году исполняется 35 лет. Многие смотрели фильм по нескольку раз, но когда эта история, где предательству противостоит дружеская поддержка, перерастающая в большое чувство, появляется на экранах телевизоров, готовы снова наблюдать за любимыми героями.
И, наконец, последний фильм-юбиляр – «Забытая мелодия для флейты», вышедший в 1987 году. Как всегда у Рязанова, мелодрама переплетается с юмором. Здесь острее, чем где-либо, звучит социальная тема зависимости человека от «сильных мира сего». В прошлом способный музыкант Леонид Филимонов (актер Леонид Филатов), женившись на дочери крупного чиновника, не способен к самостоятельным действиям и решениям, даже тогда, когда к нему приходит любовь. Однако все в фильме происходит по-рязановски: с большим юмором, а иной раз и с сарказмом.
Не начать ли с «Иронии судьбы»?
Мы рассказали лишь о пяти художественных фильмах Эльдара Рязанова, а всего их 31. И среди них любимые всеми «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Жестокий романс», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово» и другие. Во многих он является не только режиссером, но и автором или соавтором сценария, поэтом, продюсером, артистом. Он оставлял для себя маленький, но всегда яркий эпизод. Многие реплики героев в фильмах Рязанова так афористичны, что были подхвачены зрителями, и теперь нередко можно от кого-то услышать: «Домработница – скрытый враг» («Девушка без адреса»), «Тебя посодют, а ты не воруй» («Берегись автомобиля»), «Я за машину родину продал» («Гараж»), «Заказал на гривенник, а ведет себя как порядочный» («Вокзал на двоих»), «Нас в колхоз нельзя – мы делать ничего не умеем. Мы им окончательно все развалим» («Забытая мелодия для флейты»)…
Долгожительство рязановских фильмов подтверждается тем, что они постоянно входят в программы телеканалов. Накануне Новогоднего праздника задаются вопросом: «А не начать ли год опять с «Иронии судьбы»?» Начать можно с любого, зрители его примут, потому что фильмы Э. А. Рязанова никогда не надоедают.
Идиллия ДЕДУСЕНКО