Краевое родительское собрание прошло в Ставрополе
В министерстве образования и молодежной политики Ставропольского края 14 ноября в режиме видео-конференцсвязи прошло краевое родительское собрание. В нем участвовали педагоги из муниципальных районов, министр Евгений Козюра и его замы.
Мероприятие посвятили обсуждению оценки качества школьного образования, государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов в 2016 году и проведению итогового сочинения (изложения) в этом учебном году. Также специалисты минобра ответили на вопросы родителей из зала.
РИСК БЫТЬ НЕ ОЦЕНЕННЫМ
Одним из главных вопросов была подготовка к сочинению. Подробно осветила все нюансы «Учитель года России-2012», филолог 25-й гимназии Ставрополя Наталья Малахова.
«Что может родить подозрения при проверке сочинения? Например, витиеватая фраза, написанная если не профессором, то кандидатом по филологии, которая стоит рядом с безграмотным обрубленным ошибочным предложением, явно самостоятельным. Вот на этом контрасте сразу рождаются подозрения. Нужно настроить ребенка на то, что готовиться надо по максимальному количеству источников, их следует перерабатывать и писать самостоятельно, – отметила опытный словесник. – Пусть это будет не так блестяще, но сообразно их читательскому опыту».
Н. Малахова напомнила: «То, что пишет ребенок, будет отсканировано и хранится в федеральной базе. Итоги сочинения будут учитываться вузами при поступлении, каждыми по-разному. Например, в прошлом году Высшая школа экономики самостоятельно формировала комиссию, и она перепроверяла сочинения. Вуз имеет право принять шкалу критериев оценки и ее изменить, разработать собственную. Еще один критерий – оригинальность работы. Есть дети одаренные, умные, которые пишут нестандартно. Мы сталкивались с таким творчеством, когда очень трудно замечательную работу оценить по критериям, и ребенок просто очень рискует быть не оцененным. Поэтому настройте: интеллект интеллектом, оригинальность оригинальностью, а правила – правилами, и требования ко всем одинаковые». Как было сказано, готовиться к сочинению нужно начинать не в 11-м классе, ведь это работа не одного года, необходимо много читать заранее.
Вопрос об изложениях в 9-х классах и критериях их оценки. Наталья Малахова: «Репетиционные работы уже ведутся в соответствии с контрольно-измерительными материалами. Проекты материалов размещены на федеральном сайте института педагогических измерений. Также на сайте ФИПИ можно открыть демоверсию «русский язык», сразу после нее приводятся критерии. Отдельно оценивается умение сжать работу, причем сжатие должно быть в каждом абзаце, логика работы и передача основного смысла, предполагается, что должно пройти три микротемы. Это и оценивается в первую очередь. Оценивается грамотность изложения с сочинением вместе. На бланке сначала пишется изложение, затем сразу сочинение. Проверяются орфография, пунктуация, грамматика, речь, все это суммируется. На сайте можно посмотреть, сколько ошибок допускается для одного и двух баллов».
Вопрос о маленьких школах. Ответ дала первый заместитель министра образования и молодежной политики Ставропольского края Наталья Лаврова: «В школах, где менее 10 выпускников, дети будут сдавать экзамен не в своей школе, пункты сдачи сочинений организуют в школах, где более 10 человек: не в классе, а в целом в школе».
Вопрос о температуре в кабинете, где происходит сдача экзамена, и о том, может ли ребенок во время экзамена попросить открыть форточку. Наталья Лаврова пояснила: «В Порядке проведения итоговой аттестации написано, что все кабинеты должны соответствовать санитарным нормам, утвержденным для организации образовательного процесса. Если вам известны случаи, когда в кабинетах жарко и не проветривают, мы готовы по каждому разобраться до экзамена, а не после, когда это уже свершилось. По факту все заинтересованы, чтобы процедура была соблюдена. Поэтому директор школы, на базе которой организован экзамен, и руководитель
ППЭ, который назначен в этот день, отвечают за то, чтобы нормы были соблюдены. Мы в процессе обучения наших педагогов еще раз обратим внимание, что иногда это очень актуально и, может быть, кем-то не соблюдается. В процессе экзамена ребенок уже не может попросить открыть окно. У нас был случай, когда открыли дверь и затем окно – подул ветер, работы упали на пол и перепутались. Сразу возникла проблема. Поэтому до начала экзамена однозначно кабинеты проветриваются, во время экзамена открывается дверь в аудитории, в крайнем случае – окошко в рекреации, чтобы поступал свежий воздух».
НЕ ОБЫСК, А ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Вопрос об отсрочке в армию для экзаменующихся старше 18 лет. Наталья Лаврова ответила, что для проведения итоговой аттестации дается время до 1 октября года, в котором ребенок заканчивает школу. Это прописано в Федеральном законе, значит, есть и возможность поступить и в вуз.
Вопрос, насколько законны действия полицейских, заставляющих поднимать брюки и проводящих досмотр школьников. Замминистра рассказала, что предыдущие два года показали, что по факту у полиции нет таких полномочий, и досмотр никто не проводит. Но напомнить ребенку 2-3 раза о том, что у него может быть спрятан мобильный телефон, когда проводят металлодетектором по какой-либо части его тела, а там звенит, это делать приходится. «Но мы не заставляем никого раздеваться, поднимать одежду. Если ребенок уже вошел в аудиторию с телефоном, мы просто его удаляем с экзамена, – предупредила Наталья Александровна.
– Был факт в 2014 году, закончился экзамен, и дети уже стояли вокруг нас с родителями. Сильно плакала мама ученика, который отлично учился: то ли от переживаний, то ли от того, что рядом был грозный папа. Выяснилось, что женщина позвонила сыну-девятикласснику за пять минут до окончания экзамена спросить, вышел ли он из класса. Зазвенел телефон, ребенок был удален с экзамена по русскому языку и литературе и остался без аттестата. Папа этого мальчика нам высказал:
«Это вы виноваты, что ваши полицейские плохо сработали». У нас было три таких случая. Если мы на входе напоминаем сдать телефон, то все-таки стоит услышать педагогов».
Ольга БОГАТЕЕВА