РУССКАЯ ЗОЛУШКА
Анастасия Вяльцева очаровывала всех своим голосом и улыбкой
У каждого времени свои кумиры. В начале XX столетия невероятной популярностью на эстраде пользовалась Анастасия Вяльцева, обладательница прекрасного меццо-сопрано. Ее называли «певицей радости жизни», «чайкой русской эстрады», «русской Золушкой». В начале марта ценители таланта Вяльцевой отмечают 145-летие со дня ее рождения.
Восторженно встречала певицу, бывшую тогда на пике славы, публика Кавказских Минеральных Вод. Вот что писала в 1911 году газета «Пятигорское эхо» под рубрикой «Театр и музыка»: «11-го июля Кисловодский курзал впервые после Чеховского вечера видел в своих стенах такое огромное количество публики. Имя Вяльцевой, как яркий свет дугового фонаря, привлекло множество бабочек-меломанов, как на огонь, спешивших на концерт любимицы…Гром аплодисментов сопровождал каждый исполняемый номер программы и множество бисируемых номеров».
Кажется, ни о ком из эстрадных корифеев начала XX века не высказывались столь разноречивые, даже взаимоисключающие мнения, как об Анастасии Вяльцевой. Одни называли ее «ярой жрицей пошлости», другие боготворили. Такой строгий ценитель искусства, как В.И. Немирович-Данченко, был неожиданно очарован искусством популярной певицы. «Она мне доставила удовольствие, большая артистка» — таков его отзыв о концерте Вяльцевой, услышанном летом 1909 года. А вот какие строки посвятил ей А.Блок, который тоже был поклонником певицы:
«В том краю тишина бездыханна.
Только в гуще сплетенных ветвей
Дивный голос твой, низкий и странный,
Славит бурю цыганских страстей».
Несравненная провинциалка
Вяльцеву можно считать типичным порождением новой буржуазной эпохи с ее рекламной шумихой, искусственно раздуваемым культом «звезд», дорогостоящих красавиц, превращаемых в новоявленных богинь для многомиллионной толпы. Пресса не скупилась на краски, чтобы разрекламировать ее ослепительные наряды, баснословные гонорары, окружающую ее почти царскую славу. Любимица офицерских салонов и высокопоставленных столичных гостиных, она, подобно первым «звездам» начинающего кинематографа, олицетворяла собой тогдашний эталон женского обаяния, женской красоты, притягательной сексуальности. Эпитет «несравненная» стал почти нарицательным в устах вяльцевских почитателей.
Жизнеописание Анастасии Дмитриевны Вяльцевой – еще одна трогательная история провинциальной Золушки, волшебным образом превратившейся в одну из самых богатых женщин России.
Родилась Вяльцева в 1871 году в слободе Алтухово Трубчевского уезда Орловской губернии. Девочкой переехала с матерью и братьями в Киев. Здесь и сложилась ее артистическая судьба: тринадцатилетним подростком начала выступать в опереточной труппе в безмолвных ролях пажей, с минимальным тридцатипятирублевым жалованьем. «Петь я тогда не мечтала, — вспоминала артистка, — лишь три года спустя, 16-летней девушкой, я поступила на вторые партии…» Малозаметной хористкой пела в Вильно, затем в петербургских Малом театре и опереточной труппе.
Переезд артистки в Петербург в начале 90-х годов совпал с широкой волной увлечения цыганскими песнями, перекочевавшими из загородных ресторанов на театральные подмостки. Вяльцевой предоставляется случай испытать себя в роли исполнительницы бытовых романсов: в оперетте-обозрении «Цыганские песни в лицах» ей поручили маленькую роль Кати. Песенка «Захочу-полюблю», блестяще спетая актрисой в последнем акте, решила ее судьбу: стало ясно, что одаренную девушку ждет огромная слава эстрадной дивы. Юная хористка стала заниматься самообразованием, брать уроки пения у известного профессора С.М. Сонки, начала выступать на эстрадных вечерах.
В 1891 году на подмостках московского «Эрмитажа» состоялся первый самостоятельный концерт Вяльцевой, сразу же вызвавший сенсацию. Эстрадные предприниматели Москвы и Петербурга стали наперебой приглашать новую звезду.
С 1902 года начались систематические концертные турне певицы по городам России. Первая же гастрольная поездка сопровождалась неслыханным триумфом. Знаменитая вяльцевская улыбка покоряла всех и вся. Ее заставляли бисировать по десять, двадцать раз…
В Петербург Вяльцева вернулась знаменитостью: гонорары ее мгновенно увеличились вчетверо. С тех пор она ежегодно весной («великим постом») совершала концертные поездки по всей стране – от Дальнего Востока до Вильно и Варшавы. Когда Анастасию Дмитриевну спросили, почему она не ездит в заграничные турне, она ответила: «За границу ездят искать славы. Я нашла ее в России».
Феерическая слава
В дни Русско-японской войны пресса сообщала о патриотических настроениях артистки, о попытке сформировать на свои средства санитарный отряд, об организации концертов в фонд помощи раненым. Писали, что Вяльцева отказалась от выгодного ангажемента на 26000 рублей и в качестве сестры милосердия отправилась на Дальневосточный фронт к своему раненому мужу — полковнику
В.В. Бискупскому. «Она не побоялась войны и ее ужасов, — отмечали газеты, — чтобы своими ухаживаниями спасти любимого человека».
Имя Вяльцевой буквально не сходило со страниц столичных газет. Писали о ее громадном состоянии (около двух с половиной миллионов рублей), о ежегодном доходе (свыше ста тысяч рублей), о собственном салоне-вагоне, в котором актриса, подобно императрице, путешествовала по стране…
Успех певицы на эстраде был поистине головокружительным: ее встречи с публикой сопровождались каким-то необъяснимым массовым преклонением перед актерским обаянием любимицы. Вот картина одного из вяльцевских концертов в петербургском Благородном собрании, описанная в газете «Обозрение театров» в 1910 году. Партер, хоры, эстрада переполнены возбужденной толпой. «После первого же романса, напечатанного в программе, концертом начинает режиссировать публика.
— «Тройку»! – раздается с хоров.
— Хорошо, потом, — отвечает певица с «вяльцевской улыбкой».
— «Ветерочек»! – молит женский голос из партера.
— «Цыганочку», «Шалишь», «Захочу – полюблю», — несется со всех сторон.
Программа, оказывается, напечатана всуе.
«Несравненная» поет то, что ей диктует публика».
Восторженные отзывы о певице находим и в газете «Пятигорское эхо», освещавшей ее гастроли на Кавказских Минеральных Водах. С одного из концертов начался рассказ о А.Д. Вяльцевой. Но, надо сказать, что автор, рецензирующий концерт актрисы, прошедший в Кисловодском курзале 11 июля 1911 года, отдавая должное ее таланту, дотошно замечает: «… певица почему-то в этом концерте несколько раз «запнулась» на нотах выше «sol»…»
В связи с этим вскоре в сатирическом выпуске «Брызги нарзана», периодически помещаемом в газете «Пятигорское эхо», был напечатан дружеский экспромт, посвященный А. Д. Вяльцевой:
«О, Настя – диво, Настя – счастье,
Ты так поешь, что чую дрожь,
Но часто, часто, — в дни ненастья
Ты «ля», споткнувшися, берешь…
Но, Настя, не страшись ненастья:
Во власти нас твой держит глас, —
И кто же, кто же, как не Настя
Нам даст забвенья сладкий час?..»
2 августа 1911 года в Кисловодске состоялся бенефис Анастасии Вяльцевой. То же «Пятигорское эхо» писало: «Голос знаменитой певицы звучал с эстрады и звенел в воздухе так же прекрасно, как в зале с хорошей акустикой, ибо такой голос, каким обладает госпожа Вяльцева, не боится плохих акустических условий, и талантливая певица в этот свой концерт сделалась предметом таких же, если не еще более бурных, оваций, какие всегда сопровождали ее выступления».
Анастасия Дмитриевна не раз бывала желанной гостьей в самых избранных артистических кругах России. И во время пребывания на гастролях в Кисловодске в 1911 году ее встречали в доме знаменитой драматической актрисы М.Г. Савиной в окружении виднейших мастеров русского театра. Н.Ходотов в книге «Близкое-далекое» пишет об этой встрече: «… Попивали чай с вареньем и слушали анекдоты Вани Москвина».
Угасшая звезда
Ранняя смерть Вяльцевой в начале февраля 1913 года от неизлечимой болезни крови потрясла массу ее почитателей. Во время болезни артистки в газетных витринах вывешивались бюллетени о состоянии ее здоровья. Хоронил любимицу весь Петербург. На улице, где она жила (Набережная реки Мойки, 84, ныне там мемориальная доска), приостановилось движение, в траурной процессии участвовало около 150000 человек. Могила певицы находится на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Сохранилось не менее четырех десятков песен и романсов Вяльцевой, записанных на грампластинки. Эти записи дают представление об исполнительской манере певицы, ее обаятельном артистизме. Но грамзаписи сохранили только тень голоса прославленной певицы. В чем было ее очарование, что сделало ее «несравненной», могли понять только современники, видевшие ее вживую.
Один из секретов успеха Вяльцевой был в том, что она была «певица радости жизни». Действительно, в ее репертуаре, исполнительском облике господствовал культ нарядной праздничной жизни, стремление отвлечь от тягостных противоречий бытия.
«Дай, милый друг, на счастье руку,
Гитары звук изгонит скуку.
Забудь скорее горе злое,
И вновь забьется ретивое!..»
Звучит со старой пластинки голос некогда знаменитой певицы. «Когда Вяльцева, протягивая руки в зал, улыбаясь, пела этот припев, — писал современник, — каждому казалось, что она именно ему протягивает руку, ему улыбается, и зал расцвечивался ответными улыбками!»
Елена ГРОМОВА, краевед