СПАСЕТ ЛИ ГОСКАЗНУ НАРОДНЫЙ КАРМАН?
Латать дыры в бюджете собираются за наш счет
В различных столичных изданиях и на сайтах в Интернете то и дело появляются своеобразные «страшилки» для населения о введении акцизов на продукты массового потребления, топливо, например, об увеличении числа сборов с разных категорий тружеников. Это свидетельствует о том, что чиновники в федеральных министерствах всеми силами стараются изыскать средства, чтобы поддержать экономику страны, которая, по мнению многих компетентных лиц, из-за резкого падения цен на нефть зашла в тупик и в любой момент может рухнуть. Ломать голову над создавшейся ситуацией им не хочется, в свой карман за необходимыми средствами они, естественно, не полезут, а поэтому снова и снова заглядывают в народный карман.
Акциз на масло пройдет как по маслу
Дело нередко доходит до смешного. На самом высоком уровне сейчас обсуждается необходимость введения акцизов на широкий ряд… вредных товаров, подрывающих здоровье людей. В их числе пальмовое масло, газировка, чипсы и вообще товары с повышенным содержанием жира и сахара по методологии Всемирной организации здравоохранения. Расчет такой: введение акциза автоматически поднимет цены на все товары с повышенным содержанием сахара, химических эссенций и жира, что приведет к снижению их потребления, а значит люди не будут подрывать собственное здоровье неумеренным потреблением вредных продуктов.
Такая «забота» о здоровье нации может только позабавить население, которое в течение многих лет приучали к чипсам, бургерам, газированным напиткам и тому подобному, не думая о том, насколько это вредно, а заботясь лишь о пополнении государственной казны. Если бы правительство действительно волновало качество продуктов, предлагаемых гражданам, то не стали бы заменять существовавшие прежде ГОСТы на новые и тем более на совершенно безответственные ТУ. Старшее поколение еще помнит великолепные мясные консервы, сосиски без сои и других растительных белков, копеечные пирожные с настоящим сливочным кремом, вкуснейшие пирожки с ливером по пять копеек и многое другое. Откройте сейчас так называемые мясные консервы и вы увидите грязную студенистую жидкость, в которой плавают несколько маленьких жестких кусочков непонятного происхождения. А в основе всей кондитерской продукции и многой другой лежит то самое пальмовое масло, на которое и хотят ввести акциз.
Как утверждают в Минэкономразвития РФ, он «будет однозначно введен». Министерство уже получило поручение правительства по этому вопросу, и в течение ближайших нескольких недель будут представлены предложения и расчеты. В ведомстве считают, что введение налогов на вредные продукты является вполне оправданным шагом, особенно в период тяжелой ситуации с бюджетом. Акциз на пальмовое масло могут ввести уже с 1 июля по ставке около 200 долларов за тонну. На данный момент стоимость одной тонны пальмового масла составляет около 600 долларов, следовательно, удорожание продукта составит как минимум 30 процентов. Прибавив к этому удорожание сахара, эссенций и других компонентов, необходимых при производстве кондитерских изделий и других продуктов, нетрудно подсчитать, что их цена возрастет не менее, чем наполовину.
По стопам великого комбинатора
Хотелось бы на этом поставить точку, но не удастся. Правительство в своем стремлении изыскать средства для обнищавшей казны придумывает самые разные варианты отъема денег у населения, стараясь, видимо, превзойти в этом вопросе великого комбинатора Остапа Бендера. Министерство финансов РФ предлагает с 1 апреля повысить акцизы на бензин на два рубля и на дизельное топливо на один рубль. Это принесет бюджету в 2016 году 80 миллиардов рублей. Заместитель главы Минфина Юрий Зубарев пояснил, что при повышении акцизов на топливо рост цены на бензин в текущем году составит 5 процентов, или, как он считает, «в пределах индекса потребительских цен». Но кто же у нас не знает, что официальные цифры никогда не сходятся с теми, которые существуют на самом деле? Наверняка следует ожидать более сильного удорожания бензина, что тут же отразится на цене любого продукта и товара.
Пока неизвестно, как решится вопрос о повышении платы за проезд по федеральным дорогам для дальнобойщиков. По существующей системе «Платон», действующей с осени прошлого года, сейчас она составляет более полутора рублей за километр, а с 1 марта этого года плата должна была превысить три рубля. В ноябре прошлого года дальнобойщики объявили забастовку, в которой приняли участие представители многих регионов страны, но это их выступление, как говорится, «спустили на тормозах». Однако в феврале нынешнего года дальнобойщики снова напомнили правительству о своем несогласии с таким значительным повышением платы за проезд и объявили десятидневную забастовку, вплоть до 1 марта.
Предполагалось собраться в Подмосковье, в Химках, но фуры просто не пропустили за МКАД. Наиболее активных водителей отправляли в отделения полиции. Представители правоохранительных органов требовали снять с машин баннеры с неугодными надписями: «Нет «Платону!», «Сегодня за дорогу, завтра за воздух», «Мы не быдло!»… Не стоит в этом усматривать политическую подоплеку, дело опять-таки в той самой экономике, которая касается всех. В Химках все же собрались представители дальнобойщиков из многих регионов. «Мы многого не просим, — говорили они, — только чтобы была обратная связь, чтобы нас выслушали и поняли. Но нас игнорируют, наш протест не показывают по телевизору». Свое дело дальнобойщики относят к малому предпринимательству. Они считают, что их выступление – это зеркало малого бизнеса, для развития которого за 25 лет капитализма в стране не только не были созданы условия, но делается все, чтобы его вовсе не было в России. Только так и можно расценивать бесконечные повышения налогов, тарифов, введение самых разных поборов, закрывающих дорогу малому бизнесу.
Что касается конкретно системы «Платон», то она, по подсчетам экономистов, должна дать до 40 миллиардов рублей в год. Правда, они как-то стесняются сказать, что изыматься эти средства будут не только из карманов дальнобойщиков, а в основном из карманов населения – оно заплатит за все, покупая подорожавшие продукты и товары. Есть еще один аспект в этом деле, который многим кажется сомнительным: деньги не поступают непосредственно в государственную казну. Взимает сборы с дальнобойщиков ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», которое за свои услуги получит 10,6 миллиарда рублей в год. Иными словами, народу предлагают кормить какую-то очередную непонятно для чего созданную структуру.
Чтобы облегчить положение дальнобойщиков, поступало предложение (в том числе и от президента) отменить транспортный налог для большегрузов – участников системы «Платон», который они платят наравне со всеми. Однако правительство подсчитало, что отмена транспортного налога приведет к снижению доходов в региональные бюджеты на общую сумму 146,2 миллиарда рублей в расчете на 2016 год, и не поддержало соответствующий законопроект. Минтранс и Минфин взамен предложили засчитывать плату за проезд большегрузов в счет уплаты транспортного налога. Чем все это кончится, неизвестно. Скорее всего, правительство, умеющее считать деньги в народных карманах, от своего решения не отступится.
Угадайте, кто будет расплачиваться
В своих выступлениях по телевидению, в различных интервью председатель правительства России Дмитрий Медведев не раз уверял, что намеченные социальные программы будут выполнены в полном объеме, они защищены законом. Как тут не вспомнить замечательного русского писателя Михаила Салтыкова-Щедрина, который говорил, что строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Во всяком случае одно из отступлений от социальной программы мы уже увидели, когда февральская индексация пенсий (да и то не для всех) составила всего 4 процента при инфляции около 13 процентов и подорожании продуктов на 14 процентов (по данным Росстата за 2015 год). К этим фактам в правительстве и большей части населения (малоимущей) относятся по-разному. Все чаще обнаруживается несовпадение, но мы, как поется в песне, привыкаем к несовпаденью.
И вот совсем свежие данные, опубликованные на страницах многих федеральных изданий и на Интернет-сайтах: в первые дни марта правительство, наконец, реально подошло к оценке состояния экономики страны: «Минэкономразвития определилось с базовыми предпосылками для прогноза социально-экономического развития России на 2016 и 2017 – 2018 годы. По предварительным данным министерства, в этот период продолжат действовать негативные для экономики факторы». Кто будет за это расплачиваться? Как говорится, угадайте с трех раз.
Идиллия ДЕДУСЕНКО
Рисунок Владимира Ненашева
КСТАТИ
Средние потребительские цены (тарифы) на товары и услуги в Ставрополе, руб.
Товар или услуга |
2014 | 2015 | 2016 |
Фарш мясной, кг | 228,64 | 262,8 | 282,91 |
Окорочка куриные, кг | 123,19 | 159,54 | 171,58 |
Масло сливочное, кг | 329,34 | 362,69 | 374,31 |
Сметана, кг | 121,18 | 126,22 | 137,01 |
Творог жирный, кг | 211,74 | 238,88 | 249,06 |
Яйца куриные, 10 шт. | 50,05 | 67,78 | 64,46 |
Сахар-песок, кг | 29,28 | 50,17 | 49,57 |
Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов, кг | 29,82 | 31,64 | 38,1 |
Картофель, кг | 26,5 | 36,36 | 22,09 |
Отопление, Гкал | 1636,07 | 1704,63 | 1856,25 |
Водоснабжение холодное и водоотведение, м3 | 51,89 | 53,69 | 57,02 |
Газ сетевой, месяц с человека | 47,1 | 49,1 | 52,8 |
Электроэнергия в квартирах без электроплит за минимальный объем потребления, 100 кВт.ч | 343 | 357 | 388 |
Посещение детского ясли-сада, день | 56,82 | 63,64 | 70 |