№ 39 (3616) 05.10.2016  

СЫЩИК ЛЕПШОКОВ

На оперативном совещании в апреле 1995 года (слева направо): начальник краевого управления уголовного розыска Магомет Лепшоков и начальник краевого управления по борьбе с организованной преступностью (6-го отдела) Юрий Юрин.

Ветеран органов внутренних дел МВД с рекордным стажем раскрыл сотни преступлений

С советских времен и поныне олицетворением сотрудников УГРО являются легендарный Глеб Жеглов и его напарник-стажёр Володя Шарапов. Тысячи мальчишек мечтали и, наверное, мечтают стать похожими на них. А вот ветеран органов внутренних дел России, бывший начальник управления уголовного розыска УВД Ставропольского края полковник милиции Магомет Лепшоков мечтал стать преподавателем физкультуры или истории. Но судьбой ему было назначено ловить преступников и убийц.

Палец на спусковом крючке

Магомед Лепшоков, следователь в Черкесске, 1974 г.

Магомед Лепшоков, следователь в Черкесске, 1974 г.

Его нередко спрашивают, приходилось ли стрелять в людей? Ведь почти за 42 года службы в правоохранительных органах (в следствии и уголовном розыске) всякое могло случиться. Стаж-то феноменальный, в числе рекордных во всей системе МВД страны. Нет, отвечает, не стрелял. Но целиться – да, приходилось.

Это было в 70-е годы прошлого века в карачаево-черкесской Усть-Джегуте. Каким-то неведомым образом сидевший в камере предварительного заключения подозреваемый в убийстве взял, да и сбежал. Магомет пустился в погоню по улицам города. Впереди маячила спина беглеца, но расстояние никак не сокращалось, и опер понял, что единственный способ остановить опасного арестованного – применить табельное оружие. Магомет остановился, набрал в легкие воздуха и, задержав дыхание, прицелился из ТТ… Но в этот момент из-за угла, шумя и смеясь, вылетела стайка ребятишек. А палец уже начал нажимать спусковой крючок!

— Мне, наверное, Аллах помог, — предполагает Лепшоков. – До сих пор не пойму, как удалось в последнее мгновение резко опустить пистолет вниз. Я автоматически несколько раз выстрелил в землю рядом с собой. Помню, меня колотило нервной дрожью от нечеловеческого напряжения, и я был весь мокрый от пота. А преступник ушел.

Однако сбежавшего задержали в тот же вечер: помогли законопослушные граждане, сообщившие о незнакомце, скрывавшемся в подвале одного из жилых домов.

«Заслуженный мучитель»

Второй раз в своей жизни Магомет Магометович схватился за оружие через несколько лет, будучи начальником «убойного» отдела в Невинномысске. Случилось это во время проверки показаний и осмотра места происшествия с участием подозреваемого. Заслуженный учитель школы РСФСР, ударник коммунистического труда, депутат Горсовета, мастер спорта по горному туризму Анатолий Сливко сообщал, где закопал очередную жертву. Сейчас это имя мало кому известно, но в 1985-м оно наделало немало шума в СССР, даже несмотря на тогдашнюю закрытость для прессы.

Этого монстра, серийного маньяка-убийцу и педофила окрестили «заслуженным мучителем» и «вожатым-потрошителем». Он орудовал с 1964 по 1985 годы. Работая на невинномысском предприятии «Азот», организовал туристический молодежный клуб «ЧЕРГИД» (сокращенно от — через реки, горы и долины). Вероятно, сдвиг по фазе у Сливко произошел в 1961 году, когда он стал свидетелем ДТП, в результате которого мотоциклист врезался в колонну пионеров, тяжело травмировав одного из них. Парнишка умер на месте аварии, а вот Сливко испытал сексуальное возбуждение. Дабы повторить пережитое ощущение, маньяк находил жертв (преимущественно мальчишек из неблагополучных семей), коими становились члены руководимого им туристического клуба.

Хороший знаток детской психологии, он быстро подчинял пацанов своей воле, вовлекал в съемки «приключенческих фильмов», где практиковал имитацию или прямое насилие. «Сценарии» и «режиссерская работа» со временем ужесточались: педофил одевал ребят в пионерскую форму, растягивал на веревках, вешал на дереве, наблюдал мучения и конвульсии и даже проводил реанимационные мероприятия. Те, кто выжил, либо не помнили произошедшее, либо боялись поведать о «секретном эксперименте». Ну а кто все-таки решался рассказать, наталкивался на неверие окружающих. Сливко умертвил семерых мальчиков до 16 лет, при этом убийства и расчленение трупов снимал на кинопленку и вел дневник. Его арестовали 28 декабря 1985 года, судили в 1986-м, а расстреляли по приговору в тюрьме Новочеркасска в 1989 году.

И вот когда Сливко на «выводке» показывал место захоронения третьей жертвы, он почему-то пребывал в прекраснейшем настроении и по-настоящему радовался. Тогда у начальника «убойного» отдела Лепшокова от такой патологии просто не выдержали нервы.

— Хоть я и повидавший многое в своей жизни сыщик, но если убивают детей, не могу сдержать слез, — признается Магомет Магометович. – Так было и в тот раз: слушаю мерзавца, отворачиваюсь и плачу. А ему, видите ли, хорошо. Я достал пистолет, думаю, шлепну прямо здесь. Но на мое счастье прокурор Невинномысска Павел Закочурин и криминалист городской прокуратуры Николай Зинченко выбили у меня оружие.

Спасение от самосуда

Интересно, что маньяк Сливко оставил свой след в истории: о его зверствах снимают телевизионные передачи и даже сделали сюжет в одном из сериалов. О нем повествуют все, кому не лень, только у Лепшокова никто ничего не спросил. А не мешало бы – уж с тем «объектом» он работал чуть ли не ежедневно и знает то, что неизвестно другим рассказчикам.

Магомет Магометович говорит, что у Сливко была прекрасная память. Он безошибочно указывал места в лесу, где лет пять — шесть назад закопал расчлененные трупы. «Заслуженный мучитель» был далеко не дурак: обставлял свои преступления так, что никто не мог на него даже подумать, и полностью обеспечивал себе алиби. Например, на берегу реки Кубань люди находили одежду и удочку пропавшего без вести мальчугана. Утонул? Искали, но не находили. Списывали на несчастный случай. Но однажды Сливко прокололся при общении с прокурором (в его-то клубе дети исчезали, потому и с ним тоже беседовали), ляпнул что-то, что сразу насторожило опытного и умного блюстителя закона. Правоохранители потянули за ниточку. Страшная весть мигом облетела Невинномысск. Начальник местного УВД Сергеев приказал Лепшокову срочно увозить из города жену и двоих сыновей убийцы-насильника. Во избежание самосуда.

Мелочей не бывает

Магомет Магометович раскрыл сотни преступлений, в том числе тяжких, но до сих пор не может понять, как журналисты каналов центрального телевидения и газет вольно обращаются с такими серьезными категориями при освещении событий.

— Постоянно слышу: «Раскрыли уголовное дело», — недоумевает Лепшоков. – Но никто почему-то не потрудился подумать, что раскрывают не дело, а преступление. Им что, в словарь трудно заглянуть?

Это в ветеране говорит профессионал. И для него не существует мелочей. Потому что пустяков в сыщицкой работе просто нет. Именно такой подход помог ему раскрыть… нет, не уголовное дело, а убийство в 1990-х принцессы одной из африканских стран, учившейся в Пятигорске. Прилетела девушка в аэропорт «Минеральные Воды» после того, как побывала в гостях на родном континенте, села в автомобиль к частному извозчику. И исчезла. Через некоторое время ее нашли мертвой. Лепшоков с коллегами, тщательно изучив «мелочи» и детали произошедшего, нашел убийцу-водителя.

Человек душевный

Но есть одно раскрытие, которым Магомет Магометович гордится до сих пор. Как-то апрельской ночью 1978 года в станице Курской Курского района двое неизвестных расстреляли из пистолета ТТ дежурную часть милиции и забрали два автомата Калашникова. Понятно, ЧП на весь Союз. Из Москвы прилетели лучшие следователи, преступление было на контроле у министра МВД страны Николая Щелокова. Однако не было раскрыто целых десять лет. Правда, «калаши» нашли рыбаки-любители спустя некоторое время в водном канале Моздока в Северо-Осетинской АССР.

Примечательно, что за три месяца до события в Курской в Нальчике — столице соседней со Ставропольем Кабардино-Балкарской АССР — произошло разбойное нападение на частный жилой дом. Там несколько человек сидели за большим круглым столом и играли в карты. Наверное, было на что, поскольку они в тот день провернули удачную сделку, и у них имелась немалая сумма денег. Неожиданно в жилище ворвались трое и открыли пальбу… в потолок. Никого не убили, но забрали все наличные. Позже выяснилось: пистолет, «сыгравший» в Нальчике и Курской, один и тот же.

Лепшоков рассказывает, что все эти годы проверялась любая информация, касающаяся нападения на дежурную часть. Разных сообщений, и анонимных, конечно же, собралось около 40 томов. И каждое обязательно проверялось. И вот поступила очередная безымянная бумажка, извещавшая, что есть человек, знающий, кто стрелял в потолок во время карточной игры в Нальчике. Магомет Магометович разыскал его в селе Степном Степновского района. Вместе с водителем Сергеем Каменевым на «Жигуленке» повезли подозреваемого в Ставрополь для проведения оперативно-следственных мероприятий. В дороге Лепшоков накормил «попутчика» яблоками, разговорились. Это у него черта характера такая – человеческое отношение к людям. Подозреваемый проникся и сказал подполковнику, что тот, видать, «мент нормальный», да и собеседник душевный. А потому ему можно и помочь – назвать стрелков. Остановились в селе Грачевка. Во втором часу ночи Магомет Магометович, взяв у дежурного по РОВД протокол допроса, записал все детали события десятилетней давности в Нальчике. И фамилии грабителей. А Нальчик и Курская были связаны одним оружием. В общем, сообщили в Москву, прилетела бригада из МВД, и вскоре виновные в убийстве милиционеров понесли заслуженное наказание.

Игорь ИЛЬИНОВ

Фото из семейного архива Магомета Лепшокова

Наверх