НАГРУЗКА НА БИЗНЕС ВСЁ ТЯЖЕЛЕЕ
Ставропольские предприниматели называют онлайн-кассы успешным проектом их производителей
С 1 июля нынешнего года представители малого и крупного бизнеса должны будут перейти на новые контрольно-кассовые машины (ККМ) при расчете с покупателями товаров и услуг. Покупателям при этом обещают более полную защиту их прав, благодаря наличию электронных чеков. Снизится документооборот для налоговиков, процесс торговли станет более прозрачным, в том числе для хозяев торговых точек, говорят сторонники новаций.
Бочка дёгтя
Уточним, что в настоящее время от применения контрольно-кассовой техники освобождены по ФЗ № 54 кредитные организации, фельдшерско-
акушерские пункты, попутно исполняющие функции аптек, продавцы на бахчевых развалах и овощных рынках, киоски печатной продукции, где периодики более 50 процентов от всех товаров. Эти категории предпринимателей могут пока продолжать не пользоваться кассовыми аппаратами.
Однако более чем половине предпринимателей придется покупать новую технику, затрачивая порядка 45 тысяч рублей на каждый аппарат. Это предприниматели, платящие фиксированный налог, не зависящий от объема продаж, обладатели патентов, индивидуальные предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения, плательщики единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Таковых на Ставрополье — две трети представителей малого и среднего бизнеса. В условиях, когда потребительский рынок сильно просел из-за падения реальных доходов населения и торговля едва сводит концы с концами, им придется раскошелиться не только на новые ККМ, но и их подключение к интернету. Для бесперебойности процесса предприниматели должны будут обеспечить подключение по двум линиям, например, по оптоволокну и через мобильную сеть. А как быть в удаленных и не очень районах края, где покрытие 3G отсутствует или действует из рук вон плохо? Прибегать к услугам спутниковой связи? Что делать при внезапных отключениях электроэнергии, зависании программного обеспечения? Да мало ли какие технические проблемы возникнут у кассира-продавца, не обремененного специальными знаниями.
Из обсуждения законодательного новшества в ходе форума «Бизнес и власть», прошедшего в конце года в краевой Торгово-промышленной палате, стало ясно, что новые кассовые аппараты, ложась тяжелым бременем на бизнес, никому принципиально не облегчат жизнь. Кроме налоговых инспекций, которые будут видеть у себя деятельность каждого предприятия. И если кассовый аппарат не будет подавать признаков жизни дольше, чем обычно, это станет сигналом фискальным органам о необходимости проверки.
Ложка мёда
Специалисты отмечают, что потребители смогут контролировать свои покупки и отслеживать, попал ли чек в налоговую базу. Но возникает вопрос: а оно потребителям надо? Для контроля за правильностью цен и защиты своих потребительских прав людям и обычного бумажного чека достаточно. Предпринимателям, возможно, понравится, что чекопечатающие машины отдельных марок смогут формировать бланки строгой отчетности. Это, пожалуй, ложка меда в той самой бочке. Только вряд ли для этого пригодны старые ККМ, которые, в принципе, можно модернизировать под новые нужды. Это дешевле, чем покупать аппараты с нуля.
За применение ККМ старого типа после вступления закона в силу предусмотрены штрафы: от пяти до десяти тысяч рублей для юридических лиц и от полутора до трех тысяч для физических. На порядок выше штрафы за применение незарегистрированных в налоговых органах аппаратов или неприменение ККМ. Закон вступает в силу с 1 февраля, а с 1 июля старые кассовые машины окажутся на свалке истории. Полгода пробегут мгновенно. Разве что для плательщиков ЕНВД ввод этого закона отсрочен до 1 июля 2018 года.
Похоже, что прав президент ТПП Ставропольского края Борис Оболенец, предположивший, что повсеместное введение онлайн-касс пролоббировано компаниями, которые выпускают эту технику, и является чистой воды их бизнес-проектом.
И. о. бизнес-омбудсмена в крае Кирилл Кузьмин озвучил, что Госдума РФ в настоящее время рассматривает закон о введении налогового вычета для тех, кто будет заново приобретать ККМ. Речь идет о возмещении 18 тысяч рублей. Но расходы эти лягут на плечи регионов, а не федеральной казны, хотя кашу заварили «наверху».
Вспомнили также и о том, что в Ставропольском крае утвержден перечень труднодоступных мест, где нет покрытия сети интернет, но получить внятный ответ: будет ли это учтено при введении новых правил игры, получить было не у кого.
Легализация откатится
Важнейший в настоящее время вопрос легализации бизнеса откатится назад в результате данного нововведения, прогнозируют знающие люди. Перед местными администрациями поставлена задача максимального вывода бизнеса из тени, но любое усиление финансового давления со стороны государства вгоняет его обратно.
На местах вводят нулевой патент, чтобы облегчить платежи на несколько тысяч в год, а тем, кто поверил и стал работать открыто, тут же придется платить до 45 тысяч за ККМ. В результате такой политики люди, легализовавшись, через месяц снимаются с учета и продолжают работать как раньше. И поделать с этим что-то трудно, потому что администрированием местных налогов федеральные органы – налоговая, прокуратура– не занимаются, помогая администрациям лишь в силу добрых отношений. Вот если бы стоимость ККМ учесть как налоговые платежи, было бы куда правильнее.
Марина ЧЕРНЫШЕВА
КСТАТИ
КАК ПЕРЕЙТИ НА НОВЫЙ ПОРЯДОК
О подробном алгоритме действий для предпринимателей по переходу на онлайн-кассы рассказывает главный госналогинспектор контрольного отдела УФНС России по Ставропольскому краю Дмитрий Ильтинский:
— В 2017 году будет осуществлен переход на новый порядок применения контрольно-кассовой техники, предусматривающий передачу данных о расчетах в налоговые органы в электронном виде. Информация о продажах организации или ИП станет доступна налоговому органу в режиме онлайн.
Перейти на новый порядок применения ККТ организации и ИП должны до 1 июля 2017 года. Однако лучше не откладывать это на последние дни и заблаговременно зарегистрировать кассу нового образца либо программно-аппаратную модернизацию старой техники.
Для перехода на новую систему действия должны быть следующими. Для начала нужно установить, предусмотрена ли законом обязанность применять ККТ, и если да, то когда именно такая обязанность наступит. Это зависит от вида деятельности или применяемого режима налогообложения.
Далее — необходимо установить, подлежат ли модернизации применяемые кассовые аппараты или нет. Эту информацию можно узнать на сайте ФНС России, на сайте производителя ККТ или в центре технического обслуживания.
Потом необходимо определить целесообразность модернизации или покупки новой ККТ, исходя из стоимости и количества требуемых единиц ККТ. Затем нужно снять с регистрации ККТ, которая подлежит модернизации, по-старому порядку.
Следующие шаги – обращение в центр технического обслуживания или непосредственно к производителю для модернизации ККТ в целях приведения ее в соответствие новым требованиям или покупки новой ККТ; заключение договора с оператором фискальных данных. Их перечень можно найти на сайте ФНС России.
После этого нужно осуществить регистрацию модернизированной ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России.
Если применяется много единиц ККТ, то предварительно целесообразно определить график модернизации (покупки) ККТ и ее снятия с регистрации с целью обеспечения бесперебойной работы.
Стоит обратить внимание, что кассовые аппараты, не соответствующие новому порядку, будут сняты с учета автоматически.
Более подробную информацию можно получить на сайте ФНС России в разделе «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники».
Влад БОЧАРОВ