№ 13 (3641) 05.04.2017   Житьё-бытьё  

СМЕРТЕЛЬНАЯ ЗЕБРА

Владимир Стасенко пытается внедрить ноу-хау, способное спасти жизни пешеходов

Житель Ставрополя Владимир Стасенко пытается внедрить ноу-хау, способное спасти жизни пешеходов

В краевом центре 17 марта водитель белой «Приоры» или, по другим данным, «Гранты» сбил 17-летнюю девушку и позорно скрылся с места происшествия. Полицейские ищут трусливого лихача. ДТП произошло на перекрестке улиц Доваторцев и Серова, когда пешеход переходила проезжую часть по зебре. Жертва получила ранения. Это лишь одно из последних сообщений ГИБДД. Всего же за два месяца нынешнего года в крае невменяемые водилы 49 раз таранили людей на пешеходных переходах, и в результате этого 49 человек были травмированы. А в 2016-м на зебре произошло 317 наездов, по причине чего 28 ставропольчан погибли и 313 приобрели физические повреждения.

Блондинка за рулём

Раньше я был беспечным, как и большинство пешеходов, поэтому плевал на правила и думал, что водитель никуда не денется – объедет! Так же говорили мои друзья и знакомые. А теперь недоумеваю – да кто нам это внушил? Не объедет!

Я уже давно строго соблюдаю ПДД. И недавно переходил дорогу в Ставрополе на улице Пушкина, там, где перекресток с улицей Морозова. Как положено — на зеленый свет светофора и по пешеходному переходу. Конечно, в полной уверенности в собственной безопасности. Впрочем, нет, не испытывал уверенности, ведь это был не первый случай. Так вот, когда я дошел уже до середины полосатого мостика, справа на меня вынесся, рыча мощным мотором, большой белый внедорожник. На размышление были доли секунды, я резко отпрянул назад. В «Тойоте» сидела… да-да, блондинка (ничего не имею против блондинок!) и увлеченно разговаривала по мобильнику. Я уже попрощался с жизнью, но она этого не заметила. Как, впрочем, не заметила и меня. Не сомневаюсь, она бы продолжала трещать по телефону, если бы даже переехала пешехода. Меня нервно колотило целый день. Если бы не мгновенная реакция, он мог бы стать последним.

Ни гарантии, ни безопасности

Нечто похожее испытал и 80-летний пенсионер из краевого центра Владимир Стасенко, когда также оказался перед лицом смертельной опасности на пешеходном переходе. Несколько лет назад в подобной ситуации едва не погиб вместе с женой. По образованию он техник-технолог по радиоаппаратостроению, трудился на заводе электротехнической продукции в Ставрополе, удостоился звания победителя социалистического соревнования СССР.

У кого-то это может вызвать скепсис, дескать, чего это ты нам пропихиваешь, давно это было. Но один важный момент – от балды раньше таких званий не давали, это не то, что сейчас: пошел и купил любое удостоверение и даже диплом хоть на рынке, хоть в подземном переходе. Но главное, за что Стасенко стал победителем? «За наиболее ценное изобретение, технические усовершенствования и рационализаторские предложения, а также за их быстрейшую разработку и внедрение в производство». И это еще не все! 20 лет он являлся инспектором по радиоэлектронике ЦК профсоюзов рабочих Министерства электронной промышленности СССР по Ставропольскому краю. К чему это я? Да к тому, что не случайный человек Владимир Николаевич в обсуждаемой нами проблеме.

И вот его рационализаторская жилка стала задавать вопросы: а почему на регулируемом (значит, по теории, безопасном) переходе пешеход совсем не застрахован от травм, увечий и даже смерти? Гарантии нет, и люди боятся идти через зебру.

— Ну, не может быть такого, чтобы человек, шагнувший на пешеходный переход, подвергался опасности! – восклицает изобретатель. – Безопасность ведь заложена в самой идее. Но зачастую получается наоборот. За три метра до полосатой разметки есть еще одна – линия «стоп», именно там должны останавливаться машины. Но не все же останавливаются! Какое там, многие подъезжают непосредственно к самой зебре или даже без зазрения совести становятся прямо на нее, перекрывая людям возможность перейти дорогу по правилам. Сколько я разговаривал с водителями, сколько матов от них наслушался! Никак не мог понять, как этих идиотов-нарушителей призвать к порядку…

Пенсионер пытался решить головоломку три года: почему же не работает стоп-линия? Почему недисциплинированного шофера и эта линия, и светофор удерживают на месте лишь условно (вряд ли стоит говорить о культуре вождения, когда настоящий бардак творится на дорогах)? Но всякий раз, по его словам, совершал одну и ту же ошибку – он смотрел со стороны пешеходного перехода. И такой обзор не давал результата. Тогда вдруг его случайно посетила мысль, что надо бы зайти с другой стороны. В буквальном смысле – посмотреть на задачку, став позади автомобилей, притормозивших перед зеброй. И вот оно! Тайна открылась.

— Я чуть ли не наизусть выучил ГОСТ по безопасности дорожного движения и нашел слабое звено, — рассказывает рационализатор. – Светофоры-то неодинаковые! На переходах используются транспортные и пешеходные. Но почему же они расположены в одном месте, иногда даже на одном столбе – в метре от зебры? А ведь функции-то у них разные! Согласно требованиям Госстандарта, линия «стоп» наносится за три — пять метров до светофора. До транспортного! Так и надо его отодвинуть от пешеходного перехода еще на какое-то расстояние, допустим, метров на пять вдоль дороги. И тогда получается, что машины будут тормозить намного дальше. Появится хоть какое-то подобие гарантии безопасности…

Техническое решение

Оказывается, все просто. И не будут СМИ вещать о страшных случаях, когда, например, «около трех часов дня на улице Ленина был сбит маленький ребенок. Четырехлетняя девочка переходила проезжую часть вместе с мамой по регулируемому пешеходному переходу». Или «на улице Серова при переходе проезжей части по зебре был сбит учащийся пятого класса гимназии. Несчастный случай произошел в полдень, недалеко от школы». Подобных сообщений, вырезанных из разных газет, у пенсионера много. Они хранятся в специальной папке, где собрана вся история его мытарств по ведомствам, когда он вознамерился внедрить свое ноу-хау.

Дело в том, что еще в 2012 году Стасенко заключил договор о намерениях с комитетом городского хозяйства администрации Ставрополя. Он обязался разработать техническое решение по повышению безопасности пешеходов на регулируемых перекрестках. В формуле этого технического решения обозначены преимущества предлагаемой системы. 1). Просматриваемый обзор транспортных средств любых габаритов во всех рядах движения на подъезде их к перекрестку, что дает пешеходу возможность оценить обстановку и принять единственно правильное решение для своей безопасности, прежде чем шагнуть на зебру. 2). На перекрестке создается дополнительная безопасная зона, позволяющая всем участникам дорожного движения принять меры для исправления ошибочных действий и избежать ДТП. Эти технические условия не противоречат требованиям действующего ГОСТа, не ограничивающего установку транспортных светофоров на отдельных опорах и расстояний до препятствий от светофора. А также отвечают золотому правилу защиты: если нет возможности непосредственно оградить человека от опасности, то в таком случае опасное средство (автомобиль) отдаляется от человека на безопасное расстояние.

Маршруткой по людям

Ну, если все по ГОСТУ и правилам, так чего ж не внедрено-то техническое решение и продолжают на пешеходных переходах гибнуть люди? Вопрос, конечно, риторический. В советские времена были истории, когда изобретатели годами носили в авоськах по разным инстанциям свои ценные придумки, получая от ворот поворот. И в конечном итоге эти открытия покупали японцы или американцы. Сегодня тоже не наблюдается особого энтузиазма внедрить что-то новое. Взять нашу ситуацию – это ведь надо ж на столбы для транспортных светофоров потратиться, да еще и перенести их на несколько метров! Как говорится, лишний геморрой.

Так что на рационализаторское предложение Владимира Николаевича никто не отреагировал. Но он настойчивый, стучался куда только можно: кроме администрации краевого центра, в Думу Ставрополя, Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, дирекцию федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения» МВД России. Отослал даже заявку на конкурс «Что я сделал для города Ставрополя», цель которой обозначил так: «Спасти жизни пешеходов на регулируемых перекрестках». Бесполезно! Отмазки ему в ответ присылались всякие: «Тут у нас и так автомобильные пробки большие, а вы со своими безопасными зонами», «Да все у нас нормально с пешеходами, никто их не обижает, детишек учим в школах правилам дорожного движения», «Дорого, дополнительные затраты».

И вот он обратился в газету. Я пришел к Владимиру Стасенко домой, мы пообщались, он показал мне разные бумаги, в том числе и всю переписку с инстанциями. Идеей я, нужно заметить, проникся – действительно нужная и полезная. Возвращаясь в редакцию, стал переходить по зебре на зеленый свет светофора. И тут плотный поток пешеходов, даже не собираясь тормозить, внаглую рассекла маршрутка. Водитель на мои возмущенные крики и размахивания руками смотрел равнодушными глазами речной рыбы. И продолжал ехать на людей.

Игорь ИЛЬИНОВ

Фото автора

КСТАТИ

По словам заместителя начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения Управления ГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю Евгения Синицына, в соответствии с ч.2 ст.12.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ штраф за выезд за стоп-линию на регулируемом участке дороги составляет 800 рублей. Если такое же нарушение было совершено на перекрестке, который не регулируется светофором, но имеет установленный знак «Движение без остановки запрещено», размер штрафа составит 500 рублей. Кроме того, существует ряд сопутствующих ситуаций, когда также возможно наложение штрафа. Например, если водитель въезжает на перекресток и не нарушает при этом правил, однако не успевает его проехать из-за загоревшегося красного сигнала светофора и образовавшегося затора на дороге. В этом случае могут быть наложены такие штрафы: 1000 рублей – если водитель продолжил движение при запрещающем сигнале светофора и 500 рублей – если водитель проехал стоп-линию, однако вернулся назад при помощи заднего хода.

 

Наверх