ПОСМОТРИТЕ В ГЛАЗА ВЕТЕРАНАМ…
… в них по-прежнему сила и мудрость
Никакие другие праздники не смогут сравниться с Днем Победы. Ветеран в орденах, ведущий за руку внука, правнука, — символ силы Отечества, прочной связи поколений. Именно 9 мая мы как-то особенно сильно чувствуем гордость за свою Родину, за ее историю. И хотим верить, что преодолеем любые невзгоды. Ведь у нашей страны — великая Победа, а принесли ее нам поистине великие люди – ныне живущие ветераны и те, кого с нами уже нет…
Горечь потерь
Величие Победы и горечь утрат коснулись каждой семьи в нашей стране. Не стала исключением и наша… По линии отца пропал без вести брат моего деда Михаил Иванович Чалченко. По линии мамы — ее дед Иван Илларионович Безнос умер от тяжелых ран, полученных, когда фашисты бомбили мирное население в августе 1942 года. Заживо сгорел в танке в июле 1943 года ее дядя Алексей Иванович Безносов, сражаясь с противником в боях за д. Ветрово Орловской области. До сих пор мама бережно хранит похоронки на них.
Каждое 9 мая, собираясь всей семьей, мы вспоминаем павших солдат и уже умерших обеих моих бабушек Марию Андреевну Чалченко и Ольгу Ивановну Безносову, тружениц тыла. Война застала их совсем подростками, но работали они в поле наравне со взрослыми, познав все тяготы и лишения военного времени. Труд в тылу по шестнадцать часов в сутки под лозунгом «Все для фронта, все для Победы», возможно, и не был столь опасным, как жизнь фронтовиков, но был таким же суровым и требовал работы на грани человеческих возможностей.
Но самое почетное место в этот день, впрочем, как и в любой другой, занимает мой дед, ветеран-инвалид ВОВ Виктор Иванович Чалченко.
«Я не герой…»
Одно из первых воспоминаний моего детства: два больших фотопортрета на стене. Мне говорят, что это мои бабушка Маша и дедушка Витя. Я долгое время была в недоумении, как эти молодые люди могут быть бабушкой и дедушкой, ведь они сейчас рядом со мной, с морщинками и сединой, такие родные и близкие.
Особенно меня поражал солдат на портрете. Он был такой красивый, молодой, но такой сильный, волевой, а взгляд его васильковых глаз был устремлен, казалось, в далекое и светлое будущее. Это были глаза моего деда, в которых светилась вера и надежда на Победу над врагом, на жизнь, в которой его дети и внуки будут знать о войне только по книгам и его рассказам. Конечно, время оставляет свой отпечаток на каждом из нас, но глаза – это зеркало души. А они у деда все так же излучают свет и надежду на лучшее. Мой дед по-прежнему красив, с прямой осанкой, с волной седых волос. А глаза… Глаза, как и раньше, небесно-голубые, живые и яркие, как у того молодого солдата на портрете.
Несмотря на то, что в этом году мы отметили 89-летие нашего ветерана, он по сей день ведет активный образ жизни: встречается со школьниками, ветеранами-земляками. В свои 89 он ежедневно делает 30-минутную зарядку, обладает завидной гибкостью и подвижностью, много ходит пешком, общается с людьми, сохранив ясный ум и память. Вот только зрение последнее время подводит, о чем сильно сокрушается – газеты не почитаешь.
О войне дедушка не любит вспоминать. Говорит: «Я не сделал ничего героического. Мне, совсем молодому солдату, довелось участвовать в боях, когда наша армия вела наступление практически по всем фронтам…»
И все же, пристаю к нему: «О чем вспоминаешь, дед?» Отвечает: «О разном… Как в соседнем окопе погибал в муках от ран верный боевой товарищ. Как не успели подойти к деревеньке, которую фашисты сожгли дотла. Как 9 мая с тревогой проснулись в госпитале от криков и стрельбы, которые, как оказалось, возвещали долгожданную Победу. Как смеялись и плакали одновременно — от радости, что живы и все наконец-то закончилось, и от горечи, что не все дожили до Победы…»
В 1944 году в 18 лет Виктор был призван в Красную Армию, после обучения в снайперской школе начал службу в 13-й гвардейской воздушно-десантной бригаде, которая в то время находилась в резерве Ставки Верховного Главнокомандующего в Белоруссии. В январе 1945 года бригада была преобразована в 300-й гвардейский стрелковый полк. В составе 37-го гвардейского стрелкового корпуса под командованием генерал-лейтенанта П. Миронова Чалченко участвовал в освобождении оккупированной территории Венгрии и Австрии. Тогда, в феврале-апреле 1945 года, 19-летнему парню довелось сполна хлебнуть военного лиха: мерзнуть в грязи окопов, участвовать в уличных боях, штурмуя улицы, дома и подвалы венгерских городков, терять товарищей. С боями в ходе Венской стратегической операции связаны самые тяжелые воспоминания деда.
«Была поставлена задача: утром 16 марта после усиленной артподготовки прорвать оборону немцев и преследовать их, — рассказывает ветеран. — Всю ночь шел проливной дождь с мокрым снегом, в траншеях — жижа, ноги вязли в грязи, все солдаты замерзли. Но утром, перед началом наступления, по траншеям было пронесено боевое гвардейское знамя полка как напоминание каждому о его священном воинском долге – сражаться за нашу великую Родину, не щадя своей крови и самой жизни. Это очень подняло боевой дух воинов. Прорвав с тяжелыми боями вражескую оборону, вышли на подступы к Вене, а к середине дня 13 апреля город был очищен от немецких войск. Далее продолжили освобождение Австрии».
В ходе выполнения очередного боевого задания дед потерял своего боевого друга и сам был ранен. Лечение проходил в медсанбате, в 12 км от Вены, в местечке Хаунцендорф. Там же он встретил День Победы. Все кричали, целовали друг друга, а местные жители несли им гостинцы и цветы. «Тот день был незабываемым для нас, как и для всего советского народа. Так закончилась для меня война…» — вздыхает дедушка.
За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, мой дед Виктор Иванович Чалченко был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями: «За взятие Вены», «За победу над Германией», а впоследствии многими юбилейными медалями.
Победы в честь деда
Демобилизовался дед в ноябре 1950 года в звании гвардии старшины, прослужив в общей сложности почти 7 лет, в том числе 5 лет – в ВДВ. Он совершил 75 прыжков с аэростата и самолета ЛИ-2. Дедушка – ветеран ВДВ, «Ветеран Ставрополья», «Почетный гражданин села Донское». Трудовой стаж ветерана – 42 года, есть награды. В мирное время дед работал в партийных и профсоюзных организациях Труновского района, не раз избирался депутатом, занимал должность председателя исполкома Донского сельсовета. С 1986 года он на заслуженном отдыхе, но по-прежнему ведет активный образ жизни. Мне кажется, нет в селе человека, который бы не знал моего деда. Люди уважают его за ум, доброжелательность, удивительную скромность и за умение с достоинством нести звание ветерана Великой Отечественной войны.
Я и мои дети очень любим дедушку и гордимся им. Каждый год правнуки готовят ему подарки: поделки, рисунки, а дед с радостью принимает их. В прошлом году его правнучка Маша принимала участие в школьной конференции «Я славой прадедов горжусь» и, прочитав трогательный рассказ о своем прадедушке, заняла 1 место. Младший правнук Иван с 5 лет занимается тхэквондо. В свои 10 лет он имеет уже 46 медалей разного достоинства, является победителем и призером общероссийских и международных соревнований. В прошлом году, накануне 9 мая, в Москве, на «Фестивале цветных поясов в рамках чемпионата и первенства России по тхэквондо» Ваня стал третьим призером в своей весовой категории. Эту победу он посвятил прадеду.
Совсем недавно, в конце апреля, в Ставрополе прошел чемпионат и первенство Ставропольского края по тхэквондо, посвященный 70-летию Победы, абсолютным чемпионом которого в своей весовой категории стал Иван, завоевав две золотые медали и Кубок. Победы правнука – отличный подарок прадеду ко Дню Победы.
Именно ради того, чтобы его родные, дети, внуки, правнуки могли жить в мире, радоваться жизни, свободно учиться, трудиться, и воевал наш любимый дед. Спасибо ему за Победу!
…Когда-то, очень давно, меня поразил прочитанный фантастический рассказ «Последний солдат». В нем единственный оставшийся в живых ветеран ВОВ принимал парад на Красной площади. Стало жутко. Не хотим мы этого, но с неумолимой неизбежностью приближается, к сожалению, время, когда останется последний ветеран, а потом и его не будет…
Это страшно, ведь с ветеранами может уйти и энергетика эпохи Великой Победы. Поэтому, пока не поздно, давайте общаться с этими великими людьми, помогать им, почаще смотреть в глаза ветеранов — в эти уже выцветшие, слезящиеся, но такие глубокие и мудрые глаза наших дедов.
Поговорите с ними — и вы поймете, что только с виду они немощные, а в душе – по-прежнему тверды и непоколебимы. Глядя в глаза ветеранов, многие разуверившиеся, смотрящие с долей скептицизма в будущее и отрицающие великое прошлое страны, могли бы прочесть: «Дети, внуки, правнуки! Не дайте погибнуть России! Это наша Родина и другой у вас не будет!»
Людмила ЧАЛЧЕНКО
Фото из семейного архива