НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ
Лишь после паводка-2017 в крае разработан очередной план спасения
То, что мужик в России задним умом крепок, в очередной раз подтвердил паводок, нанесший миллиардный урон жителям Ставрополья.
Проект плана противопаводковых мероприятий в бассейнах рек, протекающих по территории Ставропольского края, включающий расчистку русел рек Кума, Калаус и других, строительство устьевого водохранилища на реке Мокрый Карамык, проведение берегоукрепительных и противооползневых работ в населённых пунктах и ряд других мероприятий власти края утвердили только после того, как все случилось, как (по предварительным данным) 700 семей потеряли свои дома, тысячи – урожай и поголовье скота и птицы.
Общая стоимость мероприятий, предусмотренных планом, составляет 6,2 миллиарда рублей. Отметим, что все перечисленные водные артерии относятся к федеральному ведению. Средства для приведения в порядок их русел должны привлекаться из российского бюджета.Для этого, после согласования с МЧС, план противопаводковых мероприятий будет представлен для утверждения в Росводресурсы.
Уроки-2002
Главная задача любых противопаводковыхработ — увеличение пропускной способности рек в случае притока объемов воды. Но так было всегда. И для осознания этой великой необходимости не нужно заседать нескольким десяткам высоких чинов.
Неужели представители Западно-Каспийского и Кубанского бассейновых водных управлений Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) и главы муниципальных образований края не знают назубок все больные места, которые есть на ставропольских реках, где зальет, если воды прибудет? Недавняя история – паводки 2002 и 1984 годов – не стерлась еще из памяти современников. И по их итогам тоже морщили чиновные лбы и чесали в затылках, принимая судьбоносные решения по… правильно, расчистке русел и подмостовых пространств, проведению берегоукрепительных и противооползневых работ.
Как обещают на этот раз, с 2018 года на Ставрополье изменится порядок подготовки к паводковому периоду: план мероприятий по прохождению сезона «большой воды» будет приниматься не только на уровне муниципальных образований, но и для всего края в целом. Причем с учетом прогнозируемых дождей и запасов снега в соседних регионах.
Профилактика дешевле
А пока пострадавшим от паводка продолжают выплату компенсаций. Это
единовременная материальная помощь в размере 10 тысяч рублей, компенсация в связи с частичной утратой имущества в размере 50 тысяч рублей,а также выплата в размере 100 тысяч рублей тем, кто полностью лишился имущества первой необходимости. Только в первые дни выплаты из краевого бюджета получили немногим более 3 тыс. семей. На это израсходовано около 126 миллионов рублей. И эти средства, как мы понимаем, не решают принципиально проблему людей, лишившихся гораздо большего.
Добавим в список расходов еще и содержание около 5 тысяч человек, задействованных в ликвидации последствий майской стихии. 2,5 тысячи из них – представители МЧС, в том числе, командированные из других регионов России. Плюс затраты на восстановление пострадавшей инфраструктуры: канализационных коллекторов, сетей водо- и энергоснабжения, других объектов.
Режим ЧС на территории Ставропольского края к настоящему времени снят. Сроки оформления и выдачи жилищных сертификатов могут занять от 5 до 8 месяцев. На этот период люди, жилье которых пришло в аварийное состояние вследствие паводка, должны получить возможность проживать в пунктах временного размещения.
В усиленном режиме должны продолжить работу многофункциональные центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг в подвергшихся подтоплению территориях.
Прививки, сделанные почти семи тысячам человек, и работа медиков – тоже не бесплатны. На дополнительную вакцинацию краевому Минздраву было выделено 9 миллионов рублей. Коррективы в проведение на пострадавших территориях единого государственного экзамена – это мелочи, хотя и от них зависит чья-то судьба.
Неужто плановая работа по минимизации негативных последствий возможных паводков обошлась бы дороже?
Марина ЧЕРНЫШЕВА