№ 47 (3675) 29.11.2017

ЗОЛОТОЙ ГОЛОС МИРА

Ушёл из жизни талантливейший оперный певец Дмитрий Хворостовский

В ночь с 22 на 23 ноября по второму телеканалу транслировался в записи трехчасовой концерт народного артиста России, лауреата Государственной премии РСФСР имени Глинки Дмитрия Хворостовского, состоявшийся несколько лет назад на Красной площади в Москве. Это была дань памяти «Золотому голосу мира», которого не стало накануне днем.

В атмосфере музыки

«Равных ему, наверное, не будет еще очень долго», — считает Людмила Блохина, заведующая музыкальным отделением Красноярского педагогического училища имени Горького. Почему-то туда, а не в престижный Институт искусств, поступил после окончания десятилетки Дима Хворостовский. О том, что мальчик параллельно занимался в музыкальной школе № 4, педагоги знали, но и не предполагали, что у них растет звезда мировой величины, потому что в школьных концертах он не участвовал. Вообще в школе он считался средним учеником.

В училище, по воспоминаниям Л. Блохиной, он тоже был обычным студентом. Но здесь он хоть стал участвовать в капустниках, любил петь и однажды даже вышел в образе Аллы Пугачевой, что выглядело очень забавно.

Лишь родители знали, что петь Дима начал в четыре года. И неудивительно, потому что отец, Александр Степанович, инженер-химик по профессии, любил музицировать на рояле, обладал красивым голосом и часто пел дуэтом с женой, Людмилой Петровной, которая работала гинекологом. Они исполняли романсы и популярные советские песни. В домашних музыкальных вечерах принимал участие и Дима. В доме была большая коллекция записей лучших советских и зарубежных оперных певцов, и мальчик с детства знал их партии.

С ранних лет Дмитрий хотел стать певцом, но, будучи человеком закрытым, не заявлял об этом громко, а просто шел к намеченной цели. Опытный педагог Людмила Блохина понимала, что его уровень намного выше преподавания музыки в школе, которое предстояло ему после окончания училища. Она и председатель выпускной комиссии красноярский композитор Федор Веселков написали Дмитрию рекомендательное письмо для поступления в Красноярский государственный институт искусств.

Бунтарь

На пути к этому ответственному шагу лежало увлечение рок-музыкой, которое чуть не погубило блестящее будущее Хворостовского. «Во мне постоянно бушевал дух протеста, — признавался он в одном из интервью. — К невероятному ужасу родителей, в юности пару лет я играл в рок-команде. А еще грозился удрать из дома, чтобы строить БАМ. И только музыка, которую я любил с самого детства, помогла меня усмирить». «Усмирение» произошло в стенах Института искусств с помощью профессора Екатерины Иофель, которая выучила целое поколение оперных исполнителей. Екатерина Константиновна не признавала формирования «верного по технологии, но пустого, бессмысленного звука». Она добивалась от Дмитрия такого пения, которое выражало бы мысли и чувства. Он начал принимать активное участие в концертной жизни института, исполняя произведения мировой оперной классики. И вот первый успех: на творческом отчете института в малом зале филармонии в апреле 1984 года было отмечено выступление студента второго курса Дмитрия Хворостовского, исполнившего в сопровождении симфонического оркестра очень трудный романс Демона «На воздушном океане» из оперы Рубинштейна «Демон».

Мягкий и в то же время звучный баритон Дмитрия удачно сочетался с яркой внешностью. Когда он стал студентом третьего курса, его начали приглашать в Красноярский театр оперы и балета сначала на партии второго, а потом и первого плана. И вскоре в его репертуаре уже были сольные номера из опер «Иоланта», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Чайковского, «Травиата» Верди, «Фауст» Гуно, «Паяцы» Леонкавалло… На четвертом курсе Хворостовский стал готовиться к конкурсам. В июне 1987 года он завоевал первую премию на Всероссийском конкурсе вокалистов в Перми, а в октябре того же года стал лауреатом Всесоюзного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки, который проходил в Баку.

В театре судьба свела его с балериной Светланой Ивановой. Если раньше он целиком отдавался искусству, то теперь второй по значению ценностью для него стала семья. Дмитрий надеялся, что она будет крепкой: познакомились они со Светланой в 1986 году и через три года зарегистрировали этот союз. Внешне сдержанный, на самом деле Хворостовский был человеком импульсивным, из-за чего даже не стал сдавать на права. Однажды, вернувшись домой раньше обычного, он застал жену в объятиях друга. Двойное предательство так потрясло его, что Дмитрий избил обоих, чуть не попав под суд, и начал заливать душевную рану обычным способом. Манившее его прекрасное будущее оказалось под угрозой.

И случилось чудо

Родственники и друзья помогли одуматься. Да и сам понял, что смысл его жизни в профессии. К тому же было жаль уже достигнутого. В 1988 году он дебютировал в Европе, исполнив партию Елецкого в спектакле «Пиковая дама» в оперном театре Ниццы, а в другом французском городе – Тулузе стал обладателем «Гран-при» на международном конкурсе вокалистов. Особо значимым был для него 1989 год. Он выступал на четвертом международном конкурсе вокалистов, который проводился радиовещательной корпорацией Би-Би-Си в городе Кардифф в Великобритании. Конкурс не предусматривал никаких мест, кроме первого, победителю присваивался титул «Лучший певец мира». Состязались около 200 сильнейших вокалистов из множества стран, а Дмитрий Хворостовский был первым советским певцом, который участвовал в таком конкурсе. Почетный титул достался советскому исполнителю, после чего музыкальный критик Ф. Риццо написал: «Время от времени случается чудо, перед нами предстает волшебник, способный буквально околдовать аудиторию, полностью ее заворожить. Двадцать лет назад таким нам явился Паваротти, сейчас – Хворостовский». В первый же день после победы певец подписал контракт с американской звукозаписывающей компанией «Филипс», в сотрудничестве с которой позднее выпустил более 20 альбомов.

С таким мировым признанием Дмитрий продолжал работать в Красноярском театре оперы и балета, отказавшись от места стажера в Большом театре. В 1990 году ему присвоили звание заслуженного артиста России. В то же время он получает много предложений о сотрудничестве от лучших зарубежных оперных театров, дирижеров и певцов, в том числе от Паваротти, который впоследствии стал его близким другом. Хворостовский решается принять одно из предложений и поселяется в Лондоне, приняв британское гражданство. Здесь у него со Светланой в 1996 году рождаются близнецы: Александра и Даниил. Со стороны брак казался спокойным, однако даже с появлением детей семейные треволнения не утихают, и Дмитрий сосредотачивается на работе.

Каждый выход на сцену – это для него необходимость доказывать свое мастерство публике и самому себе, раз за разом брать новую вершину. Он уже привык к победам, но случались и промахи, и тогда Дмитрий сам анализировал свои ошибки, старался понять, в чем его сильные стороны, а в чем слабые. Такое стремление к совершенству помогало ему расширять репертуар и получать новые предложения, укреплять признание. После выступления в Нью-Йорке в одной из газет писали: «Последний из популярных русских баритонов… оказался обладателем самого прекрасного и изысканного голоса, который в настоящее время можно услышать из уст певца… Дмитрий Хворостовский уже является звездой первой величины».

С Россией в сердце

Хворостовскому покорились лучшие сцены мира. Это были Королевский театр в Лондоне, «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, «Лирик-опера» в Чикаго, Парижская опера во Франции, миланская «Ла Скала» в Италии, Венская государственная опера в Австрии и многие другие. Он работал с известными зарубежными дирижерами и считался лучшим исполнителем многих главных оперных партий. В то же время он стремился познакомить зарубежных слушателей с лучшими произведениями современных российских композиторов. Вместе с известным пианистом Михаилом Аркадьевым он подготовил ряд сложных произведений: «Микельанджело-сюиту» Шостаковича, «Отчалившую Русь» Свиридова на стихи Есенина и его же «Петербург» на стихи Блока. С ними он выступал в Европе и Америке.

Несмотря на блистательный успех за рубежом, певец стремился не терять связи с родиной. Впервые он спел партию Риголетто в России в 2000 году в совместной постановке Савоннлинского оперного фестиваля (Финляндия) и театра «Новая опера» при сотрудничестве с дирижером Евгением Колобовым. Многие оперные роли и уникальные трактовки других вокальных произведений были созданы на сцене в совместном творчестве Дмитрия Хворостовского и выдающихся дирижеров Валерия Гергиева, Юрия Темирканова, Владимира Спивакова. Он стал первым оперным исполнителем, который дал сольный концерт с оркестром и хором на Красной площади. Его телевизионную версию показывали в 25 странах. 9 мая 2005 года в Государственном Кремлевском Дворце состоялся концерт Дмитрия Хворостовского, посвященный 60-летию Великой Победы, с участием хора Академии хорового искусства и Всемирного хора ЮНЕСКО. Затем он совершил тур по городам России с программой «Песни военных лет», которую слушали со слезами на глазах. Как сказал В. Спиваков, своим творчеством Хворостовский «создавал возвышенный образ страны».

Флоша

В то время как творчество певца завоевывало все новые высоты, семья разваливалась и дело дошло до развода, который состоялся в 2001 году по английским законам. Светлана стала получать от бывшего мужа выплаты в размере 190 тысяч долларов ежегодно, которые потом потребовала увеличить на 5 тысяч, ей же отошел роскошный дом в Лондоне (в 2016 году она умерла от менингита).

Но чуть ранее этих событий состоялась встреча Дмитрия с певицей Флоранс Илли, наполовину итальянкой, наполовину француженкой. В 1999 году он должен был петь в Женеве партию Дон Кихота, его партнершей стала Флоранс. Она и ранее была влюблена в русского артиста, а при встрече он окончательно покорил 29-летнюю певицу. По сюжету они должны были поцеловаться, и девушка потом признавалась, что этот поцелуй «заставил кровь течь быстрее». Его же пленили ее красота, талант и покладистый характер. Ради Дмитрия Флоша, как он ее называл, оставила сцену, выучила русский язык настолько, что прочитала в подлиннике Достоевского и Чехова. У них родились сын Максим, а через год дочь Нина. Наконец Дмитрий мог сказать, что он совершенно счастлив. И это было так, пока его не подстерегла страшная болезнь.

Весной 2015 года у него начались внезапные приступы головокружения, проблемы с координацией движения, со слухом. Врачи поставили диагноз: опухоль мозга. Пришлось отменить гастроли и пройти лечение, после чего певец на какое-то время вернулся на сцену. Он прожил 55 лет и оставил по себе добрую память. В его честь назван астероид, открытый крымским астрономом Л. Карачкиной. Теперь он будет витать над Землей вечно.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Наверх