№ 04 (3683) 31.01.2018

КРАСНОЕ, БЕЛОЕ, ЧЕРНОЕ

Сто лет назад на территории Ставропольской губернии началась Гражданская война

Вооруженная борьба между красными и белыми на Ставрополье длилась более двух лет. Уже в начале 1918 года губерния оказалась втянутой в Гражданскую войну. Деникин, Корнилов, Алексеев взялись за создание белой армии для уничтожения большевистской власти на Северном Кавказе. Юг России они намеревались превратить в оплот антибольшевизма.

На границах Шкуро и Деникин

В конце января 1918 года губвоенкомат издал приказ об организации «народных социалистических гвардейских отрядов» в селах и о сдаче оружия волостным Советам, свидетельствуют документы краевого госархива. В Ставрополе был создан отряд красных в 240 человек, в селе Петровском – в 200 человек, в Александровском – отряд в 500 «штыков».

В конце февраля на северо-западных границах Ставропольской губернии появились белогвардейские войска Корнилова, а в марте на южных окраинах — отряд Шкуро.

В конце апреля 1918 года в связи с усилением позиции Добровольческой армии на северо-западной границе губернии значительная часть войск Красной армии была отправлена на Медвеженский боевой участок.

Тогда как в столице губернии оставалось большое количество царских офицеров и юнкеров, готовых поддержать любое антибольшевистское выступление.

Мятежи и восстание офицеров

Часть населения Ставрополья не принимала советскую власть, в разных населенных пунктах вспыхивали мятежи. Но подобные выступления жестоко подавлялись большевиками. Центром многих антибольшевистских организаций стало селение Воронцово-Александровское (ныне г. Зеленокумск). В июне 1918 года здесь случился крупный мятеж против советской власти, восставшие применяли самые жестокие меры к большевистским деятелям и бойцам Красной армии.

Примерно в это же время произошло восстание офицеров и в Ставрополе. После установления советской власти в городе начались аресты и казни представителей прежнего режима — чиновников, военных, интеллигенции. Как ответ на жестокость большевиков, к лету 1918 года в столице губернии появилась тайная офицерская организация, возглавляемая полковником Павлом Ртищевым и его младшим братом поручиком Петром Ртищевым. В составе тайной организации насчитывалось 400 человек.

В ночь с 9 на 10 июня участники восстания собрались на Варваринской площади города, но вместо предполагаемых 400 человек прибыло всего 86. К тому же не все располагали оружием. Восстание в итоге провалилось. Многие мятежники погибли в перестрелке либо были схвачены красноармейцами и расстреляны. Братьям Ртищевым с группой сторонников с боем удалось вырваться из города. Но потом и их схватили и приговорили к расстрелу. Ртищевы были публично казнены в Ставрополе.

После провала офицерского восстания в столице губернии большевики ужесточили карательные действия, казни продолжились до тех пор, пока к Ставрополю не подошла Добровольческая армия. Под напором превосходящих сил противника красные вынуждены были оставить город и отойти к станице Невинномысской.

21 июля 1918 года в Ставрополь без боя вошла бригада Шкуро, где его отряд соединился с подошедшими войсками Деникина.

Жестокость с двух сторон

Генерал А. И. Деникин

Добровольческую армию многие жителя Ставрополя ждали как избавление от красного террора, но зверств было много и со стороны белых.

Не установлено точное число жертв красного террора и количество погибших от белого террора в России, но скорее всего погибших в результате красного террора было значительно больше, чем в ходе белого террора. Некоторые историки даже ставили под сомнение правомерность такого определения, как «белый террор», применительно к событиям Гражданской войны в России. Дескать, если красный террор был объявлен и действовал официально в сентябре-ноябре 1918 года, то у белых отсутствовало идеологическое обоснование карательных мер, а также их централизация и системность. Известно, что специальная комиссия, созданная генералом Деникиным, в конце 1919 года оценила количество погибших от проводимого большевиками террора в более чем 1,7 млн человек, в том числе свыше 370 тыс. представителей интеллигенции и буржуазии. И это только за два года – 1918-й и 1919-й. Хотя другие источники приводят и гораздо более скромные цифры жертв.

Пример красного террора содержится в документах фонда Ставропольского губернского военного комиссариата. Так, для изоляции «враждебных элементов» в регионе действовали концентрационный лагерь на 500 человек и лагерь военнопленных – на 2500 человек.

О зверствах белых на Ставрополье свидетельствуют воспоминания некоего Л.Я Авешникова из коллекции документов «Установление и упрочение советской власти и Гражданская война на Ставрополье» краевого госархива. Вот что писал этот Авешников: « Помню … попавшего в руки белогвардейцев красноармейца Величко Николая с Украины, у которого вырезали два ремня кожи со спины и вырезана звезда …»

Вместе легче обороняться

С наступлением деникинских войск большевики решили создать единую Советскую республику на Северном Кавказе с целью лучшей организации обороны этой территории от контрреволюционных сил. В начале июля 1918 года состоялся Северо-Кавказский съезд советов, проходивший под руководством крайкома РКП (б). Было принято постановление об объединении Ставропольской губернии, Терской, Кубанской и Черноморской областей в одну Северо-Кавказскую республику, являющуюся частью РСФСР.

Большевикам удалось мобилизовать в отряды Красной армии массы рабочих, крестьянства и прежде всего бедняков и батраков. Командовали красноармейскими отрядами Шпак, Апанасенко, Трунов, Ипатов, Литвиненко, Рыльский, Чугуев и др. Именами некоторых красных командиров ныне названы районы Ставропольского края. В селах Пелагиада, Михайловка, Дубовка, Казинка, Кугульта, Тугулук, Терновка создавались партизанские отряды.

Военные действия против деникинцев требовали централизации руководства и управления войсками. Однако организационная структура вооруженных сил красных сложилась только в сентябре 1918 года, когда прошедший в Благодарном и Новоселицком фронтовой съезд постановил объединить все разрозненные партизанские отряды и создать единое командование войсками Ставропольской губернии.

5 октября 1918 года решением исполкома Северо-Кавказской республики «верховная и военная власть» были переданы реввоенсовету Северо-Кавказской XI армии.

Решающая битва

28 октября Таманская армия, входившая в состав XI армии, прокладывая себе путь на север для соединения с другими красными частями, отбила Ставрополь у белых, нанеся поражение войскам дивизии Дроздовского.

Уже оказавшись в эмиграции, генерал Деникин писал в своих «Очерках русской смуты»: «Толпы мирного населения покидали злополучный многострадальный город, спасаясь от большевицкого нашествия. В Ставрополь вошли красные войска и приступили к расправе…»

Вышедшие из подполья большевики вместе с командованием Таманской армии начали было восстанавливать советские учреждения и организации в городе, но красная власть вернулась ненадолго.

Деникин не собирался оставлять Ставрополь. Части дивизии Дроздовского окружили столицу губернии. Это соединение во время Гражданской войны на юге России считалось одним из самых надёжных и боеспособных в Добровольческой армии. Дроздовцы отличалась высокой организацией, дисциплинированностью, высоким воинским духом и устойчивостью в самых тяжёлых боях. Это признавали даже противники Белого движения. Военнослужащие дивизии Дроздовского относились к числу привилегированных «цветных» на белом Юге: офицеров и нижних чинов отличали малиновые фуражки с белым околышем и малиновые с белой опушкой погоны с жёлтой литерой «Д». «Малиновую» дивизию бросали на самые сложные участки фронтов, она проявляла крайнее упорство в боях.

Таманской дивизии пришлось, выходя из города, прорываться из окружения. После многодневных боев 15 ноября 1918 года белые снова вошли в Ставрополь. Это сражение за Ставрополь Деникин назвал решающей битвой всей кампании (имелся в виду Второй кубанский поход), в которой были разбиты основные силы красных и закончено освобождение Кубани и Ставрополья от большевиков. Но и деникинцы понесли огромные потери и не могли развить свой успех, нужна была передышка, пополнение численности соединений.

В начале 1919 года Добровольческая армия, систематически получавшая вооружение и снаряжение из Англии и Франции, перешла в наступление. Прорвав фронт Красной армии в районе Невинномысской и продвинувшись на восток, белые поставили под угрозу тылы красных. Нужно было оборонять Минеральные Воды и Пятигорск, имевшие важное стратегическое значение, но XI армия не сумела остановить деникинцев. Испытывая огромные трудности в снабжении, вооружении, обмундировании и медикаментах, имея к началу 1919 года десятки тысяч больных тифом, армия начала отходить.

Левый фланг отступал на Астрахань, правый, состоящий преимущественно из жителей ставропольской губернии, двинулся к Царицыну и влился в состав Х армии. Все Ставрополье оказалось под властью белогвардейцев.

Победа большевиков

В период власти белых в губернии были восстановлены старые порядки: все фабрики, заводы, мастерские, земли были возвращены бывшим владельцам. При этом белогвардейцы проводили активную политику конфискации имущества и продовольствия у населения. В фонде военно-следственной комиссии при Управлении Ставропольского военного губернатора имеется приказ начальника штаба главнокомандующего Добровольческой армии о сдаче излишка свиного сала в пункты Уполномоченного по продовольствию.

Есть свидетельства о жестокостях деникинцев в городах и селах губернии. Белые расстреляли и повесили видных большевиков и советских руководителей Ставрополя и Пятигорска: Якова Петрова, Григория Анджиевского, Варвару Косенко, Ксению Ге и многих других.

Настроение местного населения стало меняться в сторону большевиков, в тылу деникинцев по всей губернии развернулось мощное партизанское движение.

В декабре 1919 года возрожденная красная ХI армия двинула свои войска от Астрахани на Северный Кавказ. 14 февраля 1920 года она перешла в общее наступление по всему фронту. Население, по свидетельству советских источников, поддерживало их, бесплатно снабжало продовольствием и фуражом Красную армию. Жители некоторых сел, расположенных по долине реки Мокрая Буйвола и в других районах, восстанавливали советскую власть еще до прихода красных частей.

В результате ожесточенных боев 29 февраля 1920 года Добровольческая армия оставила Ставрополь. Развивая дальнейшее наступление, части Красной армии и партизаны 14 марта выбили белогвардейцев из Минеральных Вод, Невинномысска, Георгиевска и Пятигорска. Вскоре весь Северный Кавказ был под властью большевиков.

Владимир ФИЛАТОВ

ДОСЛОВНО

Из приказа №2 ставропольского военного губернатора об отмене законов советского правительства (от 22 (9) июля 1918 года)

***

Все правительственные учреждения, суд и мировая юстиция восстанавливаются и действуют на основании законов Российской империи, с продолжениями и дополнениями по 12 марта (27 февраля) 1917 года и приказов командующего Добровольческой армии.

***

С 21 (8) на 22 (9) июля в г. Ставрополь вступил отряд атамана Шкуро под командой полковника Добровольческой армии Слащева, почему приглашаю жителей отнестись гостеприимно к своим освободителям.

С 10 часов утра сего числа караулы, содержимые милицией и бюро профсоюзов, сменяются войсковыми караулами.

Врид. Военного губернатора генерал-майор Уваров

Наверх