№ 09 (3739) 06.03.2019

БЕЗ ГИБКОСТИ НЕ ВЫЖИТЬ

Мини-магазины «у дома» пытаются конкурировать с сетевыми супермаркетами по соседству

В то время как россияне охают из-за роста цен и в целом удорожания жизни по всем направлениям, не меньшая депрессия по этим же поводам периодически преследует представителей микробизнеса, особенно тех, что занимаются как раз продажей, казалось бы, самого ходового товара – продуктов и предметов повседневного спроса. Трудности они испытывают не только из-за скачков цен оптовиков, производителей и арендаторов — выживать становится все тяжелее под натиском расширяющих свои сети крупных ритейлеров.

Исчезающий вид?

Район Осетинки в Ставрополе буквально наводнен всевозможными крошечными магазинчиками, парикмахерскими и аптеками – под них переоборудованы практически все квартиры на первых этажах с выходом на «красную линию» и близ нее. Жители района таким обилием торговых точек довольны – в двух шагах от дома по-быстрому можно купить свежие фрукты-овощи, выпечку, канцелярку, бытовую химию, лекарства, а также дешево постричься или привести в порядок ногти. Но если мини-аптеки как-то незаметно уже давно все сплошь стали подразделениями крупных аптечных сетей, остальные из перечисленных в основном держат именно частники – ИП и ООО, работающие с небольшими оборотами. Даже соседство с гигантами ритейла не истребило их как вид торговли. Пока не истребило…

— Раньше у нас было еще и несколько совсем маленьких мастерских – по ремонту

обуви, одежды, всякой бытовой техники, изготовлению ключей, но они примерно год назад вдруг все исчезли, — рассказывает местный старожил Тамара Николаевна. – Наверное, пришлось закрыться, ведь теперь обувь и одежду проще купить, чем чинить, а холодильники и телевизоры люди ремонтируют по гарантии производителя в крупных сервисных центрах…

На самом деле Тамара Николаевна в своих размышлениях не далека от истины. Теперь уже редко где увидишь «будочки» сапожников, а ремонтники-«бытовики», у которых можно было починить буквально все, в большинстве своем перешли на дистанционный формат работы. Вернее – удаленной связи с клиентами. Объявлений об их услугах полно в интернете, и нет необходимости, как раньше, куда-то везти сломавшийся электрочайник или компьютер: мастер приезжает непосредственно на дом к заказчику. Таким образом предприниматели существенно экономят на аренде помещения для подобных услуг. А те, чей вид деятельности не может обойтись без торговых площадей, вынуждены мириться с растущей арендной платой и коммуналкой. Это – одна из самых распространенных причин, утяжеляющих финансовое положение мелких предпринимателей, но явно не главенствующая в решении снизить обороты или вовсе закрыть дело. А такие мысли нет-нет, да посещают владельцев мини-маркетов.

Пристань для пенсионеров

— Два года я вертелся, как уж на сковородке, чтобы наладить работу, — рассказывает Игорь, хозяин маленького овощного магазинчика, ютящегося на площади в 12 кв. м. – А теперь все чаще думаю, что придется в прямом смысле сворачивать лавочку. Место проходное, товар всегда востребован, но в последнее время закупки очень подорожали, а повышать соответственно цены на петрушку-морковку смысла я не вижу – люди перестанут брать и окончательно «перетекут» в близлежащие «магниты» и «пятерочки». Держать же на приемлемом уровне расценки уже получается с огромным трудом, и если продолжать это делать, то бизнес мне выйдет боком.

Магазинчик этот – настоящая находка и выручалочка для местных жителей. Всегда свежие качественные и при этом недорогие фрукты-овощи и обходительный разговорчивый владелец торговой точки привлекают покупателей, особенно пенсионеров, которых в старом районе живет очень много и которые зачастую отправляются в магазин не столько за продуктами, сколько за общением. До супермаркетов приходится хотя и не далеко, но все же идти через несколько дворов, и их новомодные системы со штрих-кодами, самостоятельным взвешиванием весового товара и вечно путающимися ценниками пожилым людям не особо по душе. Наличкой у Игоря расплачиваться им сподручнее, тем более за мелкие покупки – ну сколько там вытянет полкило лука или моркови, сущие копейки. Хозяин и сам просит приходящих пользоваться «живыми» деньгами, хотя не так давно у него тоже появилась онлайн-касса. Но с ней, говорит предприниматель, одна морока.

— Дело не только в дороговизне самого аппарата, — делится Игорь. – Дьявол, как всегда, кроется в деталях. Во-первых, не всегда есть устойчивое интернет-соединение, и касса начинает «зависать» и «глючить». Второй момент – в настоящую головную боль оборачиваются случаи, когда покупатель, скажем, передумал брать картошку, а ты уже выбил чек. Да и обслуживание онлайн-кассы вытекает в копеечку, а с лицевого счета при снятии платишь комиссионные.

Неравный бой

Конечно, все издержки мелкие предприниматели, как и их более масштабные коллеги по торговле, вынуждены закладывать в расценки. В маленьких продуктовых лавках цены обычно выше, чем в больших маркетах, но не намного, ибо тогда покупательский спрос будет ниже. Однако с учетом удорожания самого закупаемого товара удерживать ценники на привлекательном для потребителя уровне представителям микробизнеса все тяжелее.

Игорь берет фрукты и овощи на крупном оптовом складе. Специфика же такова, что запастись этими продуктами впрок или купить крупные партии хозяин скромной овощной лавки практически не может, даже при наличии нормального холодильного оборудования. Соответственно, он гораздо более зависим от тех же оптовиков, диктующих цены, чем сетевые супермаркеты с продуманной логистикой, маркетингом, ресурсами для хранения и, главное, возможностью влиять на поставщиков, навязывать им собственную ценовую политику. У микроритейлеров таких рычагов нет.

Удачное место и ниша

И все же дело Игоря в силу востребованности его «ходового» товара имеет более высокие шансы на выживание, чем, например, они были у предшественников предпринимателя, которые арендовали это же помещение раньше. А таковых за последние пять лет здесь сменилось немало. В комнатке продавали то белорусский трикотаж, то постельное белье, то японскую косметику, то мясные продукты. Увы, либо место оказалось несчастливым, либо, что вероятнее, выбор ниши был неудачным для конкретной территории. Так или иначе, долго эти магазинчики не продержались.

А вот канцелярский отдел поблизости благополучно существует уже лет 10-15. Располагается он также в совсем малюсеньком помещении, но это не отпугивает посетителей, напротив, их поток не иссякает, ведь рядом целых три школы, ученикам которых постоянно нужны то ручки, то тетрадки. Однако же и здесь не обошлось без угрозы снижения продаж из-за соседства с крупными сетевыми магазинами, в ассортименте которых были аналогичные товары, только дешевле. Благо, в продажу они поступали лишь в сезон – в преддверии 1 сентября. После того, как соседи-гиганты убрали со своих прилавков школьные товары, нуждающиеся в них покупатели вновь вернулись в тесный магазинчик с улыбчивой продавщицей. Но понервничать хозяину точки все же пришлось. Да и теперь он живет в напряжении – если в этих супермаркетах решат ввести канцелярку в ассортимент на постоянной основе, это однозначно сократит обороты в магазинчике.

Минусы — в плюсы

Неподалеку года два назад возник еще один «микромир» — продуктовый магазинчик, торгующий всякой повседневной пищевой мелочевкой. В ассортименте хлеб, сахар, полуфабрикаты, сладости к чаю, молочка – словом, все, что есть и в других подобных же мини-маркетах, и, конечно же, навалом в сетевых супермаркетах поблизости. Казалось бы, выжить в подобных условиях затруднительно, но сильная конкуренция не убила эту торговую точку, а послужила стимулом для развития, ибо все минусы соперников были учтены и превращены в жирные плюсы.

— Почти все владельцы частных продуктовых маркетов в нашем районе закупаются в одном месте, — признается хозяин магазинчика. – Со многими мы общаемся, знаем друг друга в лицо, но это не означает, что действует какой-то сговор, и мы держим цены на одном уровне, нет, на то есть объективные экономические причины. Лично я для себя сделал вывод, что конкурировать позволит не бездумный демпинг или поиск дешевых поставщиков, а исключительно подход к организации торговли: предельная вежливость, аккуратность, внимательность продавцов и всегда свежая продукция. Сам часто замечал, что у коллег сотрудники, мягко говоря, не особо правильно реагируют на покупателей, воспринимая их скорее как назойливых мух, отвлекающих от гаджетов и прочей ерунды, не относящейся к работе. Разве будет приятно посетителю видеть такие кислые, зевающие или высокомерные мины?.. Я бы развернулся и ушел в другой магазин, где более приветливые и милые продавцы. Своих девочек настраиваю вообще на то, чтобы не натягивали на себя искусственные улыбки, а искренне пытались подружиться с покупателями, запоминали их в лицо, общались, шутили с ними. Люди это ценят. Как и порядочность в расчетах. Считаю, что нельзя подсовывать покупателю некондиционку, смешивая, например, свежий весовой товар с просрочкой, а так, к сожалению, делают многие. И постепенно теряют клиентуру.

Обвесы и обсчеты здесь также под запретом – если потребитель обнаружит обман, скандала не избежать, да и по крупицам создаваемый имидж образцового магазина хозяину, судя по всему, дороже сиюминутной выгоды посредством традиционных торговых уловок.

Может быть, с подобными правилами этому продуктовому мини-маркету и впрямь суждено побороть ближайших конкурентов в погоне за клиентурой и выручкой. А может, наоборот, это погубит бизнес, ведь, к сожалению, в нашей российской действительности честная торговля – явление редкое и крайне невыгодное предпринимателям. Привлекательна она только для непосредственно покупателей, которые готовы даже переплачивать, лишь бы получать действительно качественный товар и вежливое обслуживание. Похоже, это и есть тот самый действенный способ выживания мелких торговых точек в окружении сетевых гигантов.

Инга САМОЙЛОВА

Наверх