№ 16 (3695) 25.04.2018   Рекомендовано  

ПУБЛИЧНЫЙ «РАЗБОР ПОЛЁТОВ»

Какие огрехи допускают аптеки и больницы?

19 апреля сотрудники Росздравнадзора по Ставропольскому краю провели традиционные публичные слушания правоприменительной практики в сфере медицинской деятельности и обращения лекарственных средств.

Напомним, такие общественные обсуждения должны регулярно организовывать ключевые надзорные органы и их подразделения. Это один из концептуальных моментов проходящей в нашей стране реформы контрольно-надзорной системы. Слушания призваны наладить прямой и более результативный контакт проверяющих и проверяемых, в том числе и посредством информирования последних о типичных нарушениях, мерах пресечения и наказания, нормативно-правовых и законодательных новшествах.

Отметим, что публичные слушания Росздравнадзора в нашем регионе обычно собирают множество участников. Не исключением стало и нынешнее мероприятие, на которое съехались десятки представителей медицинских и аптечных учреждений края, заинтересованных в получении актуальной информации из первых уст.

Алгоритмы прозрачны

Анатолий Антоненко

Предварил встречу вступительный доклад руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Ставропольскому краю Анатолия Антоненко. Он очертил круг насущных вопросов в сфере ответственности ведомства, а также акцентировал внимание присутствующих на тонкостях такого инструмента взаимодействия при проведении плановых проверок, как проверочные листы. Их формы утверждены и доступны для ознакомления на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

— Все организации, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность, могут использовать проверочные листы для самоконтроля, — подчеркнул Анатолий Дмитриевич, напомнив, что эти документы направляются предпринимателям заблаговременно вместе с уведомлением о проведении плановой проверки.

Также Анатолий Антоненко подробно рассказал об алгоритмах действий руководителей медицинских или аптечных организаций в тех случаях, если они хотят обжаловать то или иное решение надзорников или готовы добровольно устранить какое-то нарушение. Он отметил, что вся исчерпывающая информация доступна на официальных интернет-ресурсах, кроме того, действует телефон горячей линии, и сотрудники Росздравнадзора всегда готовы разъяснить непонятные моменты. Антоненко призвал работников сферы здравоохранения активно пользоваться этими возможностями, чтобы избежать неприятных последствий при обнаружении в работе нарушений установленных требований.

Чехарда с рецептами

Традиционно большую массу самых животрепещущих ситуаций рассмотрели здесь же, в режиме «вопрос-ответ». Также заместители руководителя Росздравнадзора по СК представили вниманию участников информацию по актуальным темам и рассказали о типичных нарушениях.

Так, только за первый квартал нынешнего года специалисты Росздравнадзора по СК провели 38 контрольных мероприятий в сегменте обращения лекарственной и медицинской продукции. Проверками было охвачено 43 объекта, в 17 из них (то есть почти в каждом втором) выявлены нарушения. Как и в предыдущие периоды, среди самых частых огрехов – ненадлежащий контроль при приемке медикаментов, несоблюдение режима хранения лекарств и чехарда с рецептами. Последнее – настоящая беда, ибо из раза в раз эксперты Росздравнадзора детально разъясняют рецептурные правила, но в аптеках и ЛПУ все равно допускают ошибки, неверно оформляя бланки или отпуская препараты вообще без них. Чтобы минимизировать подобные случаи, надзорники рекомендовали руководителям аптек и ЛПУ тщательнее конт-ролировать действия сотрудников или разработать и внедрить соответствующие внутренние локальные акты и инструкции, обязательные для исполнения. Особую же бдительность следует проявлять при обращении наркотических, психотропных средств и препаратов, предназначенных исключительно для медицинского применения.

Нет элементарного…

Сфера качества и безопасности оказания медицинской помощи населению тоже нуждается в неусыпном контроле. В этом направлении с начала года сотрудниками регионального Росздравнадзора проведено 40 проверок, причем 34 из них – внеплановые, почти половина из которых, в свою очередь, вызвана обращениями граждан. Львиная доля нарушений (45%) в этой нише приходится на несоблюдение стандартов оснащения кабинетов и отделений ЛПУ. Поразительно, но зачастую отсутствует самое элементарное, например, пульсоксиметры, ручные лупы, анализаторы глюкозы крови, тонометры, так необходимые в работе.

Много жалоб связано с несоблюдением стандартов и этапности оказания медпомощи, особенно в отношении пациентов, страдающих острым нарушением мозгового кровообращения. Усугубляется же положение тем, что на данный момент 8 муниципальных образований Ставрополья не закреплены за региональными или первичными сосудистыми центрами, в некоторых центральных районных больницах попросту нет компьютерных и магниторезонансных томографов, что не позволяет провести необходимые исследования при подозрении на ОНМК.

Однако бывает и так, что при нормальном оснащении ЛПУ пациенты не получают своевременно должную медицинскую помощь. Специалисты Росздравнадзора привели конкретные примеры таких вопиющих нарушений. Вот один из острых случаев. По жалобе жительницы края была проведена проверка в отношении гинекологического отделения одной из больниц. Выяснилось, что женщине, поступившей в экстренном порядке с аномальным маточным кровотечением, без предварительного обследования провели диагностическое выскабливание. Несмотря на продолжающиеся боли внизу живота, пациентку почему-то не оставили под наблюдение дежурного врача-гинеколога в выходные дни. Только на 4-й день после поступления ей, наконец, выполнили УЗИ матки и придатков, был установлен диагноз левосторонней трубной беременности, и как следствие – необходимое оперативное вмешательство было осуществлено лишь спустя 4 дня после поступления в стационар… Хорошо, что удалось избежать более трагичных последствий.

Кстати, об оказании экстренной помощи — Минздрав РФ изменил регламенты по этому направлению. Теперь бригада «скорой» должна привозить больных не просто в самое территориально близкое медучреждение, а непосредственно туда, где человек сможет получить необходимую в его состоянии специализированную медпомощь, причем не позднее, чем в течение суток. Чтобы обеспечить оперативность «доставки», рекомендуется привлекать ресурсы санитарной авиации.

Среди других существенных новшеств – с 1 января 2018 года вместо предварительных осмотров несовершеннолетних при поступлении в образовательные учреждения и периодических во время учебы остаются только профилактические. Они будут проводиться для детей в определенные возрастные периоды.

Инга САМОЙЛОВА

Наверх