№ 47 (3624) 30.11.2016  

СЛЕДСТВИЕМ УСТАНОВЛЕНО

Капитан юстиции Павел Еременко считает, что ему повезло в жизни с наставниками

Принципы государственности отражаются в реальной жизни

Следователь следственного отдела по Промышленному району Ставрополя СУ СК РФ по Ставропольскому краю капитан юстиции Павел Еременко в профессии восемь лет. Не сомневается – выбор сделал верный. Ко всем несомненным плюсам работы относит постоянное знакомство с различными сферами жизни, о которых не узнал бы, занимаясь другим делом. «Контингент «подопечных» очень разный, — говорит он. – Приходится общаться с убийцей или разбойником, а также с хитрецом-бухгалтером, перемножающим в уме шестизначные числа. И все это чрезвычайно интересно. Но для меня главное – провести объективное расследование».

Брат за брата

Восьмого марта 2008 года женский праздник собрались отмечать несколько мужчин. Заседали они в уютном увеселительном заведении села Ладовская Балка Красногвардейского района за столом с горячительными напитками и закуской. Открылась дверь, и в кафе вошел местный житель. Известен он был как хронический должник широкому кругу односельчан. Лидер подвыпившей компании Кириченко вздумал проучить неплательщика: подозвал к себе и объявил, что он-де выкупил один из долгов, и теперь посетитель обязан вернуть деньги ему лично. То есть заделался этаким самопровозглашенным коллектором. Денег, конечно, у мужика не оказалось, что и решило его судьбу. Кириченко сбил неплательщика с ног и на грудь лежавшего на полу поставил тяжелую сооруженную из бревна лавку. А затем еще и прыгнул на эту скамейку. Ребра должника хрустнули, он вскрикнул и замер. Несчастного отшвырнули к стене и продолжили кутить. Ночью гуляки вспомнили о жертве и обнаружили, что человек мертв. Тогда труп утопили в речке, протекавшей рядом с кафе.

Вряд ли кого-то из компании на следующий день замучила совесть, но убитого все же извлекли из воды. Ныряли, доставали, на телеге перевозили. Причем только для того, чтобы засунуть в мешок из-под удобрений и опустить в противопожарный колодец, находившийся около дома Кириченко. Колодец был заброшенным и туда семья убийцы и соседи сваливали мусор.

Родственники убитого подали заявление в правоохранительные органы о его исчезновении без вести. Однако уголовное дело не было возбуждено, потому что стражи порядка обнаружили-таки пропавшего… живым и здоровым! В Москве. И сдали материалы в архив. Мистика? Не совсем. Получилось так, что в столице проживал имевший трения с законом родной брат должника, хранивший на руках ксерокопию паспорта погибшего. Поскольку своих документов у него просто не было, он везде предъявлял эту бумажку. И московские милиционеры, также участвовавшие в розыске, не нашли «десять различий». Брат объявил себя другим братом.

Страх и последствия

Тем временем Кириченко успел неоднократно посидеть за другие преступления. А в 2014 году он вместе с подельником до смерти забил еще одного мужчину. Другана осудили, а неугомонный житель Ладовской Балки подался в бега, имея вагон и маленькую тележку возбужденных против него уголовных дел, помимо последнего деяния. В длинном списке фигурировали причинение тяжкого вреда здоровью, разбой, вымогательство, убийство и побои. Но бегал недолго, вскоре его задержали и предъявили обвинения по всему «букету» преступлений. Первого сентября 2016 года Кириченко осудили на 17 лет 4 месяца лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Расследование уголовного дела вел следователь следственного отдела по Промышленному району Ставрополя СУ СК РФ по СК капитан юстиции Павел Еременко. А когда эта эпопея только начиналась, он работал в Новоалександровском межрайонном следственном отделе.

— До сих пор вспоминаю расследование с неким трепетом, — признается Павел Юрьевич. – Запутанное дело было, долгое и неимоверно сложное. Помогли показания одного из членов той компании, что праздновала 8 Марта 2008 года. Когда я стал отрабатывать окружение подозреваемых во втором убийстве, наконец-то заговорил очевидец первого. В результате тот давнишний труп извлекли из колодца. Хотя в импровизированной могиле оказался лишь скелет, его идентифицировали с личностью погибшего, используя медико-криминалистическую экспертизу. Ну и все стало на свои места: открылась правда о родном брате должника, в четкую цепочку последовательно выстроились события и 2008-го, и 2014 годов. Я допросил всех свидетелей, причем с применением видеозаписи, потому как на них оказывалось мощное давление со стороны друзей неуемного Кириченко. Приходилось даже выделять в отдельное производство материалы проверок по оказанию прессинга…

Вся эта история, по мнению следователя, весьма показательна, и она продемонстрировала на конкретном примере, что принципы государственности имеют отражение в жизни: неотвратимость наказания действительно существует и работает! И еще один важный момент, говорит Павел Еременко. У кого-то слова «гражданская позиция» вызывают улыбку или скуку. Но лишь до тех пор, пока беда не приходит к самому улыбающемуся. Ведь если бы кто-то из находившихся в ту ночь в кафе сообщил об убийстве, не случились бы другие злодеяния, кои натворил Кириченко, и, возможно, была бы жива вторая жертва. Как ведь порой страх человеческий и недобропорядочность влекут за собой жуткие последствия!

Профессиональная диспозиция

Павел Еременко получил специальность юриста в Пятигорском государственном технологическом университете в 2008 году. Почему выбрал следовательскую стезю? Еще обучаясь на пятом курсе вуза, проходил преддипломную практику в Ессентукском межрайонном следственном отделе. Наставником назначили Романа Анатиенко, следователя опытного, строгого и требовательного. С его мнением даже начальство считалось. У него все было на высоком профессиональном уровне: тактика допроса и производства следственных действий, да и сама организация работы. Словом, положительный пример и повлиял, хотелось подражать. А когда после университета Павел пришел в Александровский межрайонный следственный отдел, у него тоже был наставник – Максим Трофимов.

— Вообще-то мне повезло в жизни со старшими товарищами, — с уважением отзывается о «командирах» капитан юстиции Еременко. – Обязательно надо подчеркнуть, что в системе Следственного комитета России серьезно развит и четко отлажен механизм наставничества. И это здорово! Сейчас в полной мере осознаю, какой ценный опыт был мне передан офицерами и каким важным подспорьем он служит.

В представлении многих обывателей следователь – человек, занимающийся бумажной работой. Не без того. Однако, чтобы на листке какие -то буковки написать, приходится и еще кое -что сделать. Зима, снег с дождем, ветер, непролазная грязь, в поле за городом в канаве лежит тело неизвестного. Следователь как руководитель следственно-оперативной группы, выехавшей на место происшествия, должен правильно оценить диспозицию, первым понять, что случилось, и максимально оперативно организовать работу всех служб по обнаружению преступника. Ведь это может сыграть решающую роль в дальнейшей работе полицейских, экспертов и в самом ходе расследования.

Превышение пределов

К слову, об эксперте. Именно такой специалист подтвердил, что заболевание одного из участников развернувшейся драмы вызывает агрессию. Последствия же внезапных вспышек заставили содрогнуться жителей села Александровского. В общем-то, довольно редкий состав преступления: ч. 1 ст. 108 УК РФ — убийство, совершенное при превышении пределов необходимой самообороны. Жительница села 1939 года рождения убила своего сына. Ненамеренно. Ее уже весьма взрослый отпрыск страдал психическим заболеванием более 20 лет после того, как на стройке получил травму головы. Во время приступов он был очень агрессивным: нередко избивал свою мать, угрожал убийством и самыми тяжкими увечьями, особенно в последние годы. Даже на глазах у соседей, которые не раз укрывали у себя пожилую женщину. И вот как-то в очередной период затишья она спрятала в доме все острые и колющие предметы: ножи, вилки, топоры и лопаты. От греха подальше.

29 июня 2010 года пенсионерка приготовила обед родному сыночку. Но что-то ему не понравилось, и слепая злость вспыхнула с новой силой. Мужик затащил старушку в свою комнату, бросил на кровать и замахнулся топором. Вероятно, в голове у несчастной в тот миг промелькнул всего лишь один вопрос: «Откуда?» Где взял грозное орудие неуправляемый кровный родственник, так и не стало известно. Может, утаил, заметив, что куда-то исчезают остальные опасные вещи. На всякий случай. И вот «подходящая возможность» настала. Однако произошло невероятное… Пожилая женщина чудом вырвала топор у нападавшего и обрушила всю свою обиду, испуг, отчаяние и безысходность на голову мучителя. Следователь уточнил, что это были восемь ударов в висок. Сын скончался на месте, а мать вызвала милицию. Суд назначил невольной убийце самое минимальное наказание по статье – полгода лишения свободы. Условно. Павел Еременко собрал мощную доказательственную базу: психиатрическая экспертиза подозреваемой, документы о заболевании погибшего, оценка эксперта, показания соседей и знакомых, свидетельства очевидцев неоднократного посягательства на жизнь женщины. Все это помогло суду увидеть и правильно измерить степень вины жительницы села Александровского.

Фатальная секунда

Примечательно, что в том же населенном пункте и в том же году произошла потрясающая история. Некая сожительствующая пара постоянно пила и ссорилась. И в один далеко не прекрасный день парень ударил девушку кулаком в грудь, да так, что молодая женщина через полчаса умерла. Следствие установило, что, если бы гражданский муж нанес удар секундой раньше или секундой позже, его подруга осталась бы жива, отделавшись переломом ребра. Но именно в тот роковой момент сердце было наполнено кровью и максимально расслаблено. Гидродинамический удар просто разорвал главный орган кровеносной системы. Как же хрупка человеческая жизнь! Фатальная секунда, объясняет следователь, по сути легла в основу квалификации уголовного преступления. Юношу осудили на полтора года колонии-поселения за причинение смерти по неосторожности (ч. 1 ст. 109 УК РФ). А горькая ирония судьбы в том, что, если бы девушка осталась жива, то его судили бы за причинение средней тяжести вреда здоровью (ч. 1 ст. 112), и здесь максимальное наказание больше — три года лишения свободы. Но таков закон.

Игорь ИЛЬИНОВ

Фото из архива

Наверх