№ 43 (3569) 04.11.2015

«ЭКОНОМИКА ДОЛЖНА БЫТЬ ЭКОНОМНОЙ!»

Под председательством спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко в Москве прошли парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2016 год. Одной из ключевых тем обсуждения стало обеспечение сбалансированности региональных бюджетов.

Тревожные настроения

— Положение региональных финансов вызывает крайнюю тревогу. На 1 сентября совокупный долг регионов оставил 2,4 триллиона рублей. В структуре региональных бюджетов постоянно растет доля обязательных социальных расходов и сокращается доля капитальных вложений. Субъекты Федерации прилагают огромные усилия для стабилизации своих бюджетов. Однако большинство из них верстают бюджеты с немалым дефицитом. Без помощи федерального центра им не справиться, – выразила свое беспокойство растущей нагрузкой на регионы Валентина Матвиенко.

Она напомнила, что только обладающий бюджетным достатком регион или муниципалитет способны достойно выполнять свои функции. Спикер Совета Федерации подчеркнула, что качественно изменить сегодняшнюю ситуацию позволит корректировка существующей системы межбюджетных отношений федерального центра и регионов. В частности, совершенствования требует порядок выделения субъектам Федерации льготных кредитов из средств российского бюджета, осуществления межбюджетных трансфертов, целесообразно изменение структуры расходных обязательств регионов.
Подготовкой концепции новой системы межбюджетных отношений занимается рабочая группа Совфеда. Ожидается, что новые принципы построения финансового взаимодействия федерального центра и регионов могут быть применены на практике не раньше 2017 года.

Помощь Ставрополья

Первым из глав регионов, выступивших на слушаниях, стал глава Ставрополья Владимир Владимиров. Губернатор проанализировал ряд особенностей межбюджетных отношений, влияющих на темпы развития как Ставропольского края, так и большинства других регионов России, обозначив пути решения важных для регионов проблем.
Одна из главных тенденций – рост расходов региональной казны под влиянием решений, принимаемых федеральными органами. С 2009 по 2015 год было принято около 30 таких решений. На их выполнение Ставрополье в 2015 году направляет более 35 миллиардов рублей, это свыше половины доходов краевого бюджета. Эти расходы связаны, в частности, с обеспечением медстрахования неработающего населения, развитием дорожной отрасли, рядом других социальных и инфраструктурных программ. Увеличение их объема значительно опережает рост возможностей регионального бюджета. Кроме того, растет объем его условно постоянных расходов – в 2012 году он составлял 63 %, в 2016 будет равняться уже 84 %. Это в основном социальные расходы, которые минимизируют возможности государственных вложений в развитие края.

Существенную нагрузку на регионы формирует также их обязанность по внесению платежей обязательного медстрахования за неработающее население – в том числе и тех, кто работает по серым схемам – не платя налогов в казну.

— За последние шесть лет доходы краевого бюджета выросли едва ли на 30 %, а переданные региону расходные полномочия – более чем в шесть раз. Все это вместе ведет к перекосам в структуре регионального бюджета. Большая часть его объема работает на обеспечение переданных расходов, но даже этого недостаточно – в нынешнем году дефицит региональных средств составляет почти 11 миллиардов рублей, – отметил глава Ставрополья.

Требуются резервы

Внутренних резервов для изменения ситуации практически нет – в частности, региональные льготы сведены к минимуму, они действуют лишь для инвесторов и социальных категорий граждан, нуждающихся в господдержке. На этом фоне Ставрополье демонстрирует сравнительно высокие показатели бюджетной эффективности работы социальной сферы. В рейтинге социально-экономического развития субъектов Российской Федерации регион за последний год поднялся с 40-го на 37-е место.
Владимир Владимиров внес ряд предложений, которые позволят оздоровить финансовое положение регионов. В их числе повышение доступности дешевых бюджетных кредитов, которые представляют выгодную альтернативу дорогостоящим банковским заимствованиям. С помощью этого инструмента Ставропольский край сэкономил около 150 миллионов рублей на выплате банковских процентов.

Также он предложил рассмотреть на уровне правительства России возможность внедрения механизмов компенсации из федерального бюджета региональных расходов, которые появились вследствие принимаемых федеральными органами решений. Эти предложения были поддержаны Валентиной Матвиенко. Они найдут отражение в итоговом документе слушаний, а также будут проработаны в федеральных органах власти.

Пора уходить от дотаций

В то же время по итогам 2014 года единственной полностью здоровой отраслью экономики Северного Кавказа является АПК и связанная с ним пищевая промышленность. В других отраслях успехи куда более скромные, а такой значимый для крупного бизнеса СКФО сегмент, как региональные подразделения компаний-монополистов, в 2014 году вообще показал рекордные убытки.

На Северном Кавказе уже давно сформировался круг успешных крупных производственных компаний, демонстрирующих стабильные положительные результаты, среди которых можно отметить ОАО «Невинномысский Азот», ГАП «Ресурс», ГК «Арнест», предприятия ГК «Агрико», ГУП «Кизлярский коньячный завод» и ряд других. В ситуации экономического кризиса вопрос о том, как использовать их опыт и достижения для экономики всего региона, становится еще более актуальным и без преувеличения злободневным.

По словам заместителя директора департамента территориального мониторинга Министерства по делам Северного Кавказа Ольги Дорошенко, в сложившейся экономической ситуации перед государством встал вопрос о необходимости развивать в СКФО реальный сектор, что продиктовано необходимостью ухода от дотационности регионов округа. Новым приоритетом государственной политики на Северном Кавказе начиная с 2017 года станет наполнение отдельных региональных подпрограмм госпрограммы развития СКФО инвестиционными проектами, которые будут призваны стимулировать рост в реальном секторе по нескольким направлениям. Кроме того, в рамках госпрограммы будет реализован масштабный проект медицинского кластера на Кавказских Минеральных Водах. Для реализации этих задач планируется докапитализировать два основных действующих института – Корпорацию развития Северного Кавказа (КРСК) и ОАО «Курорты Северного Кавказа».

В то же время одной из главных проблем, с которыми быстро столкнулись эти институты развития, является крайне ограниченное количество грамотных проработанных проектов, которые могут быть поддержаны государством. В частности, как сообщил заместитель генерального директора ОАО «КРСК» Дмитрий Смиркин, из более чем 300 заявок на софинансирование, рассмотренных корпорацией за несколько лет, получили поддержку всего семь инвестпроектов. Однако актуальность повестки импортозамещения открывает для производственного бизнеса СКФО новые возможности, в том числе для получения различных форм господдержки. При этом, по мнению представителей региональных компаний-лидеров, следует ориентироваться прежде всего на тех производителей, которые уже зарекомендовали себя в качестве успешных предприятий.

Миллиардный дефицит

Говоря о Ставрополье, надо уточнить, что правительство региона уже приняло бюджет на следующий год. Руководитель региона назвал главный финансовый документ края бюджетом развития и ответственности. Губернатор призвал продуманно подходить к принятию всех финансовых обязательств, прежде всего социального характера.
Общий объем доходов краевой казны составит 73,9 миллиарда рублей. Прогнозируемый прирост поступлений налоговых и неналоговых доходов в краевой бюджет в 2016 году составит 3,5 миллиарда рублей, что на 7,4 % больше по сравнению с показателями текущего года. Объем расходов краевого бюджета на 2016 год прогнозируется в сумме 78,9 миллиарда рублей. До 85 % в структуре расходов составит заработная плата работников бюджетной сферы, социальные выплаты, средства дорожного фонда и содержание сети социальных учреждений. Общий объем расходов предлагается к сокращению на 7,4 миллиарда рублей. Это обусловлено в первую очередь снижением предельного размера дефицита краевого бюджета с 15 % в текущем году до 10 % в 2016-м. Таким образом, дефицит краевого бюджета планируется в объеме 5 миллиардов рублей.

Сформированный проект регионального бюджета на 2016 год передан для рассмотрения в думу Ставропольского края.

Кирилл ДУХИН

Наверх