ОДНИ В ПОЛЕ
Желающих заняться возрождением хлопководства на Ставрополье крайне мало
Во второй половине апреля – начале мая наступают сроки сева очень важной культуры – хлопчатника. Семена для посева в избытке имеются на Прикумской опытной селекционной станции. Однако хозяйства восточных районов Ставрополья, чьи земли наиболее пригодны для выращивания этой культуры, за семенами не спешат. Почему?
От опытов – к массовым посевам
Люди старшего поколения, проживающие в сельской местности, должны помнить, что в 40 — 50-е годы прошлого столетия на Ставрополье выращивали хлопчатник. Под эту техническую культуру отводилось почти 120 тысяч гектаров пашни. Валовой сбор хлопка-сырца был доведён до 60 тысяч тонн в год.
Напомним, что хлопчатник – южная тропическая культура, которой необходимо большое количество тепла и солнечной энергии. Она не может произрастать при температуре ниже +10 градусов. Поэтому у нас в крае наиболее подходящей для хлопчатника является восточная зона. Именно здесь под Будённовском в своё время была создана Прикумская опытная селекционная станция, на базе которой в те далекие годы успешно действовал институт неорошаемого хлопководства. За опытами его сотрудников пристально следил и по достоинству оценивал академик Николай Иванович Вавилов.
Но в 50-е годы заниматься неорошаемым хлопководством в крае прекратили. Этим делом занялись республики Средней Азии, где в те годы довольно бурно начинало развиваться орошаемое земледелие.
Тяжелейший удар предприятиям текстильной промышленности был нанесён в 90-е годы. После развала Союза поставки дешёвого хлопка в нашу страну были прекращены. Лишённые стабильного источника сырья, даже крепкие текстильные предприятия оказались подрубленными под корень. И именно в те годы родилась идея выращивать хлопчатник самим. Каковы же реальные перспективы? С чего начинать? По мнению ведущего специалиста Сельскохозяйственного консультативного центра Алексея Абалдова, следует вспомнить именно о Прикумской опытной селекционной станции. Кстати, Алексей Николаевич много лет возглавлял её. Оказывается, и сегодня сотрудники станции ведут плановые исследования по разработке научных основ возрождения российского хлопководства. Здесь до сих пор успешно работает лаборатория хлопководства, созданная ещё в 1986 году. На опытных делянках станции выведено шесть сортов хлопчатника. Это скороспелые средневолокнистые сорта, которые на богарных землях способны давать не менее 15 центнеров хлопка-сырца с гектара, а на орошаемых – по 20 — 25 центнеров. И по качественным характеристикам этот хлопок ничуть не хуже китайского или узбекского.
Итак, подходящие сорта есть, технология разработана. Не пора ли переходить от опытов к массовым производственным посевам? Думается, такое время настало. Однако желающих заняться возрождением хлопководства на Ставрополье пока что крайне мало. В прошлом году всего одно хозяйство Будённовского района в качестве эксперимента посеяло хлопчатник на 15 гектарах. Урожай получили очень даже неплохой, поэтому решили в этом году площади увеличить. А если и дальше дела пойдут в гору, будут каждый год постепенно увеличивать посевы хлопчатника. Факт сам по себе приятный, но этого очень мало. Учёные Прикумской опытной селекционной станции считают, что только в Ставропольском крае под хлопчатником может быть занято более 100 тысяч гектаров пашни. В сегодняшней структуре посевных площадей на юге России доля зерновых культур выросла до 75 процентов. И сеют преимущественно озимую пшеницу. Такое положение дел нельзя считать нормальным, оно ведёт к ускоренному снижению почвенного плодородия.
— А хлопководство при имеющихся сортах и технологиях даже в условиях неорошаемого земледелия в полтора — два раза эффективнее озимой пшеницы, — считает Алексей Абалдов.
Есть причина
Так почему же ставропольские аграрии не хотят заниматься хлопководством? Есть одна причина. Оказывается, для возделывания и особенно для уборки хлопчатника в нашей стране нет подходящей техники. Если для посева и ухода за плантациями можно применить машины, которые используются для других пропашных и зерновых культур, то для уборки хлопчатника необходимы специальные комбайны. Их производят в Соединённых Штатах. И лет 15 назад один хлопкоуборочный комбайн был приобретён Прикумской опытной селекционной станцией. В наше время этот вариант не работает — санкции. Да и стоит такой комбайн немалых денег. Правда, могут выручить наши болгарские братья. Хлопчатник они не выращивают, но специальные машины для сева, культивации и уборки «белого золота» выпускают. К ним-то и пришлось обратиться буденновским хлопководам.
Автору этих строк доводилось бывать на хлопковых плантациях Будённовского района. Видел, как работает хлопкоуборочный комбайн. Оказывается, дело это не такое и простое, как может показаться на первый взгляд. Хлопок убирается в два приёма. Комбайн регулируется так, что собирает только раскрывшиеся коробочки. А это примерно чуть более половины урожая. Оставшиеся коробочки убираются за второй приём после того, как раскроются.
Любопытно, что джинсовую ткань, популярную во всем мире, делают из хлопка. Люди полюбили хлопок за красоту ткани, гигиеничность и практичность. Впрочем, хлопок – это не только ткани. Из него получают до 200 различных наименований изделий и продуктов. Это вторая в мире культура по производству растительного масла. И не какого-нибудь: по своей ценности оно стоит рядом с оливковым. А ещё из хлопчатника вырабатывают кормовой белок. Растение является хорошим медоносом. Кроме того, из хлопчатника вырабатывают замшу, фетр, кирзу, ткань для парашютов, порох, линолеум. Словом, хлопок – культура стратегическая. Вот почему правительства тех стран, в которых есть хотя бы малейшая возможность для выращивания хлопчатника, не раздумывая, финансируют это благое дело, создают материально-техническую базу для развития хлопководства.
Выгодное дело
А у нас? Несколько лет назад была принята краевая, а следом и федеральная программы возрождения хлопководства в Южном федеральном округе. Сотрудники Прикумской опытной селекционной станции и хлопководы Будённовского района радовались, что наконец-то дело сдвинулось с мёртвой точки. Были благодарны тем чиновникам, которые повернулись к проблеме лицом. К сожалению, программа не была доведена до конца, видно, не до хлопка было.
Хлопководы мечтали тогда большую часть посевов хлопчатника размещать на орошаемых землях. Ведь при двукратном поливе урожайность этой культуры обычно достигает 25 центнеров с гектара. А рентабельность хлопка в этом случае повышается до 140 процентов!
Алексей Абалдов убеждён в том, что хлопководство – выгодное и очень перспективное направление для края. Посевы хлопчатника желательно расширить для начала хотя бы до 100 тысяч гектаров. Ставрополье может ежегодно выращивать до 45 тысяч тонн хлопкового волокна и более 90 тысяч тонн хлопковых семян. Если же и соседние регионы займутся разведением хлопчатника, стране не придётся покупать «белое золото» за валюту. Краснодарские селекционеры тоже не сидят, сложа руки. Ими выведены сорта хлопчатника со сроком вызревания 115 — 120 дней и потенциальной урожайностью в 40 центнеров хлопка-сырца с гектара. Скороспелые сорта создаются и в других регионах.
Алексей Абалдов нисколько не сомневается в том, что рано или поздно российское хлопководство возродится.
Николай ШЕБАЛКОВ