О ЧЕМ НЕ ПИШУТ КНИГИ?
О своей службе ветеран ВОВ вспоминать не любит. Оно и понятно. Упоминания о так называемых трофейных войсках, где довелось побывать жителю Ставрополя Ивану Фёдоровичу Колосову, мало где встретишь…
Особый род войск
В фильмах о таком замалчивают, в книгах промелькнет не часто – трофейной службой, существовавшей в составе Красной Армии в период Великой Отечественной войны, не многие гордятся. А знают о ней единицы. Хотя, польза от нее была. И значительная. После победы под Сталинградом, когда ход войны изменился, перед трофейной службой встали новые задачи и наступили «золотые деньки». Всего за годы сражений в войне советские «трофейщики» собрали 24 612 танков, что вполне хватило бы для комплектации 120 танковых дивизий. Общее число орудий, захваченных на полях, где шли бои, составляет 72 204 единиц. 300 пехотных артиллерийских дивизий можно было обеспечить этими трофеями!
Трофейные войска, шедшие за наступлением, не давали также процветать мародерству. Под конец войны одной из важнейших задач этого специфичного рода войск стала охрана исторических и культурных ценностей на освобождённой от захватчика территории. К слову сказать, самим немцам после нас доставалось немногое — брать попросту было нечего. Но фашисты не гнушались и самым малым, доходя до того, что откручивали даже шпингалеты…
Как создавали колхозы
Зато ветеран многое может рассказать о жизни до войны. О репрессиях и раскулачивании. О том, как его отца, когда сам Иван Федорович был еще совсем ребенком, посадили в тюрьму, за то, что не хотел вступать в колхоз. У жены его, женщины с четырьмя маленькими детьми на руках, отобрали все подчистую. Даже последнее, что могло помочь продержаться зиму, — мешок кукурузы, и тот увезли.
— Нас буквально оставили умирать от голода, — рассказывает Колосов. – Мы питались тем, что стелили на печь: выдергивали из кошмы шерстинки. Если хватало терпения, подкоптишь ее над лучиной и — в рот… Самой желанной удачей было вытащить из подушки перо (редкая вещь в то время, ведь их набивали сеном), по той же схеме подкоптить и съесть. Я не знаю, как бы мы продержались, если бы мама не смогла вместе с нами сбежать с хутора к отцу на лесоповал. Мы выжили той зимой только благодаря тому, что заключенные оставляли нам крохи от своего и так не сильно объемного и аппетитного пайка. А дальше была весна, с зеленью кислицы в лесах, да корешками. От которых, правда, частенько приходилось маяться животом. Но зато это уже была надежда на спасение.
Семье Колосовых пришлось изрядно поскитаться по краю, добраться до Карачаево-Черкесии, вернуться обратно на Кавминводы. Когда отец ушел на фронт, мать обвинили в шпионаже (хотя женщина не умела ни писать, ни читать – вместо росписи, по старинке, ставила крестик) и приговорили к исправительным работам. А детям пришлось перебраться к ближайшим родственникам, в станицу Холоднородниковскую. Там, работая с дядей в поле, юноша лицом к лицу столкнулся с немецким черным юмором. Фашистские самолеты, демонстрируя безнаказанность и силу немцев, скидывали на мирных рабочих различные вещи. Это могло быть что угодно: обломки техники, обрезки рельсов, конфеты, или коробки с солью… Частенько вниз летели трупы советских граждан. Следом в воздухе кружились листовки самого разного содержания.
История не учит?..
У Ивана Федоровича имеются все надлежащие документы. Ему выплачивают пособия, как ветерану войны, ветерану труда, отдельное пособие как репрессированному. Есть награды и соответствующие медали. Но сам ветеран задается вопросом: разве можно то, что пережил он сам и его современники, измерить в металле и деньгах? А есть где-нибудь награда за… судьбу?
В своей жизни он столкнулся с двумя войнами и на обеих понес потери. Не имущество терял, а близких людей. Второй раз ад под ногами разверзся много позже, когда он жил в Грозном. Чеченская война отняла у него жену, друзей, дом. Времени на то, чтобы пережить повтор кошмара, ушло много. Но и теперь, глядя на современный мир, он не понимает: как можно было забыть то, что было совсем недавно? Неужели история совсем не учит современное поколение? У них же все есть – возможность получать образование, не голодать, жить в комфорте. Тогда почему же вместо того, чтобы поднимать страну, совершать научные открытия и двигать прогресс, мы опять на пороге мирового конфликта?..
Кирилл ДУХИН