№ 18 (3595) 11.05.2016

ОТ БЕДЫ СПАСАЛИ МОЛИТВЫ МАТЕРИ

Многих ветеранов и участников войны уже нет с нами. Среди них – мой дядя, Иван Киктенко. Я хочу рассказать о его фронтовом пути и о том,  каким он был в обычной жизни, в мирное время.

Мой дядя был награжден двумя боевыми орденами Отечественной войны второй степени, орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу», «За взятие Берлина». На фронт попал, что называется, безусым юнцом, Победу встречал 20-летним парнем. Но возраст для людей того поколения, пожалуй, не играл никакого значения, ведь речь шла о защите Отчизны.

Миновал злой рок

Воевал Иван Киктенко с 1942 года и до самого конца войны в пехоте. Дошел до Берлина, расписался на Рейхстаге. Единственное, что ему не удалось, так это поучаствовать в параде Победы на Красной площади. Отбор был строгий, ему не хватило всего 1 сантиметра роста.

Ивана миновал злой рок: за три года боев он не то, чтобы не был ранен, а практически вообще не получил ни одной царапины. Хотя наравне с другими был отважен и смел. Мне кажется, уцелел на страшной войне дядя лишь благодаря  молитвам его матери. А может быть, уберегал его и отец, который погиб в первые же дни войны… Кто знает, почему кого-то настигает шальная пуля, а кто-то остается жив, даже побывав в самом пекле войны.

Демобилизовали дядю только в 1947 году. На второй день после возвращения домой он познакомился с красавицей Марией, которая и стала его верной спутницей. Так бывает: любовь с первого взгляда и – на всю жизнь. Вместе Иван и Мария прожили более полувека, вырастили троих прекрасных сыновей.

Уже в послевоенные годы Иван Киктенко добросовестно трудился в колхозе, его уважали и коллеги, и друзья, все знакомые. Семья жила скромно, златых гор не нажили – никогда не считали это главным критерием жизни. И только уже став пенсионером, дядя обзавелся собственным транспортом — стареньким мотоциклом с коляской. Нужен он был для того, чтобы было на чем ездить косить траву для домашнего хозяйства.

Поколение с чувством достоинства

Мне запал в память и в душу такой случай. Дядя отправился в райцентр к доктору. Пробыл там почти весь день, и, так и  не дождавшись своей очереди до конца приема, вернулся восвояси. «Как так? – изумилась я. — Почему удостоверение участника войны не показал? С ним ведь можно без очереди пройти к врачу…» А дядя точно так же искренне был удивлен моему вопросу! И ответил,  что в очереди были женщины его возраста, тоже воевавшие. Пусть не на фронте, а в тылу, но и это ведь было чрезвычайно трудно. «Поеду завтра пораньше», — только и произнес он. До сих пор вспоминаю этот эпизод с внутренним волнением: вот они какие, люди военного лихолетья, — с достоинством, с чувством такта, уважения к другим. Скромные, бескорыстные. Готовые без ропота и жалоб принимать жизнь такой, какая она есть, и даже не помышляющие о каких-то льготах, им положенных в силу статуса участника войны…

А вот еще один трогательный штрих. У дяди был фронтовой чемоданчик, в нем он держал  ценные, памятные для него вещи. Когда ветерана не стало, его сын Анатолий обнаружил там документы, наградные книжки и …удостоверение участника Великой Отечественной войны со склеенными листами: дядя ни разу этим удостоверением не воспользовался.

Анатолий назвал своего сына в честь отца — Иваном. Внук фронтовика служит в российской армии. Иван Киктенко  оставил светлый след в сердцах родных, вместе с супругой вырастил достойных сыновей, будучи для них примером мужества, стойкости и порядочности. Пусть память о нем и других усопших фронтовиках будет вечна. А остальным ветеранам искренне желаю здоровья, любви и заботы близких.

Галина БЕЛЯВЦЕВА

Фото Виктора Нестеренко

comments powered by HyperComments
Наверх