КАК «ВКЛЮЧИТЬ» РЕКСА?
21 июня — день кинолога МВД России
«Стой! Применяю служебную собаку!» Это предупреждение для подозреваемого, и если он не отреагирует адекватно, то полицейский скомандует своему четвероногому помощнику: «Фас!». Это не кино, так во время задержания потенциального преступника работают кинологи.
Инспектор-кинолог Алексей Куропятников за три месяца командировки в Дагестане вместе с четырнадцатилетним русским спаниелем Никой раскрыл 29 преступлений, связанных с наркотиками. За что получил звание капитана полиции от министра внутренних дел России Владимира Колокольцева. Примечательно, что это звание ему было присвоено на одну ступень выше предусмотренного по должности — старшего лейтенанта. Или, как говорят, выше «потолка».
Пес не курит и не пьет
По возвращении Алексея в Ставрополь еще работки привалило, произошла вообще удивительная история. Один торговец смертельным зельем на тот случай, если к нему нагрянут с обыском, сделал все возможное, чтобы сбить собаку со следа. Так ему казалось. Чтобы служебный пес ни за что не унюхал наркоту, «изобретатель» при стуке в его калитку открыл в доме емкости с бензином, ацетоном и краской. А «товар» хранил в вентиляционной шахте, куда весь этот непостижимый букет запахов поднимался. Впрочем, Нику нисколько не смутила ядовитая завеса, и собака сработала на «отлично». Всего же за прошлый год Алексей Куропятников с четвероногим «напарником» раскрыл 32 преступления.
Еще свежи сводки полицейской хроники, рассказывающие о том, как три недели назад в Советском районе кинолог Ольга Григорьева с единственным в крае цвергшнауцером по кличке Алгамоз Жозефина Императрица обнаружили и изъяли около 53 кг маковой соломки во время оперативных мероприятий. Эта маленькая команда кинолога и служебного пса (кинологический расчет) по праву входит в тройку лучших в системе ГУ МВД России по СК по обнаружению наркотических средств и психотропных веществ.
К слову, у некоторой части населения почему-то бытует мнение, что если собака надрессирована на поиск наркотиков, то и сама не прочь покурить или уколоться. А если ищет паленую водку, то и «вмазать» не против. Исходя из такой логики, получается, что служебный пес, натасканный на поиск оружия и боеприпасов, должен питаться гексогеном или тротилом, а животное, идущее по следу преступника – как минимум годик отсидеть в колонии общего режима. Бред, конечно.
Тем не менее, есть люди, которые на полном серьезе задают специалистам нелепейшие вопросы, допустим, а где кинологи берут наркотики, чтобы поддерживать интерес собаки во время дрессировки. «Наркотики», а точнее – имитаторы для подобных целей действительно «берут» со специальных предприятий, их изготавливающих. Имитаторы «дури», взрывчатых веществ и оружия. Существуют методики и технологии, позволяющие получать эти запахи и наносить на учебные предметы, заключаемые затем в стеклянные коробочки. Предметы безвредны для человека и животного, не могут использоваться в качестве орудия преступления, но свое предназначение выполняют на сто процентов.
Своя Политика
Центр кинологической службы ГУ МВД России по Ставропольскому краю занимается широким спектром направлений. Основные — применение собак непосредственно при раскрытии преступлений и проведение профилактических мероприятий. Ну а если подробно и официально, то этот список будет выглядеть так. Поиск человека по его запаховому следу, обеспечение общественной безопасности, конвоирование и окарауливание осужденных, обнаружение и обеспечение целевых объектов по запаху (поиск взрывчатых веществ и устройств, оружия, боеприпасов, наркотических средств и психотропных веществ).
Центр — рабочая структура, ежедневно обеспечивающая защищенность жителей Ставрополя (немногие знают, что пока столица региона спит мирным сном, полицейские и служебные псы проверяют на безопасность город). На нее также возложены организационно-методические функции в работе кинологических подразделений по всему краю, действующих при районных органах внутренних дел. Достойное материально-техническое оснащение центра обеспечивает прекрасные условия не только для деятельности сотрудников, но и для служебных собак. Здесь проводятся дрессировка, учебно-методические сборы и краевые соревнования.
О победах в состязаниях разного, в том числе и всероссийского, уровня красноречиво повествуют многочисленные «золотые» кубки в кабинете начальника центра — полковника полиции Анатолия Науменко. Он возглавил эту структуру в мае прошлого года и к профессии кинолога до этого не имел никакого отношения. Но чтобы профессию понять по-настоящему, «шеф» взял шефство над немецкой овчаркой по кличке Зильбер Вассерфаль Политика и начал дрессировать. Поля, как ее ласково называет Анатолий Науменко, уже четыре года воспитывалась другим человеком, и потребовалось полгода, чтобы наладить с ней взаимопонимание.
— Собака не слушается всех людей подряд, приходящих со стороны и дающих ей команды, — улыбается начальник центра. – Даже я как полковник не мог ей приказывать, ведь для нее человеческие чины и звания не важны. Животное воспринимает своего кинолога исключительно как вожака и он должен быть авторитетом. Тогда появляется послушание и понимание. Процесс притирки характеров проходил довольно сложно: надо было доказывать собаке, что я тоже могу быть ее хозяином.
Конечно, эти животные – удивительные существа и о них можно говорить бесконечно. Они способны не только улыбаться и вилять хвостом, а разыскать и настигнуть грабителя, спасти сотни жизней от наркотического зла. Могут симулировать болезнь, если не хочется работать, реагировать на перемену погоды, им бывает жарко, холодно или плохо. Но в том-то как раз и заключается профессионализм кинолога, чтобы, несмотря на все эти тонкости, «включить» собаку в нужный момент, обеспечить ее работоспособность на месте происшествия. По словам Анатолия Науменко, с этим справляются далеко не все: здесь нужны стержень, твердый характер и бесконечная любовь к питомцу.
Впрочем, как и не всем собакам дано быть служебными, поскольку не всем присущи определенные качества. А у кого такие качества присутствуют, те трудятся на благо общества. И, как мне показалось, даже гордятся этим и принадлежностью к правоохранительным органам. На лабрадора-ретривера Чака, с которым работает инспектор-кинолог капитан полиции Галина Михайлец, надета темная шлейка-жилетка с поводком, где белой краской выведена официальная аббревиатура — МВД РФ. Это как погоны и форменный мундир. Пес старается соответствовать — когда Галина прикладывает ладонь к виску и, отдавая честь, произносит: «Служу России!», он взвивается на задние лапы и громко, заливисто лает. Такой трюк кинолог и ее напарник отрепетировали специально для показательных выступлений. Это очень веселит детвору, обожающую приходить сюда в гости. Вот и вчера, в день профессионального праздника, сотрудники центра принимали у себя ставропольских школьников.
Не по блату
В самом центре кинологической службы живут и работают 60 собак разных пород: овчарки (немецкие, восточно-европейские, бельгийские) и лабрадоры. А всего их, вместе с кинологическими подразделениями при районных ОВД по краю, около трехсот.
В центре есть своя ветеринарная клиника и «перинатальное отделение». К слову, сейчас в местном «детском саду» находятся 20 «малышей»: четверо лабрадоров и 16 щенков немецкой овчарки. Но то, что они появились на свет в таком учреждении и от заслуженных родителей, не будет им «блатом» для поступления на службу. Чтобы доказать свою состоятельность, собака будет сдавать экзамены по многим параметрам. Для этого существуют методики, определяющие пригодность животного для службы в полиции. И тут, как и у человека, важен характер вкупе со многими составляющими. Например, никакие внешние раздражающие факторы в процессе работы не должны влиять на поведение служебного пса. Не только с шумом проносящиеся по дороге автомобили или кричащие подростки, но и выстрелы. Кстати, на обучение в Ставрополь приезжают сотрудники кинологических подразделений из районных ОВД. Один из видов их занятий, а также дрессуры подопечных – как раз прогулки для акклиматизации собачек в городских условиях.
Нужно сказать, что в зависимости от характера пса подбирается индивидуальный метод дрессировки. Труд этот сложный и кропотливый, о котором непосвященный человек даже не догадывается. «Зевакам», обычно толпящимся возле места происшествия и воспитанным на бесконечном сериале «Возвращение Мухтара», кажется, что служебная собака из всех запахов вмиг определит нужный и тут же найдет подозреваемого. Дескать, преступник пахнет как-то особенно. Конечно же, нет, говорит Анатолий Науменко. В любом случае основополагающими являются интеллект и опыт кинолога. Это без вариантов! Именно человек выполняет главную работу и потом уже направляет своего четвероногого напарника по следу. Впрочем, в практике полицейского Виктора Кабакова был уникальный случай, когда в Кисловодске его немецкая овчарка Баларис Юкка «вычислила» убийцу «по горячим следам» — прямо в толпе, стоящей за оцеплением.
Игорь ИЛЬИНОВ
Фото автора