МУЗЕЙНЫЕ ТАЙНЫ ЗА ГАЗЕТНОЙ СТРОКОЙ
Известный краевед поднимает завесу
Музеи неизменно привлекают всякого, даже мало-мальски культурного человека, когда он попадает в незнакомую местность, будь то город или село. Всегда любопытно узнать, а как жили, чем занимались местные жители, и вообще, что здесь самое интересное
Ессентукский историко-краеведческий музей сравнительно молодой. Ему немногим за 50, и носит он имя своего создателя – Владимира Павловича Шпаковского. Фонды его небольшие по объёму – всего тридцать с лишним тысяч экспонатов, но очень ёмкие по содержанию. Минералогические, археологические и другие коллекции привлекают внимание не только экскурсантов, но и учёных.
Что за предшественник
Исторические богатства собирались энтузиастами в шестидесятые годы XX-го века. Сложились коллекции, определились основные направления деятельности. И кажется, что в теме «музей в Ессентуках» можно поставить точку. Но до сих пор местные краеведы с большой осторожностью говорят о предшественнике современного краеведческого музея. Вспоминают имя некоего учителя Николаева, который якобы по своей инициативе открыл в бывших торговых рядах какой-то музей перед началом Великой Отечественной войны. Неизвестно, правда, куда потом делась коллекция. В краеведческих справочниках 1920–30‑х годов обозначены музеи Пятигорска и Кисловодска, но в Ессентуках такой очаг культуры не отмечен.
И только пожелтевшие страницы старых газет нет-нет, да и приоткроют завесу тайны, добавив новые вопросы исследователям о создании первого музея в Ессентуках. А может быть, музеев?
Первая подобная публикация, которую мы обнаружили, относится к 1922 году. 21 октября газета «Терек» (официальное издание Терского округа, выходившее в Пятигорске) опубликовала любопытное сообщение. В Ессентуках, в клубе имени Карла Маркса в день 5‑й годовщины Октябрьской революции предполагалось основать Музей революции. Готовила это событие истпартячейка, которая вначале намеревалась открыть выставку. Неизвестный хроникёр рассказал о её структуре: «История партийно-профессионального движения, итоги местного трёхлетнего советского строительства, итоги местного курортного строительства». И с: разу же возник вопрос: почему трёхлетие? Ведь прошло пять лет со дня октябрьского переворота. Но ведь потом была гражданская война. Да и советская власть на КМВ была установлена только в феврале 1918 года.
Ещё один вопрос современного читателя: что за странное слово – «истпартячейка»? И почему именно эта организация занялась созданием выставки?
Истпартом (история партии) в 1920‑м новая власть в стране назвала комиссию, которая занималась сбором, хранением, научной обработкой и изданием материалов по истории Коммунистической партии и Октябрьской революции. Как самостоятельное учреждение Истпарт действовал в 1920–1930‑х годах. В крупнейших городах, в союзных республиках и областях в 1920‑, . е годы существовали местные бюро Истпарта, либо ячейки. Организацию музеев революции и выставок по истории партии Истпарт рассматривал как важное направление своей деятельности.
Мы не знаем о судьбе Музея революции в Ессентуках. Был ли он создан? Ведь в те времена это была важная идеологическая работа, направленная на пропаганду революции. И музейная деятельность имела для страны Советов большое значение – не только политическое, но и просветительское – мы это знаем из истории. Большевики строили светлое будущее, и народ должен был стать счастлив оттого, что принимает в этом процессе участие, обогащаясь знаниями, «которые выработало человечество».
Заметка-находка
Но не только музеи политической направленности несли столь важную просветительскую функцию.
В 1925 году к началу V Всесоюзного съезда курортологов в Пятигорске открылся Курортный музей. В Михайловскую галерею перенесли ценнейшие экспонаты бывшего музея Русского Бальнеологического общества. Вскоре в Кисловодске открылся свой Курортный музей, о котором мы знаем только то, что он работал. О нём упоминала газета «Северо-Кавказский большевик» 23 октября 1935 года. Что было с ним дальше – неизвестно. Зато сравнительно недавно в Пятигорске в запасниках бывшего музея «Курортная выставка» обнаружился документ, поведавший о том, что в 1938 году его сотрудники подготовили экспонаты для создания филиалов в Железноводске и Ессентуках.
Выходила когда-то в Ставропольском крае газета для молодёжи «Молодой ленинец». Не один десяток лет её корреспонденты призывали комсомольцев на подвиги – трудовые и на фронтах войны, рассказывали о достижениях и недостатках, одновременно сообщали новости.
Именно в этой, уже незнакомой молодым ставропольчанам газете, мы обнаружили сообщение о предшественнике нынешнего Ессентукского краеведческого музея. Публикацию «Курортный музей» мы нашли в выпуске «Молодого ленинца» от 12 декабря 1940 года. Можно только восхищаться талантом корреспондента Н. Пономарёва, который в короткой информации рассказал о самом главном – дате открытия и его структуре.
«В сентябре этого года в Ессентуках был открыт курортный музей. За три месяца его посетило около 8000 человек. В книге отзывов посетителей оставляют много интересных записей.
«Ессентукский музей – замечательный уголок. Здесь можно узнать многое и пополнить свои знания по истории Кавказа и о богатствах Кавминвод», – пишут отдыхающие санатория № 23.
Группа отдыхающих санатория № 1 в книгу пожеланий записала: «Осмотрев музей, мы получили полное представление об истории Кавказских Минеральных Вод. Особенно хорошо представлена геология курорта. Много коллекций и фотографий, наглядно знакомящих с историей курортов».
Экспонаты музея не только помогают в изучении курортов, но также дают яркую картину борьбы большевиков за освобождение Кавминвод от белых банд. Сейчас музей подготовляет два новых макета: «Бювет источника № 17» и «Тамбуканское озеро».
Не удивляйтесь колоссальной цифре посетивших музей экскурсантов. Его экспозиции разместили в культбазе курорта, где множество отдыхающих бывало на разных культмероприятиях, – они просто не могли не познакомиться с экспонатами музея.
Под ударом Вермахта
Мы не знаем – объединили или нет курортные экспонаты и революционные в е. диной экспозиции. Но что было дальше, известно тоже из газет, вернее, одной, оккупационной. Когда на Кавказские Минеральные Воды вошли войска Вермахта, в соседнем с Ессентуками Пятигорске начала выходить газета «Пятигорское эхо». 25 октября 1942 года её корреспондент сообщал о том, что новое ессентукское руководство решило провести реорганизацию музея и уничтожить все экспонаты, связанные с советским периодом и революционными событиями, а заодно переместить его в другое место – на Садовую, 13, в отдел просвещения городского управления. Скорее всего, музей, который репортёр назвал краеведческим, был разгромлен. Но неизвестно, собрали его в новом виде или нет, скорее всего, не успели. 11 января 1943 года Ессентуки были освобождены от врага.
Наступило время, когда нужно было разбирать развалины, восстанавливать важные для жизни людей коммуникации, возрождать госпитальную базу курорта и ещё много чего предстояло совершить. До музеев ли было?
Силами фронтовиков
И всё же нашёлся человек, который ещё до войны мечтал о том, чтобы в его городе был свой краеведческий музей. Это Владимир Павлович Шпаковский. Офицер Красной Армии, он был тяжело ранен под Сталинградом, вернулся в разорённый город и возглавил ессентукское педучилище. Мечту свою не только сохранил – реализовал, создав вместе с воспитанниками музей в стенах учебного заведения. В начале 1960‑х вместе с единомышленниками, участниками Великой Отечественной войны, собрал первую экспозицию Ессентукского краеведческого музея. На призыв передавать в музей разные предметы, связанные с историей города, местные жители откликнулись живо, и музейные коллекции стали быстро пополняться самыми разнообразными экспонатами. В их числе – любопытная фотография здания, где в 1940 году размещался курортный музей.
– В наших фондах есть старый макет источника № 17,– делится директор музея Алла Корчевная.– Как знать, может его изготовили ещё в 1940-м?
Александра КОВАЛЕНКО, краевед