№ 39 (3616) 05.10.2016  

5 ОКТЯБРЯ — ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ: С ЛЮБОВЬЮ К ДЕТЯМ

Первого педагога многие помнят всю свою жизнь

Как жаль, что людей, благодаря которым мы познаем этот мир и становимся умнее — наших учителей — мы чествуем всего раз в год, в их профессиональный праздник.

Точнее, мы можем воспользоваться этим хорошим поводом для того, чтобы сказать о главном — о том, что они действительно значат для нас. На самом деле, конечно же, многие помнят своих учителей, даже давно уже перестав быть школьниками. Ведь педагог, вкладывая свою душу в воспитание и обучение ребенка, оставляет ее частицу вместе с ним навсегда. Помню свою первую учительницу и я.

«На всю голову»

Любовь Петровна Дешевая, учитель начальных классов гимназии № 1 г.Новоалександровска

Любовь Петровна Дешевая, учитель начальных классов гимназии № 1 г.Новоалександровска

Любовь Петровна Дешевая, учитель начальных классов гимназии №1 г. Новоалександровска — первый учитель в жизни не одного поколения школьников. Настоящий ветеран педагогического труда, она проработала в школе более сорока лет, выпустив в большую жизнь около 2,5 тысячи детей, в том числе и меня. Как говорит сама Любовь Петровна, она никогда даже не помышляла об ином пути. Символично, что сегодня, в День учителя, у нее юбилей!

— Набираешь первый класс и ведешь этих деток до четвертого. И все четыре года день за днем думаешь только о них, считаешь их самыми лучшими и родными. А потом – новый класс. И снова кажется, что этот класс лучше предыдущего, — рассказывает Дешевая. — Я все-все параллели помню! Сколько раз ловила себя на мысли: вот я иду в школу, какие бы ни были личные проблемы, прихожу на урок – и обо всем постороннем забываю. Окунаешься в класс, в эту особую атмосферу, и все остальные мысли – прочь! Я даже откладывала рождение третьего ребенка — мне же класс нужно выпустить. Да, мы такие, учителя на всю голову, – улыбается Любовь Петровна.

Свою профессию она выбрала ещё девочкой, вдохновившись примером своей первой учительницы Любови Павловны Медведевой. Ее тогда ещё маленькая Люба воспринимала как небожителя, совершенно удивительного и неземного человека.

После окончания восьмого класса Любовь Дешевая поступила в педучилище — на удивление всем взрослым, потому что такая верность детской мечте и целеустремленность встречаются не часто.

Главное – настроить на успех

— Запомнила момент, как на линейке 1 сентября представляли молодых учителей. И почему-то дети как побежали валом ко мне цветы дарить! Стою молоденькая, худенькая, вся в цветах, как памятник. Почему мне, новому учителю, надарили, и не знаю, — с теплотой вспоминает свой первый день на работе в школе Любовь Петровна.

Маленькая хрупкая женщина с мягкими чертами лица и проникновенным голосом, который навсегда остается в сердце и памяти, она вошла в мою жизнь с ее первым появлением в классе.

Нас, будущих первоклассников, каким-то непонятным для меня на тот момент образом распределяли в разные классы по способностям, после короткого собеседования. По идее фикс моей мамы, я должна была попасть в класс к совсем другой учительнице, но завуч на высказанное предположение относительно моей ближайшей судьбы выразила неподдельное удивление.

— А у Любови Петровны такие интересные занятия, такие творческие, а у Любови Петровны дети лучшие, – сначала намекала она, а после и вовсе открыто подытожила, – вам нужно к Любови Петровне!

Ну что ж, к Любови Петровне, так к Любови Петровне. Мама не стала особенно возражать и охотно сдала свои позиции, доверившись экспертному мнению.

На семейном совете тут же было принято решение о том, что ребенка к школе нужно подготовить психологически и отправить в воскресную школу для будущих первоклашек к той же учительнице, чтобы привыкала.

Хотя я уже умела и читать, и писать, и считать, но привыкать все же пошла. Тогда я даже не могла предположить, что обрету очень важного в своей жизни человека, первого после родителей друга, учителя.

Будущее место учебы показалось не то, чтобы большим, а огромным! Резко пахнуло свежей краской после летнего ремонта. У доски стояла она. Учитель.

Незнакомые дети, много детей, я смущена, потому что ряды пар глаз устремились на нас, вновь пришедших.

— Входите! Это кто тут у нас? – успокаивающий, мягкий, бархатный голос Любови Петровны сразу пришелся мне по душе.

Не скрою, завоевать мои сердце и расположение было совсем не просто, быть может, потому что сама Любовь Петровна отнесла меня к категории, как она выразилась, «ершистых» детей. Но, как видите, ей это удалось.

— Я всегда панически боялась того, что какая-то мама скажет мне: «Любовь Петровна, а мой Ваня вообще не хочет к вам в школу ходить!» Это что же я за учительница, если ребенок ко мне идти не хочет? – делится Дешевая. — Моя задача — создать такие условия, чтобы ребенок любил в школу ходить. Нужно научить ребенка стремиться к знаниям самому, научить приобретать их в дальнейшем. Мне кажется, что, если учитель хороший, то он подтолкнет ребенка к успеху, а сам успех – это уже достижение этого замечательного ребеночка. Я никогда не поверю, что ребенка можно чему-то не научить.

Увидеть самое лучшее

Любовь Петровна умела видеть в каждом школьнике не просто несмышленых мальков, а личность. Нас было 26. Её детей. Маленьких, неопытных, хрупких душ.

— Любовь Петровна, Любовь Петровна, — галдели мы наперебой.

Она не разделяла нас. У нее не было любимых и нелюбимых детей – все как у хорошей матери. Пятерка или двойка не отделяли нас от других и, что самое главное, от нее. Мы не были поголовно отличниками, прилежными и примерными. Ссоры, драки, битье мальчишек по голове стопкой книжек случались, как и в любом классе начальной школы, потому что мы были теми, кем и положено – детьми.

— Я никогда не любила двойки. Это какая-то безликая оценка, которая убивает и сверху придавливает ребенка, и, мне кажется, он на нее не реагирует. Сегодня два, завтра два и что? Если ребенок не усвоил, не понимает материал, это значит, что я, учитель, его не научила, — считает Любовь Петровна. — Значит, нужно особое внимание уделить этому ребенку, объяснить еще раз. В первом классе я всегда начинаю с пятерок, чтобы настроить всех на успех, чтобы была мотивация.

Хулиган и задира, скромный старательный мальчик, слабенькая, медленно схватывавшая материал девочка, ботаник и юный натуралист, модница и кокетка – Любовь Петровна всех нас любила и принимала такими, какими мы были. Она не пыталась надломить нашу индивидуальность, сгладить, причесать, сделав похожими один на другого, правильными, «удобными» детьми.

— Кто-то стоял к Богу, в первую очередь, за красотой, а кто-то стоял последним в очереди на то, что в головку вкладывают. Мне все равно, какой ребенок — красивый, не красивый, шалун, баловник, или прилежный, усердный. Моя профессиональная задача — передать любому ребенку определенные знания программы 1-го – 4-го класса, вне зависимости от того, дано ему или нет. Дать знания, которые станут для детей трамплином для учебы в старших классах. Но самая главная моя задача — вложить ребенку такие человеческие качества, чтобы потом было не стыдно за него. Чтобы он не был подлым, чтоб не был гадким, чтоб не был вором, хвастуном, обманщиком. Вообще я оценивала не ребенка, а его поступок в данный момент. Ребенок остается ребенком завтра, послезавтра, а поступок… Сегодня он плохой, а завтра хороший. Я всегда говорила детям: «Не вы плохие, а плохие ваши дела», — поясняет Дешевая.

Уже в первом классе многие из нас писали рассказы, рисовали, играли на музыкальных инструментах, выращивали цветы и проращивали зерна пшеницы, сушили гербарии, зарисовывали редкие виды насекомых после увлекательных уроков окружающего мира, играли в футбол. Обучение было легким, непринужденным и по-настоящему интересным.

Удивительным образом Любовь Петровна смогла выстроить и отношения в классе. У нас не было изгоев, как это часто случается в детских коллективах, не было никаких открытых насмешек и издевательств.

— Смотрите, дети, Яна у нас прилежно учится, она отличница, – говорила наша учительница, и мы затихали, слушая ровный голос Любови Петровны, и начинали уважать Яну.

— А взгляните, какие цветы вырастил у нас в классе Саша! Давайте назначим его цветоводом класса, — предлагала педагог.

— Давайте! — согласно кричали мы, уважая Сашу за то, как он здорово справляется с нашим озелененным кабинетом.

— Обратите внимание, какие скульптуры лепит у нас Даша, и как она хорошо рисует, а какой Саша футболит чудесный, ни один мяч не пропускает! — для каждого у Любови Петровны находились теплые слова, в каждом она умела разглядеть что-то хорошее. И что самое важное – умудрялась передать свое восхищение и уважение и нам, детям.

Повезло с наставницей

Позже, будучи значительно старше, вспоминая школу, я думала о том, что она словно видела нас насквозь. То, кто мы, к чему расположены и на что способны.

К слову, Саша Евглевский, наш цветовод класса, позже стал успешным ландшафтным дизайнером. А меня, как выяснилось потом, Любовь Петровна видела в будущем учительницей, детской писательницей, режиссером, общественным деятелем. На мне в классе лежала организация интересной внеучебной жизни. С тех пор много воды утекло. Я стала журналистом, номинантом профессиональной журналистской премии «Золотое перо», действительно начала преподавать школьникам в студии журналистики и студентам в СПбГУ, пишу детские рассказы и сказки, в общественной деятельности тоже, к слову, себя попробовала.

И, знаете, что самое интересное? Сейчас я стараюсь следовать примеру Любови Петровны в работе с детьми. Это живет где-то внутри меня. И, начав преподавать, я уже по-новому поняла, сколько вложила в нас Любовь Петровна! Порой в разговоре с родителями упоминаю свою первую учительницу, ее стиль работы с детьми, ссылаясь на то, что придерживаюсь ее методов.

— Вы знаете, вам очень повезло с учительницей, сколько любви она подарила, — часто слышу от родителей учеников.

Конечно, знаю! И я могу с уверенностью сказать, что эта Любовь ведёт меня по жизни.

Наталья ОРЕХОВА

МЫСЛИ ВСЛУХ

КЕМ БЫ МЫ БЫЛИ БЕЗ ВАС?

Я давно окончил школу, но прекрасно помню свою первую учительницу. Это она научила меня писать, читать и считать, да еще многим другим полезным вещам. Так что слова про то, что учителя «в души ребячьи посеяли знания и были нам родными людьми» — не просто слова.

Мой отец был учителем, и его спустя десятилетия помнят уже давно взрослые и состоявшиеся руководители предприятий, бизнесмены, полицейские, музыканты и строители. А состоялись бы они без него — вопрос. Он и для меня был учителем. Я не знаю, кем бы я стал без его участия в моей жизни. Да кем бы были все мы, не будь в наших судьбах учителей?! Они такие же главные и незаменимые для каждого из нас, как родители.

Поэт Вероника Тушнова очень точно сказала: «Если б не было учителя, то и не было б, наверное, ни поэта, ни мыслителя, ни Шекспира, ни Коперника». А посему низкий вам поклон, дорогие учителя, за мудрость вашу и щедрость души.

Игорь ИЛЬИНОВ

Наверх