НЕ ВЫПУСКАЯ ПЕРА ИЗ РУК
9 декабря известному ставропольскому журналисту Николаю Марьевскому исполнилось бы 80 лет
Мне везло по жизни на встречи с людьми яркими, по-настоящему одаренными, имена которых были и остаются хорошо известными в крае и не только. C некоторыми на протяжении многих лет довелось общаться и даже дружить.
Один из них – журналист Николай Марьевский. Его личность — образец редкой жизненной, общественной и творческой энергии, активной гражданской позиции. Фраза «До последнего дня не выпускал пера из рук» — это о нем.
От «Колючки» до аспирантуры
А началось все со школьной стенгазеты «Колючка» в Невинномысской железнодорожной средней школе № 5, где Коля учился. Потом была первая заметка за подписью «рядовой
Н. Марьевский» в газете «Красное знамя» Северо-Кавказского военного округа. В 1959-м вернулся в Невинномысск, откуда призывался, пришел в редакцию газеты «Невинномысский рабочий» и показал тогдашнему ее редактору
А. Полуэктову удостоверение военкора и папку с публикациями. Андрей Федорович, о котором Марьевский всю жизнь отзывался очень тепло, не раздумывая, зачислил его в штат литсотрудником. Через непродолжительный период времени Николай Марьевский — зав. промышленным отделом, затем ответсекретарь. А в 1963-м уже в «Ставропольской правде» — зам. ответственного секретаря, правая рука легендарного Александра Иосифовича Маяцкого.
Линия жизни была определена. Заочно окончил факультет журналистики РГУ, аспирантуру при Академии общественных наук при ЦК КПСС. Потом были защита ученого звания кандидата философских наук, а в возрасте, когда чуть-чуть оставалось до 70, еще одна защита — диплома юриста.
Кто-то подумает: при таком багаже у человека, должно быть, все складывалось лучшим образом. Но это далеко не так. Марьевский из поколения «детей войны». И ему, как и многим его сверстникам, выпало многое испытать и пережить не только в детстве, но и будучи уже взрослым…
Дороги жизни
Родился Николай в донецком Дебальцево, городе, о котором до недавнего времени в России, наверное, мало кто знал. Теперь знают все…
В Великую Отечественную линия фронта проходила рядом. В огне сгорали целые улицы, люди гибли семьями. С оккупацией пришел голод. Надежда Фоминична Марьевская осталась одна с тремя детьми. Их надо было спасать. Бросив чудом уцелевший дом, погрузив в ручную тележку какие-то пожитки, она с семилетней Валей, пятилетним Колей и четырехлетним Геной пошла по захваченной фашистами земле на юг, в Россию, на Ставрополье, в Ивановку, что под Невинномысском, в надежде найти приют у живших в селе родственников. Путь был тяжким, полным смертельных опасностей, изнурительным, двухмесячным, восьмисоткилометровым.
Летом 2011 года, когда хвори уже основательно доставали, Николай Семенович, тем не менее, решился, и это был своего рода подвиг, на своем автомобиле на поездку в Дебальцево. Обратный путь (через 69 лет) пролегал через Дебальцево – Волчаны – Хацапетовку –Амвросиевку — Красный Сулин—Новочеркасск — Ростов-на- Дону – Батайск –Кущевку – Кропоткин – Армавир – Ивановку. В сентябре того же 2011-го из-под пера Марьевского выходит очерк-воспоминание «Горькая дорога детства». Он опубликован в ряде изданий, звучит на радио.
Краевое радио и телевидение – отдельная и очень важная строка в творческой биографии Марьевского. Но об этом чуть ниже. После «Ставрополки» Николай Семенович — главный редактор «Молодого ленинца». В 60 – 70-е годы в краевой молодежке трудилась целая плеяда не просто одаренных, а очень талантливых журналистов, которых не могли не заметить в Москве. Имена Ирины Пироговой, Тамары Войновой, Валентины Пономаревой, которые стали сотрудниками центральных изданий, зазвучали на всю страну. Василий Фартышев, Георгий Пряхин стали известными столичными писателями.
— Тяжело было работать с такими акулами пера? — как-то спросил я Николая Семеновича.
— С одной стороны, — ответил он, — непросто. Они знали себе цену, в рот не заглядывали, могли и зубы показать. Но с другой, когда, к примеру, на мой рабочий стол ложилась рукопись той же Тамары Войновой (Тамара Владимировна погибла в октябре 2002 года во время теракта на Дубровке. – Авт.), делать мне было нечего.
В 1983 году Марьевский возглавил краевой комитет по телевидению и радиовещанию. Будучи внештатным корреспондентом краевого радио, а потому, как говорится, заинтересованным слушателем, хорошо помню, как при нем еще более интересными стали передачи, появился без согласования «наверху» сатирический тележурнал «СТОП» (Ставропольское Телевидение Объективно Показывает). Инициатором и ответственным за выпуск «СТОПа», или, как его еще называли, ставропольского «Фитиля», стал сам Марьевский, за которым с тех самых пор и закрепилась слава самого творческого руководителя краевого радио и телевидения. В конце концов, это ему, как говорится, вышло боком. Мало того, что он стал редактором «СТОПа», нередко лично выезжал на объекты, ярко показывая недостатки в социально-культурной и других cферах, участвуя в некоторых выпусках в качестве ведущего, но и называл виновников, невзирая на лица, в том числе и первые. Это было начало того времени, когда подул ветер перемен, и за свободу слова уже так просто нельзя было «освободить». Однако нашли другие причины, и через три с половиной года Марьевский оказался в свободном плавании.
Оно, правда, продолжалось недолго. Николай Семенович ушел на преподавательскую работу. Без малого двадцать лет отдал СевКавГТУ (вначале это был политехнический институт), в звании доцента читал лекции на кафедрах научного коммунизма, философии, истории и теории государства и права. А потом еще десять лет научной и педагогической деятельности на кафедре журналистики Ставропольского государственного университета (ныне СКФУ).
Будучи опытным наставником, настоящим мастером слова, он отдавал все свои знания молодежи. Бережно хранится в созданном в CКФУ музее истории ставропольской журналистики наследие Н. С. Марьевского — научные и журналистские работы, фотоснимки, на которых он запечатлен.
Все годы после того, как пришлось уйти из телерадиокомитета, Николай Марьевский, что называется, оставался «при пере». Его имя постоянно появлялось на газетных полосах. Он «светился» на телеэкране. Уйдя из университета, стал редактором ветеранской газеты «Вестник».
Встречи как подарки
И все же особую слабость он питал, как мне казалось, к радио. Всегда был желанным гостем на Артема, 35а. Не расставался с диктофоном, а, узнав, что на Ставрополье приехал кто-то из известных писателей, поэтов, буквально загорался желанием встретиться, взять интервью, которые потом звучали в краевом радиоэфире. Помню, как он, что называется, рванул на Кавминводы, услышав, что там отдыхает Андрей Дементьев.
— Нашел с трудом, — рассказывал он мне, — волновался. Еще бы: такое имя! А он оказался простым, одно удовольствие было с ним общаться. Расставались почти друзьями. Вот сборник стихов с автографом Андрея Дмитриевича, подарок мне…
В октябре 2007 года в Ставрополь впервые приехал Юрий Поляков. На встречу с ним в крайдрамтеатре пришел и Марьевский. Не мог не прийти. Диалог, который возник у них по ходу встречи, продолжился и после нее.
— Такие интересные, глубокие собеседники, как Николай Семенович, встречаются нечасто, — отметил известный писатель, драматург, общественный деятель, главный редактор «Литературной газеты». Обменялись телефонами…
Что касается местных литераторов, прозаиков, поэтов, легче сказать, с кем он не был лично знаком, не встречался за «круглыми» и обычными столами, чтобы принять участие в творческих дискуссиях или просто поговорить по душам. Но особенно был привязан, еще с 60-х прошлого века, не только творческими, но и дружескими, теплыми человеческими отношениями, к сожалению, к уже ушедшим Александру Екимцеву и Владимиру Гнеушеву (первый умер в 1992-м, а второй — в 2012-м). Сколько статей и радиопередач он им посвятил!
В далеком 1980-м Николай Семенович в составе ставропольской делегации оказался в США. В Миннеаполисе на встрече с представителями общества американо-советской дружбы предоставили слово и ему. Выступление было заранее подготовлено и, как тогда водилось, согласовано. Но… вместо заготовленной речи из уст Марьевского зазвучало пронзительное, одно из лучших лирических стихотворений В. Гнеушева «Сирень в провинциальном городке». На глазах присутствующих, среди которых было немало знающих русский язык, с российскими корнями, появились слезы.
Нельзя не сказать о том, что благодаря инициативе и стараниям Николая Семеновича краевая детская библиотека на улице Мира с 1993 года стала носить имя А. Е. Екимцева. Есть его заслуга и в том, что в июле 2013 года в Ставрополе на доме № 16 по улице Энгельса открыли мемориальную доску поэту, писателю, журналисту Владимиру Григорьевичу Гнеушеву.
Кстати, МНС, как мы его называли в своем узком кругу, обладал теплым баритоном, как у некогда популярного певца Марка Бернеса, сценическими данными, хорошим музыкальным слухом. Умел подбирать мелодии и прекрасно исполнять песни на понравившиеся ему стихи ставропольских авторов. Помню, когда я впервые услышал в записи написанные им «Разреши мне грустить о тебе», «На улице Долгой», «Погибли под Москвой» (о воинах-доваторцах) и другие песни в его исполнении, я тут же выдал экспромт: «С лицом и голосом артиста, стезю он выбрал журналиста, хотя вообще-то МНС — наш ставропольский Марк Бернес».
Песни и романсы в авторском исполнении хранятся не только в оставленной им богатой семейной фонотеке, но и у многих его друзей, в фондах краевого радио и время от времени звучат в эфире. Их можно найти в интернете. Впрочем, сам МНС считал все, что касается музыки, стихов, литературы, в широком смысле увлечением. Было и еще одно увлечение – рыбалка.
На протяжении 2007 года на краевом радио шла авторская программа Марьевского «На волнах моей памяти». Прозвучало мало кого оставивших равнодушными 30 сюжетов о традициях и обычаях земли ставропольской, успехах и достижениях людей труда, мастеров культуры и искусства, подвигах ставропольцев в годы войны и в мирное время.
Эти передачи легли в основу подготовленных издательством «АГРУС» Ставропольского государственного аграрного университета двух богато иллюстрированных книг с таким же названием – «На волнах моей памяти». Первая вышла в свет в конце 2015 года. Выпуск второй ожидается…
Анатолий ЧЕРНОВ-КАЗИНСКИЙ,
член Союза журналистов России
СПРАВКА
Николай Марьевский — член Союза журналистов России с 1962 года, трижды лауреат журналистской премии имени Германа Лопатина. На протяжении многих лет — член правления краевой журналистской организации, председатель Совета по этике, заместитель председателя краевого Совета ветеранов. Почетный профессор СевКавГТУ. Награжден медалями: «За заслуги перед Ставропольским краем», «За трудовое отличие», «Ветеран труда», общественным орденом «За талант и достоинство», грамотами губернатора Ставрополья и СЖ России.