ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ И БЕСПРИСТРАСТНОСТИ
Судьи на востоке края выносят взвешенные решения, следуют заповедям гуманности и, бывает, подвергаются давлению
Как отправляют правосудие на границе Ставрополья, в одном из самых сложных районов края — Нефтекумском? Многонациональный состав населения, нерешенные проблемы, в том числе по так называемому земельному вопросу, а также безработица серьезно влияют на характер и количество рассматриваемых дел. Споров и скандалов много. К тому же периодически некие силы предпринимают попытки разыграть национальную карту.
Сёстры и фантомы
Жили-были припеваючи в Нефтекумске две сестры. «Припевать» они начали тогда, когда первой даме, что работала в отделении пенсионного фонда, пришла в голову мысль: сконструировать людей. Вот не было в природе человека, а она его создала. Нет, это не покушение на божественное творение, тут проще – личности сочинялись в виртуальном пространстве. Несколько десятков! Сборные анкетные данные получались следующим образом: ФИО одного, дата рождения другого и дальше по списку. На фантомов оформлялись пенсионные дела. Вторая сестра, трудившаяся в банке, открывала на вымышленный персонаж счет и заводила пластиковую карточку. Оба мужа предприимчивых сестер обналичивали в банкоматах деньги. Кроме того, в качестве подельницы была задействована еще некая сотрудница пенсионного учреждения.
Пять горожан объединили усилия в организованной преступной группе и промышляли подобным образом… восемь лет! Ежегодно кучеряво чувствовавшие себя преступники отдыхали от тяжких трудов на Мальдивах и Канарах. А то и по два раза в год. Потрясающе, но они умудрились слетать в прощальное турне за границу, даже находясь под следствием! Правда, им тогда еще не была избрана мера пресечения. Члены ОПГ действовали масштабно: покупали квартиры в Ставрополе и регионе Кавминвод, в Нефтекумске открыли таксопарк.
Уголовным делом занимались следователи УФСБ России по Ставропольскому краю. В Нефтекумский районный суд поступило более ста томов. Собственно, уголовных дела было три. Двое подсудимых заключили досудебное соглашение о сотрудничестве и в отношении них дела рассматривались в отдельном производстве. А по остальным – в особом порядке. Вину признали все. В суде было доказано хищение свыше сорока миллионов рублей. Мужья сестер и женщина – соучастница преступлений получили условно. Однако обе родственницы – вполне реальные сроки за мошенничество в особо крупном размере с использованием служебного положения. Банкирша (заместитель заведующего отделением) и сотрудница пенсионного фонда (начальник отдела назначения и перерасчета пенсий) выслушали приговор о четырех годах исправительной колонии общего режима и четырех с половиной годах соответственно. Это одно из последних громких дел, рассмотренных в Нефтекумском районном суде.
Рабочие моменты
А как вообще с отправлением правосудия на этой земле? Председатель Олег Дыкань рассказывает:
— Ситуации случаются весьма интересные. Например, суд принял объективное и законное решение, но будут ли этим довольны обе стороны, участвовавшие в процессе? Вряд ли. Одна уж точно подаст апелляцию и станет доказывать, что суд отнесся предвзято. Можно понять, если это жалоба по существу, но ведь есть обращения, основанные на домыслах и фантазиях авторов. Причем эти послания направляются в вышестоящие органы, прокуратуру и руководителям края. Хотя, заметьте, дело еще не рассмотрено и находится в производстве. Разве это не давление на суд?..
Речь, как пояснил федеральный судья Игорь Гандембул, идет об убийстве. Дело скандальное, здесь масса ходатайств и проблем — вызванные на процесс люди не всегда являются на заседания. Потерпевшая сторона, недовольная ходом предварительного расследования и уверенная в том, что были допущены многочисленные нарушения, обратилась с жалобой в краевой суд и одну из общественных организаций региона. Коллегия по уголовным делам краевого суда пояснила заявителю, что дело рассматривается в первой инстанции на стадии судебного следствия и, согласно Конституции РФ, недопустимо оказывать давление на суд.
Ну, можно сказать, рабочие моменты. Что такого? А «такое» в самом тексте письма, составленном членом той общественной организации. Для наглядности надо бы процитировать: «Восточная зона края и ее ахиллесова пята – Нефтекумский район — заслуживают пристального внимания власти Ставрополья. Правоохранители этого медвежьего угла превращаются в феодалов, демонстрируя на практике суд и закон феодала, основанные на подмене закона принятием волевых решений. Добром это не кончится. Восток – дело тонкое. А где тонко, там и рвется. Даже взрывается. Считаю необходимым остановить, исходя из конкретного случая, искусственное облагораживание зла, демонстрируемое нефтекумскими правоохранителями. Чтобы избежать междоусобной резни, надо провести выездное разбирательство с участием представителей структур, которых определят Совбез края, комиссия по безопасности краевой Думы, или же вынести этот случай на обсуждение в Думе СК. Обстановка в этой части Ставрополья очень напряженная. Одни считают, что можно безнаказанно совершать преступления, надеясь на снисходительность правоохранителей, а другие считают власть края импотентной субстанцией, неспособной призвать к порядку тех, кто должен выявлять пороки и бороться с ними».
СПРАВКА
Олег Мустафаевич Дыкань родился в Лермонтове. В 1983 году окончил Саратовский юридический институт, работал стажером следователя в Буденновской межрайонной прокуратуре. С 1984 по 1986 годы – следователь Буденновской межрайпрокуратуры, потом – следователь, старший помощник прокурора Арзгирского района. В 1994 – 2000 годах занимал пост заместителя прокурора Кировской районной прокуратуры. Следующие девять лет – судья Кировского районного суда. 21 февраля 2009 года Указом Президента РФ назначен председателем Нефтекумского районного суда. А 21 мая 2015-го назначен на новый шестилетний срок. Стаж работы в юриспруденции – 34 года. Имеет пятый квалификационный класс судьи, член Совета судей Ставропольского края восьмого и девятого созывов (2010-2016). Награжден почетной грамотой общероссийской общественной организации «Российское объединение судей».
Ну и так далее в том же духе. Жесть! Кроме открытого давления еще и угроза – «рвется, взрывается, довести до резни». Это намек на что? Вот уж кем, наверное, надо заняться соответствующим структурам и установить, а не об экстремизме ли рассуждает член общественной организации? Да, что скрывать, порой в нервной обстановке приходится трудиться сотрудникам Нефтекумского районного суда. Как вспоминает Олег Дыкань, бывает и хуже, когда подсудимые демонстрируют явное неуважение к суду. Они лупят ногами пластиковую кабину (клетку), в которой находятся во время заседания, бьются об нее головой, кричат, матерятся, обзывают и проклинают судью. К слову, Игорь Гандембул однажды оказался на месте … потерпевшего. Да-да, было возбуждено уголовное дело в отношении подсудимого, обзывавшего судью и угрожавшего служителю Фемиды. Обвиняемому в хулиганстве не нравилось, как председательствующий ведет процесс, какие вопросы задает, он перебивал и поправлял прокурора и свидетелей. Парень вел себя безобразно, скакал по клетке, оскорблял участников процесса, не реагировал на замечания.
Словом, рабочие моменты. Иногда они носят трагикомичный характер. Житель Нефтекумска избил гражданскую жену и отобрал у нее мобильный телефон. Грабеж. Однако потерпевшая неожиданно встала на защиту своего обидчика, всячески выгораживала обвиняемого и отказывалась от собственных показаний. В ходе заседаний они с сожителем превратились в нечто единое, яростно отбиваясь от всех остальных участников суда. И это еще не все! Пока шли слушания по уголовному делу, подсудимый и потерпевшая поженились, и женщина уже выступала под фамилией грабителя.
Колония и нефтянка
Немало рассматривается вопросов, касающихся лечебно-исправительной колонии ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК. Помимо ходатайств осужденных, есть другая категория дел, в частности, сбыт наркотиков на зону. Посетители стремятся передать сидельцам смертельное зелье любыми способами: в продуктах, сигаретах. Но излюбленный вариант – ночной переброс. Заранее оговаривают с осужденным по телефону точное ночное время и метают через ограду. Да что там! Используют рогатки и даже… арбалет.
Последние два года все дела по колонии слушаются с применением конференц-связи непосредственно в Нефтекумском районном суде. А до этого пять лет Олег Мустафаевич дважды в неделю ездил в ЛИУ-8 и вел процессы там. Ходатайства об условно-досрочном освобождении, замене неотбытой части срока более мягким видом наказания, освобождении от наказания по болезни, приведении приговора в соответствие с изменениями, внесенными в Уголовный кодекс федеральными законами.
Есть еще одна местная проблема – «нефтяная». Сейчас судьей Татьяной Беловой рассматривается уголовное дело по хищению сырья из нефтепроводов, проходящих по территории района. Процесс по ОПГ – одиннадцать обвиняемых, множество эпизодов. Дело очень трудное и «вязкое», некоторые адвокаты живут за пределами Ставрополья и часто не являются на заседания. Но разбирательство тем не менее продвигается.
«Спасибо» за приговор
Олег Дыкань вспоминает сложное уголовное дело об убийстве молодой девушки, которое он принял к производству, как только стал председателем Нефтекумского районного суда. Резонансное убийство произошло в условиях неочевидности, без свидетелей. Подозреваемого задержали, но тот отрицал, что именно он со звериной жестокостью бил жертву кирпичом по голове. Процесс продолжался примерно полгода: было допрошено много косвенных свидетелей, исследовано огромное количество доказательств, проведены экспертизы.
— Все собиралось буквально по крупицам с неимоверным тщанием, — мысленно возвращается в прошедшие дни Олег Мустафаевич. – Но для меня это было не просто уголовным делом. Суд должен был доказать угнетенным горем родителям девушки, подозреваемому, жителям города неотвратимость наказания и торжество закона. Доказал. Убийца получил десять лет колонии строгого режима.
Олег Дыкань считает себя гуманным, даже добрым судьей. Случалось, осужденные после вынесения им приговора говорили: «Спасибо». И если возможно назначить другой вид наказания вместо лишения свободы – назначит. Однако он, как и любой нормальный человек, будет предельно строг к насильникам и убийцам, наркоторговцам и прочим нелюдям.
С руководителем согласна и Татьяна Белова, которая трудится в профессии более двадцати лет. Она полагает, что блюститель правосудия для того, чтобы понять судьбу человека, должен сам быть человечным и гуманным. Игорь Гандембул уверен, что судья – это, прежде всего, служитель закона, стоящий на страже соблюдения законодательства РФ. Антонине Исайкиной, 23 года занимающейся своей работой, хотелось бы видеть судью как непререкаемый авторитет для людей, верящих ему и убежденных, что он поступает правильно и справедливо. А недавно пополнивший коллектив федеральных судей Олег Куц считает, что судья должен руководствоваться законом и пользоваться уважением, ведь граждане приходят в это учреждение с, может быть, последней надеждой на справедливость, побывав в других инстанциях. Его коллега Андрей Ходус думает, что работа судьи – это высшая ступень развития юридической науки и основа самосовершенствования личности, а также постоянного познания чего-то нового. И, конечно, это осуществление функций, возложенных государством, а также справедливое, законное рассмотрение дел. Отсюда и соответствующий спрос с судьи.
«И Хорошева настроения»
В ведомстве часто хвалят и ставят в пример архив Нефтекумского районного суда. Здесь четыре отдельных помещения, где все в идеальном порядке. Все хорошо. Да иначе и быть не может, поскольку архивариуса зовут Ирина Хорошева. Она 15 лет заведует этим хозяйством и, как только пришла, начала разбирать завалы скопившейся информации. Из «наследства» до сих пор бережет одну старенькую папку 1945 года. Обложка почти наполовину рассыпалась, страницы превратились в труху. Уголовное дело писалось на разлинованной бумаге, проклеенной газетой. Что великолепно сохранилось, так это чернила (вот качество было!). Дело велось год, и суд вынес постановление от 26 февраля 1946 года: осудить экспедитора Ачикулакского райпо на пять лет с конфискацией имущества. Ранее не судимый инвалид второй группы, имевший на иждивении двоих детей, допустил недостачу в 80 литров водки. Используя служебное положение в корыстных целях, недооформлял документы и не отчитывался полностью в подотчетных суммах. Свидетели показали, что экспедитор систематически присваивал получаемые с базы товары. Впрочем, он и сам этого не отрицал.
Помимо архива, в стиле Хорошевой находится и все двухэтажное здание Нефтекумского районного суда. Когда-то оно было офисом банка, поэтому тут и сегодня в некоторых помещениях на первом этаже толстенные сейфовые двери. Добротный из белого кирпича дом хоть и ремонтировали капитально лет семь назад, но внутреннее состояние по сегодняшний день вызывает уважение. Казалось бы, чем может похвастать районный суд? А вот может! Четыре зала заседаний полностью оборудованы аудиофиксацией судебных процессов, прямая видеоконференцсвязь с пятигорским следственным изолятором. Скоро должна заработать видеосвязь с нефтекумской колонией – лечебно-исправительным учреждением № 8 для осужденных с открытой формой туберкулеза. На входе посетителей ждет терминал со встроенной государственной автоматизированной системой «Правосудие», из которой человек может узнать структуру районного суда, график работы, темы заседаний. В просторных холлах и кабинетах чисто и современно: компьютеры, ксероксы, сканеры, серверная и сплит-системы. Одна важная деталь: у каждого из шести федеральных судей (а кроме них в районе работают еще четыре мировых) есть приемная, где находятся секретарь и помощник. Не везде в крае такое имеется, между прочим.
Пожалуй, основным в учреждении считают отдел обеспечения судопроизводства: картотека уголовных, гражданских и административных дел, документы по исполнению приговоров, исполнительные листы. Скучная бумажная работа. Да ладно! Может, для кого-то и так, но не для начальника отдела Оксаны Потаповой. В будни до восьми вечера и в выходные она тоже тут. Объем того, что нужно сделать, очень большой. Ей и девушки из аппарата помогают, но все равно – непочатый край. В отделе есть две свободные вакансии специалистов, но не идут, неведомо, какими их коврижками заманить. И объявления в местной газете публикуются регулярно, однако пока молчат. Зарплата-то десять тысяч.
— Творчества никакого нет, — признается Оксана Потапова. – Но мне нравится! Я за семь лет втянулась в этот ход документопроизводства. Была секретарем, помощником. Теперь не представляю себя без нынешнего занятия. Мое мнение – если работу не любить, то и толку не будет.
Ее недюжинную работоспособность, организованность и ответственность заметили, а потому пришли к выводу, что лучшего шефа отдела не найти. Была помощником — стала начальником. Неплохой карьерный рост.
Примечательно, что все сотрудницы аппарата учреждения ходят строго в форменной одежде, с бейджами, никаких тебе подиумов. Требование председателя краевого суда Евгения Кузина соблюдается неукоснительно. Дисциплина. Вероятно, и по «дисциплинарной» причине Нефтекумский районный суд в 2013 году стал победителем конкурса «Лучший суд Ставропольского края» в одной из номинаций.
Конфликт интересов
В декабре 2016 года председатель Нефтекумского районного суда Олег Дыкань был делегатом IX Всероссийского съезда судей в числе десяти человек, представлявших ставропольскую делегацию. Форум проходил в Колонном зале Дома союзов в Москве и рассматривал десять основных вопросов: отчеты-выборы, развитие судебной системы РФ, изменения регламентов и прочее. В работе съезда участвовали 779 делегатов от более чем 33 тысяч судей страны (вот, оказывается, сколько у нас служителей Фемиды). По телевизору в новостях, возможно, все видели, как судей приветствовал президент России Владимир Путин.
— Впечатления непередаваемые, — откровенничает Олег Мустафаевич. – Впервые в Колонном зале на расстоянии метров пятнадцати воочию видел руководителей государства и силовых ведомств страны. А с председателем Верховного Суда РФ Вячеславом Лебедевым даже сфотографировался…
Одним из интересных вопросов в повестке дня, по словам Олега Дыканя, было внесение изменений в Кодекс судейской этики. Ведь что такое эта этика? Обязательные правила поведения при отправлении правосудия и в свободное от профессиональной деятельности время. Понятно, что основано поведение на высоких нравственных и этических требованиях и законодательстве. Так вот, три пункта девятой статьи регламентировали принципы объективности и беспристрастности. В них говорилось о том, что судье надлежало делать и от чего следует отказаться. Например, лучше воздержаться от действий, которые впоследствии могут вызвать конфликт интересов или послужить основанием для исключения его участия в судебном разбирательстве.
— На мой взгляд, конфликт интересов – весьма общее понятие, — замечает Олег Мустафаевич. – Тут можно рассуждать о любой жизненной ситуации и подвести под понятие многое. Допустим, у какого-то судьи жена трудится в больнице врачом, медсестрой или санитаркой. Арбитр рассматривает дело, связанное с этим лечебным учреждением. Его могут обвинить в том, что здесь был конфликт интересов, и у служителя закона предвзятое отношение. На съезде нам приводили подобные примеры. И что? Сей факт в дальнейшем послужил основанием для того, чтобы отказать в переназначении судьи на новый срок или должность. Стало быть, конфликт интересов.
Так можно было дойти до абсурда, уверен Олег Дыкань. Скажем, он в магазине купил буханку хлеба у конкретного продавца. А через какое-то время будет рассматривать дело, где участвует эта торговая точка. И найдутся же свидетели, что судья пользовался услугой магазина. Предвзятое отношение? Как бы то ни было, а в целом по стране с мотивировкой «конфликт интересов» в 2016 году было связано немало отказов в переназначении или новом назначении судей. Ну а съезд убрал из девятой статьи кодекса пресловутые пункты, усугублявшие и создававшие ненужные препятствия судьям в рассмотрении дел. Нет, объективность и беспристрастность при этом не пострадали. Потому как, по убеждению выступавших на форуме ораторов, конфликт интересов должен быть реальным, а не мнимым. К тому же нормы судейского поведения прописаны еще и в законодательных актах, а посему кодекс их просто дублировал. Съезд также принял постановление об основных итогах функционирования судебной системы РФ и приоритетных направлениях ее развития на современном этапе.
Игорь ИЛЬИНОВ
Фото автора и из архива Олега Дыканя
ЦИФРЫ
Население Нефтекумского района, по данным прошлого года, составляло 64 778 человек. В районном суде шесть федеральных судей за 2016-й рассмотрели 1687 дел: 1184 – гражданских и административных, 207 – уголовных и 296 – об административных правонарушениях. Кроме того, 278 материалов в порядке исполнения приговоров по ходатайствам осужденных ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК. Всего в суд в 2016-м обратились 3318 граждан. В минувшем году также рассмотрены 32 административных дела в отношении иностранных граждан о нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в России. Наказанные выдворены за пределы страны.
В районе действуют четыре судебных участка мировых судей. В ушедшем году они рассмотрели 7481 дело, из них гражданских и административных – 2715, уголовных – 223 и об административных правонарушениях – 4543.