ТЫ — НЕ МНЕ, Я – НЕ ТЕБЕ
Как не стать фигурантом коррупционного сценария
Как различать проявления коррупции и как правильно вести себя, когда вы стали свидетелем развития коррупционного сценария или вас в него вовлекают? Об этом «СГВ» рассказали эксперты.
Начинать с себя
Мы все знаем, что коррупция – это зло. При этом легко вовлекаемся в различные отношения, построенные по схеме «ты – мне, я – тебе», вздыхая, сдаем деньги на подарок учителю, шуршим купюрами в приемном покое, когда, не дай Бог, занедужит кто-то из близких. Гневно высказываемся за ужином, что младшего в садик не устроить без «конверта». Это слышат и знают дети. В результате к вузовскому возрасту мы получаем граждан с вполне сформировавшимся коррупционным поведением.
Это подтвердил опрос школьников и студентов, проведенный в рамках проекта «Молодежь: прививка от коррупции» под руководством активиста общественной организации Информационно-ресурсный центр «Гражданское партнерство» доктора политических наук, профессора СКФУ Татьяны Голубевой.
— Более половины опрошенных сказали, что коррупция – зло, но очень многие отметили в анкете это явление как «вынужденную необходимость». Молодежь от 18 до 22 лет считает, что некоторые проблемы невозможно решить без коррупции. Почти треть школьников видят в коррупции плюсы. В итоге 55% студентов и подростков, признавая, что коррупция – это плохо, определенно заявили, что победить это зло невозможно, 9% – считают, что можно попытаться. Это тревожные цифры, — говорит Татьяна Голубева.
Ученый предлагает научить всех распознавать коррупционные факторы. И если в управленческой сфере объективно существуют коррупционные угрозы, поскольку механизм управления предусматривает оценку, распределение, запреты и ограничения, то разрешительная и контрольная функции по определению содержат коррупционные угрозы. К счастью, они не всегда проявляются.
Татьяна Голубева считает также, что в обществе важно сформировать навык антикоррупционного поведения, научить граждан, как вести себя в ситуациях, когда оказываешься один на один с человеком, который принуждает участвовать в коррупции, например, вымогает взятку или предлагает «договориться».
— Нередко слышим, что пойманного на взятке «подставили», он неугоден, нужно освободить место, пока будет идти следствие, то есть борьба с коррупцией может стать и механизмом избавления от нежелательных сотрудников, — отметила Голубева.
Как обезопасить себя, если провоцируют? Садиться писать заявление? Кому, на чье имя, куда? Или телефон на запись включать? Эксперт привела случай из жизни одного из вузов, описанный в соцсетях: прилюдно в коридоре преподавателя подозвала вышестоящая коллега и заявила: вот тебе список, вот деньги. Что делать в этот момент ни в чем не виноватому преподавателю?
Нужен механизм, как вести себя, если предлагают взятку. Например, чтобы обезопасить себя от действий недоброжелателей, преподаватель, придя на рабочее место, должен проверить содержимое своего стола — нет ли ничего лишнего, кроме личных вещей. В аудиторию не нужно брать личную сумку, только конспекты, но если вызывают на минутку, их нужно взять с собой и оставить стол пустым.
От рождения до смерти
Бытовая коррупция сопровождает нас на протяжении всей жизни. Забеременев, начинаем платить «хорошему» гинекологу, затем солидную сумму «принято» отдать за роды, чтобы подстраховаться и не рисковать жизнью мамы и малыша, если есть «возможность». Вскоре ребенку нужно «покупать путевку» в детский сад. Ну, а дальше идут школа, вуз, устройство на работу… Это не считая разнообразных справок, походов в больницы. Речь идет о серьезных суммах. И если не прямо, то через участие в ремонтах и спонсорстве. И все это в порядке вещей. Подобные сделки редко становятся причиной судебных разбирательств. И это вполне объяснимо. Они совершаются обычно через знакомых, да и интерес взаимный. К тому же все прекрасно понимают, что ответственность в таком случае несут сразу обе стороны: и сам взяткодатель, и тот, кто эти деньги берёт.
С помощью денег огромное количество людей получают разнообразные разрешительные документы, удачно «договариваются» с ГИБДД, получают водительские права, оформляют пенсию. Похоронить человека без мзды невозможно! При этом мелкое взяточничество, или так называемую «благодарность», большинство даже преступлением не считают.
Молодежь наиболее часто в опросе среди причин коррупции называла жадность и жажду наживы, низкие заработные платы. Причем получение «благодарности» у берущих уже так вошло в привычку, что отказаться от этого вида доходов совсем не просто. (Для сравнения, бизнес главные причины коррупции видит в алчности чиновников и должностных лиц, в сложном и противоречивом законодательстве, а также в сложившихся в обществе традициях).
— В студенческой среде коррупцию осуждают, но воспринимают и примирились. Старшекурсники делятся опытом с молодыми, в Интернете есть рейтинги коррупционности отдельных вузов и преподавателей. Когда двери вузов открыты для всех, кто может заплатить, идет деградация интеллектуального и нравственного начала. Люди, имеющие деньги, не хотят учиться, они хотят иметь диплом. Заложить нравственные устои сможем только, работая с семьей и в младших классах школы, — заявил эксперт, аккредитованный минюстом РФ на проведение независимой экспертизы на коррупциогенность, Николай Голубев.
По его словам, уровень мздоимства понижается при перемещении «с милого юга в сторону северную». Поэтому многие родители отправляют детей учиться в северные регионы страны. Там другой менталитет, и преподаватели не берут подношений, утверждает эксперт. Он привел «дорожный» пример: Кущевский пост в Краснодарском крае широко известен тем, что не найдя к чему придраться, служивые в погонах выпрашивают у водителей: «Дай хоть 100 рублей». Зато на трассе в районе Воронежа уже перестают выворачивать карманы.
Эксперта настораживает, что останавливать автомобили для проверки вновь разрешили вне стационарных постов ГИБДД, где идет запись. Он также советует обращаться в службу безопасности МВД, если с жезлом на дороге дежурит одинокий гаишник.
– Дежурство ведется только вдвоем, а если стоит один, значит, вышел «покормиться». Надо создать систему непримиримости и участвовать в этой борьбе. Разложение начинается в вузах, где готовят правоохранителей, — подчеркнул Николай Голубев.
Эксперт ОНФ в крае Алексей Гридин отметил, что сообщения на дежурный номер 02 не стираются и не теряются, а подлежат всесторонней проверке. Он посоветовал также вести фиксацию подобных ситуаций на телефон и знать законы, хотя бы 185-й приказ по МВД РФ.
Действовать по памятке
Завотделом по профилактике коррупционных правонарушений аппарата правительства края Юлиана Радченко рассказала, что закон «О противодействии коррупции», принятый в 2008 году, четко определяет три звена противодействия. Правоохранители расследуют коррупционные преступления. На органы власти возложены выявление их причин и профилактика. Задача общества — минимизировать вовлеченность в коррупцию. Требовать ее искоренить и ничего не делать самим – не получится.
Так, на комиссии по противодействию коррупции при губернаторе края нередко приводятся конкретные примеры. Но при разбирательстве тех, кто сообщает о поборах, не находят. Другая сторона утверждает, что их оговаривают. При этом размер зарплаты не влияет на уровень мздоимства, как видим на примере скандалов в судебном корпусе.
Юлиана Радченко отметила, что принята краевая программа по противодействию коррупции на 2017-2020 годы. В органах власти поведение чиновников четко расписано и регламентировано. Есть памятки, как воспринимать понуждение к коррупции.
— Надо бы и на уровне других организаций разработать аналогичные памятки и рекомендации, — считает Радченко.
По ее словам, ситуация уже отличается от времени, когда закон приняли, а механизмов решения задач не было. Сейчас дело лишь за правильным использованием этих механизмов. Она попросила институты гражданского общества подключиться и дать свои предложения по разработке комплекса антикоррупционных мер в крае.
Советник президента краевой Торгово-промышленной палаты Любовь Валовая сообщила, что уже шесть предпринимателей края присоединились к Антикоррупционной хартии российского бизнеса, принципы которой подходят для любой организации. Понятно, что в бизнесе много рисков. В случае выявления наказуемых деяний административная ответственность ложится на всю организацию, если она не подключилась к хартии. А вот после подписания пакета входящих в нее документов всеми работниками ответственность ложится именно на того, кто допустил оплошность. Кроме того, по закону каждая организация должна разработать пакет антикоррупционных документов.
— Если их нет, при проверке прокуратуры последует административное наказание. А подписание Хартии дает право на разработку документов в течение двух лет и помогает успешно пройти проверку, — отметила Валовая.
Марина ЧЕРНЫШЕВА
Фото Виктора Нестеренко, рисунок ussurmc.ru (конкурс антикоррупционных рисунков)
ЦИФРЫ
По данным правоохранительных органов, от коррупции Россия ежегодно теряет 40 млрд рублей. На эти средства можно построить 146 детских садов. В ежегодном рейтинге уровня коррупции, определяемого в 174 государствах, Россия в 2016 году опустилась на 136-е место с 119-го в 2015 году.