№ 39 (3667) 04.10.2017  

ОХОТА ЗА КЛИЕНТАМИ

В Ставропольском крае с начала 2017 года принято 64 жалобы о неправомерном переводе пенсионных накоплений

Гражданину вдруг приходит сообщение от пенсионного фонда, с которым у него был заключен договор об обязательном пенсионном страховании. Из письма человек узнает, что договор с ним расторгнут в связи с тем, что он заключил новый договор о страховании с другим негосударственным пенсионным фондом (НПФ). Хотя гражданин этого не делал.

Потери моральные и финансовые

Такие случаи в стране массовые, констатируют эксперты. В этом году количество жалоб на мошеннические переводы накоплений из одного НПФ в другой, по сообщению Центробанка, выросло в пять раз. Уже более 2,6 тыс. человек пожаловались на махинации с их деньгами.

По словам экспертов, которые приводят некоторые федеральные СМИ, такой активности мошенников не наблюдалось несколько лет, с 2011 года. Дело в том, что с 2014 года, когда поступление взносов на накопительные пенсии было заморожено, негосударственные пенсионные фонды (НПФ) оказались без притока новых средств. Поэтому некоторые фонды в поисках новых клиентов готовы пойти на любые меры. Применяют очень агрессивную маркетинговую политику. В ход идут прямой обман, фальсификация подписей.

Начальник отдела организации и учета процесса инвестирования Отделения ПФР по Ставропольскому краю Марина Афанасьева сообщила, что в нашем крае рост количества жалоб на неправомерный перевод пенсионных накоплений не столь высок, как в некоторых других регионах. Тем не менее с начала 2017 года принято 64 жалобы. Хотя признать перевод неправомерным может только суд, а о том, что такие судебные решения были в этом году, сотрудникам ставропольского Отделения не известно. Иногда люди впопыхах подписывают документы, которые им подсовывают агенты НПФ, а потом забывают об этом и жалуются, когда получают извещения о переводе их пенсионных накоплений в другой фонд.

Пострадавшие граждане испытывают не только моральные переживания в связи с тем, что подверглись мошенничеству или были введены в заблуждение, но и теряют деньги. Дело в том, что после того как в 2015 году в закон о пенсионных накоплениях претерпел изменения, переводить деньги из фонда в фонд без потерь будущий пенсионер может не чаще чем один раз в пять лет. В ином случае — лишается инвестиционного дохода. Выходит, перевели деньги без ведома клиента (или уговорив его и не предупредив о последствиях), и инвестиционный доход уже потерян. К тому же фонд, куда были переведены пенсионные накопления, может оказаться менее доходным, нежели тот, где средства находились ранее.

Как действуют агенты

Каким образом агенты негосударственных фондов ведут «охоту» за новыми клиентами? Способы используются самые разные.

Мошенники приходят к людям домой. Представляются сотрудниками ПФР, соцработниками, миграционными инспекторами, переписчиками. Для составления договора о переводе накоплений агентам необходим номер СНИЛС будущего пенсионера. Но эту зеленую карточку обычно не носят с собой. Поэтому злоумышленники и ходят по квартирам. Но могут и останавливать граждан на улице. Предоставляют им информацию, не соответствующую действительности, к примеру, ссылаются на несуществующие изменения в законах или говорят, что все «обязательно» должны перевести свои пенсионные накопления в НПФ. Убеждают людей, что именно в их НПФ средства будут сохранены, что именно их фонд гарантирует самый высокий доход от инвестирования.

В Отделении ПФР по Ставропольскому краю предупреждают, что представители Пенсионного фонда не ходят по квартирам, а принимают граждан только в своих офисах. Поэтому не нужно открывать дверь мнимым сотрудникам ПФР и общаться с ними на улице.

Иногда функции агентов НПФ выполняют специалисты банков или страховых организаций, состоящих с фондом в одной группе компаний. Они предлагают клиентам льготы при замене банковских карт, заключении договора страхования и т. д. за перевод накоплений в другой фонд. Могут и не предлагать, а просто подсунуть договор среди остальных бумаг, чтобы клиент незаметно для себя подписал и его среди прочих документов.

Нечто подобное очень часто происходит и в магазинах. Там отказывают в кредите на приобретение товара без согласия перевести пенсионные накопления в какой-либо НПФ. И также могут незаметно подсунуть договор для подписи.

Или порой работодатель заставляет будущего работника заключать договор пенсионного страхования в аффилированном НПФ. Если он не согласится — ему откажут в трудоустройстве.

Имеет место и прямое мошенничество. Если копии документов попадают злоумышленникам, они просто подделывают необходимые для перевода средств бумаги, фальсифицируют подпись гражданина.

«Кражи» клиентов происходят не только между конкурирующими НПФ. Порой деньги «переводят» из одного фонда в другой, родственный, входящий в ту же финансовую группу. Смысл таких действий в том, чтобы не начислять будущему пенсионеру инвестиционный доход. Как уже было сказано выше, только один раз в пять лет можно переводить деньги из фонда в фонд, не теряя инвестиционный доход.

Вернуться назад

Если пенсионные накопления без согласия их владельца оказались переведены из одного НПФ в другой фонд, куда обращаться?

Гражданину предстоит написать претензию фонду, в который его средства были переведены, пожаловаться регулятору (Банку России) и потребовать возврата своих накоплений в прежний фонд. Если недобросовестный НПФ отказывается возвращать деньги, добиваться этого придется через суд.

— Если вы уверены, что средства накопительной пенсии вашего пенсионного счета переведены без вашего на то согласия, неправомерно, то обратитесь в офисы Пенсионного фонд РФ, — поясняет Марина Афанасьева. — Вам необходимо будет подать письменное заявление-жалобу. Оно пишется в свободной форме. Специалисты Пенсионного фонда дадут вам подробную инструкцию, как действовать. Обращаться в офисы ПФР можно как по месту жительства, так и по месту фактического пребывания. Жалобу также можно направить через официальный сайт ПФР www.pfrf.ru.

Для того чтобы уже в этом году вернуть пенсионные накопления обратно, необходимо будет подать иск в суд на НПФ. Только тогда на основании судебного решения возвратят всю сумму пенсионных накоплений вместе с инвестиционным доходом.

Влад БОЧАРОВ

ВАЖНО

Если речь идет о переводе накоплений, то в ПФР рассматривается заявление с самой поздней датой подачи, вплоть до 31 декабря.

КСТАТИ

Когда можно узнать, что сменился страховщик?

Данная информация станет доступной во втором квартале года, следующего за годом подачи заявления на перевод. Узнать эту информацию можно из выписки из лицевого счёта, которую можно получить на сайте ПФР, портале Госуслуг или в территориальном органе ПФР по месту жительства.

Наверх