№ 01 (3680) 10.01.2018  

«ЭМАЛЬ С ЗОЛОТОМ» ИЛИ «ПЛЮШ»

История рождественской открытки

Рождество Христово до революции 1917 года было главным праздником в России, а совсем не Новый год, который в 1915 году даже попал в опалу церкви, как немецкий праздник, противоречащий духу православия. Рождество праздновалось у нас 25 декабря по юлианскому календарю. Праздники сопровождались торжественными церковными службами, гуляньями, частными визитами. По вечерам давались балы, маскарады. Именно в Рождество для детей наряжалась елка, им дарились подарки от Деда Мороза. В конце XIX – начале XX веков в эти праздничные дни вошло в моду обмениваться поздравительными открытками.

Продукция «Общины св. Евгении»

Первые в России иллюстрированные поздравительные открытки появились к Рождеству 1898 года. До этого почтовые иллюстрированные карточки доставлялись к нам из-за границы, преимущественно из Германии. Серия отечественных открыток была выпущена «Общиной св. Евгении».

Интересна история создания «Общины». Студент Академии художеств Гавриил Кондратенко, отправившись в Севастополь на этюды, встретил сестру милосердия. Во время русско-турецкой кампании (1877-1878 гг.) она выхаживала раненых, а потом осталась без средств к существованию и крыши над головой. Художника так потрясла история нищенствующей героини, что, вернувшись в Санкт-Петербург, он тут же организовал благотворительную выставку по сбору средств для помощи сестрам милосердия.

Инициатива художника была поддержана в высших кругах, и создается «Санкт-Петербургский попечительский комитет о сестрах Красного Креста» (та самая «Община св. Евгении») с больницей, приютом для пожилых сестер милосердия и издательством, которое занималось выпуском печатных альбомов и открыток.

Художественная открытка издательства «Общества» была настоящим произведением искусства. Для их создания привлекались известные художники Илья Репин, Константин Маковский, Константин Сомов, Александр Бенуа, Иван Билибин, Елизавета Бем, Михаил Врубель и другие.

Подготовленная к Рождеству 1898 года по акварельным рисункам серия открыток тиражом в 10 тысяч экземпляров каждая была раскуплена мгновенно. Издательству пришлось повторить тираж.

И хотя открытки не имели привычной позже надписи «С Рождеством Христовым!» (на специально отведенном месте ее писали от руки сами отправители), по замыслу издателей они должны были стать именно рождественскими поздравительными карточками. Примером может служить сохранившаяся с тех времен открытка с рисунком Елизаветы Бем и надписью: «Сердце сердцу весть подает».

Библейские сюжеты, юмор и бытовые сценки

Надо добавить, что почтовые открытки «Общества св. Евгении» выгодно отличались от дорогих европейских не только качеством печати и художественным вкусом, но и несли культурно-просветительную миссию. Здесь сыграли роль выставки, аукционы оригинальных рисунков для открыток, издание журналов с открытками, размещение торговых киосков «Общины» на железнодорожных станциях, где каждый мог купить красивую открытку и отправить ее по адресу.

С развитием издательской деятельности в стране совершенствовался и выпуск почтовых карточек. В России хождение имели рождественские открытки на самые разные темы. Это библейские сюжеты с традиционными образами, связанными с рождением Христа: вертеп (пещера), ясли с младенцем, Богоматерь, Иосиф, волхвы. Часто изображались ангелы.

Некоторые открытки изображали детей или молодых людей, ходивших в рождественскую ночь из дома в дом и славивших родившегося Христа. Этот обычай так и назывался – славление. Было принято останавливаться под окнами, петь песни, желая хозяевам добра и всяческих благ. Хозяева угощали славивших, при этом соревнуясь в щедрости, вот почему в компании был кто-то с большим мешком или коробом для угощений.

Встречаются изображения ряженых. Это связано со Cвятками — гуляньями, которые начинались после встречи Рождества. И несмотря на то что православная церковь всегда выступала против этих языческих пережитков, желание русского народа гадать и веселиться, очевидно, пересилить было невозможно. Люди наряжались свиньями, медведями, разной нечистью, делали страшные маски и пугали друг друга, играли в снежки, катались на санках, а девушки гадали на суженого.

Некоторые сюжеты не лишены юмора. К примеру, открытка с изображением подвыпившего парубка, которого на санях везут друзья.

Не менее популярными были открытки с бытовыми сценками на рождественскую тему: накрытый к празднику стол, счастливое семейство, влюбленные парочки. На других «бытовых» открытках видим детей с подарками у нарядной елки. Елочку наряжали втайне от детей. Делали это после рождественской всенощной службы. Украшением служили свечи, сладости, фрукты, грецкие орехи, завернутые в позолоченную фольгу. Популярны были и картонные игрушки в виде карет, животных, ангелочков. С конца XIX века производители стали выпускать мишуру. Венчала елку Вифлеемская звезда – символ благой вести и рождения Спасителя. Такой елка выглядела на поздравительных карточках.

Нередко встречаются сюжеты с зимним пейзажем, катанием на санях и коньках.

Развитие фотографии положило начало выпуску карточек с постановочными сценками и детишками, переодетыми ангелами. Это были черно-белые фотокарточки, вручную раскрашенные акварелью. В основном такие открытки производились в фотоателье и тоже были очень популярны, ведь изображение было живым.

Качество и сюжет рождественской открытки зависели от того, кому она предназначалась, а были они на любой вкус. Так, в каталоге столичного издательства «Рассвет» перечисляются такие виды открыток: «рельефные изящной работы», «блестящая эмаль», «глянцевые», «эмаль с золотом», «аристократические на лучшем полотняном картоне в стиле модерн», «бромосеребряные» и даже «плюшевые».

Открытки пользовались невероятным спросом, несмотря на их довольно высокую цену. В гостях рождественские открытки дарили вместо цветов. Девочки-гимназистки их обожали, вклеивали в альбомы и хранили среди самых дорогих вещей. Престижно было посылать поздравительные открытки родственникам и друзьям.

Интересно, что в годы Первой мировой войны появились и такие темы рождественских открыток: солдаты на фронте встречают Рождество или воины, вернувшиеся к семьям в канун Рождества, что было своеобразным пожеланием.

Буржуазный праздник

После Октябрьской революции начал меняться привычный быт. Но в 1917 году еще не был принят декрет СНК РСФСР о введении григорианского календаря, и Рождество праздновалось 25 декабря. А художники, пытаясь осмыслить происходящее в стране, создавали открытки, плакаты с новыми сюжетами. Любопытен плакат «Советское Рождество». В его верхней части изображена процессия, представляющая смену эпох, начинающаяся с волхвов и заканчивающаяся персонажами из XX века. Все они устремлены к Вифлеемской звезде, возвещающей о рождении сына Божьего. В нижней части к пятиконечной красной звезде – символу коммунизма – единым строем идут красноармейцы, рабочие, крестьяне, революционные матросы, интеллигенция.

Когда в 1918 году Россия вслед за Европой перешла на григорианский календарь, а Русская православная церковь этого перехода не признала, Рождество стали отмечать 7 января. Его празднование стало опасным. Поздравительные открытки объявили пережитком буржуазного быта. О Рождестве так и говорилось: «Скоро будет Рождество – гадкий праздник буржуазный».

Опала на Деда Мороза и новогодние поздравительные открытки прошла только в 1935 году, когда руководство страны решило вернуть празднование Нового года с елкой советской детворе. Но не Рождество. Этот праздник стал возрождаться только в 90-е годы прошлого столетия. Тогда вновь появились рождественские поздравительные открытки.

Елена ГРОМОВА

Наверх