Юрий Чирков: «ВЕРНУТЬ НАРОДУ СОЗДАННЫЕ ИМ ЖЕ ЦЕННОСТИ»
Выдающийся российский фольклорист о сохранении творческого наследия казаков
Вот уже больше двадцати лет президент Фонда казачьей культуры Юрий Чирков ездит по станицам и хуторам Северного Кавказа, где собирает старинные песни, которые затем обрабатывает со своими коллегами и учениками в Санкт-Петербурге, а исполняют они их по всей России и за рубежом. Во время своего очередного визита в Ставрополь, где он регулярно проводит семинары для фольклористов и этнографов и просто любителей казачьей старины, маэстро рассказал о своей работе корреспонденту «СГВ».
Предыстория взаимной любви
– В начале 90-х один московский исследователь фольклора подарил мне кассеты с записями песен из станицы Червлённой Шелковского района Чечено-Ингушетии, – вспоминает Юрий Чирков. — Я обнаружил там потрясающие образцы народного распева, которые перевернули всё моё музыкальное сознание и представление о народной песне как таковой. От этих хрипящих диктофонных записей голосов 70-80-летних стариков я получил эмоциональное воздействие сумасшедшей силы. Я понял, что не хватает живого знакомства с традицией.
Молодой исполнитель и собиратель народных песен начал формироваться ещё в 80-е, когда в составе фольклорного ансамбля Ленинградской консерватории участвовал в этнографических экспедициях по Псковской, Новгородской, Смоленской, Ленинградской областям. Но когда он услышал записи песен казаков Северного Кавказа, он понял, что обязательно должен попасть туда и познакомиться с носителями уникального творчества.
– В 1996 году представился хороший случай – нас пригласили на юбилей станицы Галюгаевской Курского района, где мы встретили бабушек и дедушек в местном клубе. И я был поражён, что там всё ещё очень живо и востребовано. И так появился потенциальный интерес: я понял, что надо записывать и исследовать то, что осталось, чтобы с этнографической точностью воспроизвести все тонкости традиции, а для этого надо погрузиться внутрь этого процесса. Затем была экспедиция в Кировский район – станицы Старопавловская и Зольская, город Новопавловск – мы там записали очень много материала. Одна учительница – ей тогда уже было 87 лет – она в некой степени занималась краеведческой работой и просто записывала женщин изо всей округи. И она подарила нам множество кассет и бобин, которые надо было отреставрировать. Это кропотливый труд, сопряжённый также с каталогизацией и паспортизацией – важно отметить носителей этого творчества, узнать их имена, место рождения и жительства.
Чтобы выяснить это, Юрий Чирков не раз возвращался в Кировский район искать не только живых, но и уже ушедших людей, чьи голоса были записаны на этих плёнках.
– В станице Старопавловской я был на могиле великолепной исполнительницы со звонким высоким голосом. Потрясающая женщина с трагической судьбой. К сожалению, не помню её имени, но в народе её величали Звездарка, потому что она была звездой в своём амплуа. Она никогда нигде официально не работала, что в то время приравнивалось к тунеядству. Она только ходила по свадьбам и другим праздникам и пела, и ей за это щедро платили. Правда, это было далеко не часто, пенсию она получала мизерную, практически влачила нищенское существование, но при этом была крайне счастлива, потому что занималась любимым делом и дарила людям радость.
Проблемы и сложности работы
Юрий Ефимович прошёл по всем казачьим станицам, начиная от Каспия, заканчивая Чёрным морем, и нигде больше не встречал такого исполнительства, как на плёнках, обнаруженных на юге Ставрополья. Это такие жанры и обрядовые формы, которые давно вышли из бытования, их почему-то никогда не использовали творческие коллективы клубной системы. Однако работа фольклориста заставила «шевелиться» деятелей культуры на местах, и через несколько лет он увидел, что во многих станицах появились клубные ансамбли и хоры, дирижёры которых значительно упростили старинные распевы и добавили к ним аранжировку с баянами и балалайками, а вдобавок к тому одели исполнителей в псевдонародные костюмы, не имеющие ничего общего с традиционными казачьими нарядами.
– С одной стороны, хорошо, что клубная система стала популяризировать уникальное творческое наследие, но в результате такой адаптации пропала аутентичность, созданная истинными носителями старинных традиций, – сетует Чирков. – Я называю прободную стилизацию стерилизацией истинных ценностей, а попросту профанацией. И в массовости распространения таких упрощённых вариантов стали теперь участвовать музыкальные учебные заведения. Конечно, проще научить молодёжь тому, что лежит на поверхности. Но при этом почему-то никто из нынешних педагогов даже не пытается пробовать повторить то, что делали наши предки. И хотя преподаватели и студенты музыкальных училищ ездят по станицам и хуторам и собирают там фольклор, равно как и этнографы из других учреждений культуры, но на Ставрополье никто не занимается этим так фундаментально, как я и мои ученики и единомышленники.
Именно этот факт неоднократно вызывал конфликтные ситуации: чиновники от культуры на местах пытались вставлять палки в колёса питерским этнофольклористам и мешать им заниматься исследовательской работой, дескать заезжие варяги делают себе имя и деньги, обогащаясь на здешнем уникальном материале, а ведь этот ресурс далеко не бесконечен, словно полезное ископаемое. Правда, как утверждает Юрий Ефимович, под видом исследователей культурного наследия сегодня выступает множество проходимцев, которые действительно пытаются нажиться на доверчивых стариках. А истинные специалисты, наоборот, вкладывают собственные силы и средства, чтобы сохранить великолепное творчество на аудио- и видеоносителях, показывать его публике на живых концертных выступлениях.
– Тем самым мы возвращаем народу созданные им же когда-то нематериальные ценности, но, к сожалению, не все это правильно понимают. А ведь мы не только восстанавливаем тексты песен с сохранением уникальных народных говоров, но также создаём для них нотные партитуры, тратим деньги на работу в студиях звукозаписи, пытаемся продвигать творчество на телевидении, устраиваем фестивали, ездим на гастроли, – поясняет Чирков.
Планы и перспективы
В последние годы на краевом уровне всё более серьёзно стали понимать ценность работы ведущих российских исследователей: региональное министерство культуры оказывает всестороннюю поддержку Чиркову и его команде, а краевой Дом народного творчества безвозмездно предоставляет специалистов для помощи питерским гостям и площадку для проведения семинаров и мастер-классов. Да и сам Юрий Ефимович выдвигает полезные инициативы для ставропольских коллег.
– Я выступаю с идеей объявить некоторые территории Ставрополья, где мы находили уникальные образцы обрядового искусства, заповедными культурными зонами для того, чтобы обратить внимание на проблемы сохранности этого пласта. Чтобы это не использовалось варварскими способами. Ведь нельзя заставлять аутентичные творческие коллективы бабушек выполнять план по концертной деятельности того или иного района. Надо благодарить их за то, что они донесли до нас наследие далёких предков, поддерживая другими способами: создать реестр этих коллективов и объявить их субъектами нематериального культурного наследия, исследовать, пока они живы, записывать с использованием технических средств аудио- и видеофиксации, давать возможность встречаться с представителями более молодых поколений и передавать им свои знания и умения, – резюмировал Юрий Чирков.
Что ж, будем надеяться, что его кропотливый исследовательский труд, инициативы и предложения действительно помогут сохранить для потомков уникальное творческое наследие ставропольского казачества.
Андрей КОЗЛОВ
СПРАВКА
Юрий Ефимович Чирков родился в 1960 г. в Смоленской области. С детства пел, втайне от родных и друзей – в поле для коров и овец, которых пас с 8 лет. Старший брат, обнаружив его дар, посоветовал поступить в музыкально-педагогическое училище в Смоленске. Далее учился в Высшей профсоюзной школе культуры и в Ленинградской консерватории им. Римского-Корсакова. В 1980-1990-х годах активно участвовал в экспедициях по сбору фольклора в разных регионах страны, в 2000-х сконцентрировал внимание на Ставрополье и Северном Кавказе. В 1999 г. основал в г. Санкт-Петербурге общественную организацию «Фонд казачьей культуры», основными целями и задачами которой является сохранение, возрождение и этнографически достоверное воспроизведение культурных традиций российского казачества. В рамках работы этого Фонда создал два казачьих ансамбля – мужской «Братина» и женский «Чапура».