№ 16 (3695) 25.04.2018  

МАЛЕНЬКИЙ ГИГАНТ БОЛЬШОЙ ПОЛИТИКИ

Марат Грамов

Как ставрополец инициировал бойкот Олимпиады 1984 года в Лос-Анджелесе

Примерно в это же самое весеннее время, что у нас сейчас на дворе, но в 1984-м году, в Политбюро ЦК КПСС была направлена записка о нецелесообразности участия советских спортсменов в Олимпийских играх в Лос-Анджелесе. Формально инициатором бойкота Олимпиады в Лос-Анджелесе выступил спортивный функционер, карьера которого начиналась и успешно развивалась на Ставрополье.

Симметричный ответ

Сейчас из западных стран звучат призывы бойкотировать чемпионат мира по футболу в России. Но пока не слышно, чтобы какая-то сборная отказалась приехать на наш мундиаль. До спортсменов дело пока не дошло. Проигнорировать турнир обещают только чиновники от футбола. Хотя какой в этом смысл – непонятно. Отсутствие спортивных функционеров – не велика потеря. Вот если бы, например, мы не увидели сборную Англии, Франции или Германии, тогда — другое дело. Это ударило бы по престижу нашего чемпионата. Недоброжелатели говорили бы, что это – первенство водокачки. Хотя, с другой стороны, нашим футболистам тогда легче бы было. Может, хотя бы вышли из группы.

Так на Олимпиаде 1984 года в Лос-Анджелесе американцам было очень легко выигрывать золотые медали только потому, что не было спортсменов из СССР и нескольких социалистических стран. Советские власти не пустили нашу команду на Олимпийские игры. Сборная США в отсутствие атлетов из социалистических государств, прежде всего СССР и Восточной Германии, завоевала 83 золотые медали. Это олимпийское достижение по количеству завоеванных высших наград не перекрыто до сих пор.

Любопытно, что формально инициатором бойкота Олимпиады в Лос-Анджелесе выступил председатель Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР Марат Грамов, начинавший свою карьеру в Ставропольском крае и дослужившийся до заместителя руководителя отдела пропаганды и агитации крайкома партии.

29 апреля 1984 года в Политбюро ЦК КПСС была направлена записка с обоснованием нецелесообразности участия советских спортсменов в той Олимпиаде. Эту записку в Политбюро как раз направил Марат Грамов. В результате высшее руководство страны приняло решение в ответ на бойкот США московской Олимпиады бойкотировать Олимпиаду в Лос-Анджелесе.

По служебной лестнице

Грамов не был уроженцем Ставрополья, появился на белый свет в Псковской губернии, но Ставрополье для него, пожалуй, стало роднее, чем суровая псковская земля. Здесь в течение почти двадцати лет разворачивалась его успешная карьера.

Марат Грамов попал в армию, когда еще шла Отечественная война, с декабря 1944 по ноябрь 1947 года он служил радиотелеграфистом в войсках ПВО. Где служил — в справочниках не указано, но с 1948 года в биографии будущего спортивного функционера уже фигурирует Ставрополье. Сначала Марат Грамов – завсектором, а потом и завотделом Усть-Джегутинского райкома ВЛКСМ. До 1955 года он продвигался по линии комсомола, был вторым, а затем первым секретарем райкомов ВЛКСМ, завотделом в редакции газеты «Молодой ленинец». Комсомол и партия почему-то видели в нем работника СМИ. Прослушав курс в Саратовской высшей партийной школе (1955-1959 гг.), Грамов становится редактором районной газеты «Знамя Октября» Курсавского (ныне Андроповского) района Ставрополья, а затем, в 1961 году, — завотделом партийной жизни, первым заместителем редактора газеты «Ставропольская правда». Писал ли он сам статьи в газету или только отслеживал политику издания, чтобы она не отклонялась от линии партии? Об этом неизвестно. В 1964 году Грамов назначается на должность заместителя руководителя отдела пропаганды и агитации Ставропольского крайкома партии. И, наконец, в 1967 году переходит в аппарат ЦК КПСС.

Его взлет по служебной лестнице в Москве называли головокружительным. И говорили, что он не был случайным. Всего за три года из инструкторов — в завсектором отдела пропаганды ЦК КПСС, а затем и в замы отдела пропаганды. Как считают, его, несомненно, тянула сильная рука. И этой сильной рукой называют Федора Кулакова, с которым Грамов работал в Ставрополе, когда тот был здесь первым секретарем крайкома КПСС.

Покровитель Грамова и Горбачёва

Федор Давыдович Кулаков был видным партийным и государственным деятелем. На Ставрополье он руководил с 1960 по 1964 годы. Участвовал в событиях осени 1964 года, приведших к отстранению от власти Никиты Хрущева. В западной прессе Кулакова называли возможным преемником Леонида Брежнева на посту Генерального секретаря, что, возможно, привело к тому, что он попал в опалу в конце жизни.

Официальные советские источники в июле 1978 года сообщили, что Кулаков скончался от острой сердечной недостаточности с внезапной остановкой сердца. Но существуют версии его убийства и самоубийства. Говорили, что он ушел из жизни из-за пристрастия к алкоголю.

Кулаков покровительствовал не только Марату Грамову, но и еще одному, гораздо более известному ставропольцу – Михаилу Горбачеву.

На время Олимпиады в Лос-Анджелесе приходится председательствование (с 1983-го по 1986-й годы) Марата Грамова в Комитете по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. Потом союзное спортивное ведомство реформировали в Госкомитет СССР по физической культуре и спорту.

Летом 1989 года Съезд народных депутатов СССР не переутвердил Марата Грамова в должности председателя Госкомитета СССР по физической культуре и спорту, и ему пришлось уйти с этого поста и поста председателя Национального олимпийского комитета. Но до 1992 года он оставался членом Международного олимпийского комитета.

Влад БОЧАРОВ

Наверх