ВЕРШИНЫ ГРАЖДАНКИ НИКАНОРОВОЙ
«Взойти на вершину легче, чем с нее спускаться, но удержаться там еще труднее», – сказала в одном из интервью Наталья Гундарева, народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии им. братьев Васильевых, лауреат премии «Хрустальная Турандот», обладательница престижных призов «Ника», «Алмазный венец», «Золотой орел», полученных ею на различных кинофестивалях, и многих других наград. Она своей вершины достигла и останется там навсегда.
Комиссию «сразила наповал»
Путь к этой вершине начинался с раннего детства, когда мама сводила пятилетнюю дочку на спектакль «Синяя птица». Наташа тогда же заявила, что обязательно станет актрисой или балериной. Мама с папой только посмеялись: таких пампушечек в балет не берут. Но это желание еще более окрепло у Наташи, когда она увидела Галину Уланову в «Бахчисарайском фонтане». Увлечение дочери театральным искусством родители в воспитательных целях поддерживали. Они жили в коммунальной квартире на Таганке и сами были заядлыми театралами. Елена Михайловна, окончившая строительный институт и работавшая в проектно-конструкторском бюро, даже принимала участие в самодеятельных спектаклях своего НИИ, однако считала, что для жизни нужна серьезная профессия. Ее муж, Георгий Макарович, в детстве батрачил под Тулой, когда ему было 14 лет, приехал в столицу, где и прошел путь от рабочего до инженера. И когда в семье московских инженеров 28 августа 1948 года родилась девочка, само собой разумелось, что дочь продолжит их профессию.
Почему распалась эта семья, неизвестно, только пятиклассница Наташа осталась с мамой, которой пришлось искать дополнительную работу, чтобы как-то прожить, и нередко брать деньги в долг. Наташа тоже стала прирабатывать, за 50 копеек она поднимала петельки на чулках маминым подругам, а потом, чтобы сэкономить на одежде, научилась сама шить себе платья, юбки, кофты. Как ни трудно жилось, но в день получки мама запекала в духовке курицу и покупала торт «Наполеон», устраивая семейный праздник.
Чтобы как-то скрасить жизнь, восьмиклассница Наташа записалась в Театр юных москвичей при городском Доме пионеров, который в разные годы посещали Людмила Касаткина, Ролан Быков, Сергей Никоненко… А другом Наташи стал Витя Павлов. Они часто вместе возвращались с репетиций и обсуждали свои удачи и ошибки, спорили о каждой мизансцене. Замечания и рекомендации режиссера для Наташи были законом, она воспринимала их очень серьезно и аккуратно записывала в тетрадь. Наконец ей дали роль в спектакле «Дикая собака Динго». Для своего возраста она была девочкой крупной, поэтому играла маму главной героини, и играла хорошо.
В школьные годы Наташа немного переживала из-за своей полноты, из-за веснушек и очень скромного достатка, поэтому старалась заполнять жизнь любимыми занятиями: ходила в баскетбольную секцию, училась бальным танцам, зимой становилась на лыжи. Поскольку мама была решительно против актерской профессии, Наташа стала готовиться к поступлению в инженерно-строительный институт. Для этого надо было иметь трудовой стаж, и в 10-м классе она перешла в вечернюю школу, устроившись чертежницей в конструкторское бюро, где и проработала два года до окончания одиннадцатилетки. Два экзамена в МИСИ Наташа уже успешно сдала и стояла перед дверью в аудиторию, чтобы сдать следующий. Вдруг почувствовала, что ее кто-то тянет за рукав. Это был Витя Павлов. «Наташка, так это правда, что в МИСИ поступаешь?! – заговорил он. – С ума сошла! Немедленно неси документы к нам, в Щукинское!» Воспользовавшись тем, что мама была в отпуске, Наташа так и сделала, ее не испугал даже сумасшедший конкурс – 250 претендентов на место. Как потом сама вспоминала, она «сразила наповал» строгую приемную комиссию своей неординарной внешностью под стать кустодиевской барышне и пестрой одеждой, похожей на клумбу. Но на самом-то деле в ней сразу разглядели настоящий талант и зачислили на курс известного актера Катина-Ярцева.
«Конопатое чудо»
Студенткой Гундарева была прилежной и, как когда-то в драмкружке, все советы, наблюдения, замечания записывала в тетрадку. При своей комплекции она подолгу занималась в балетном классе, завернувшись в шерстяные вещи. Однокурсники, среди которых были Наталья Варлей, Юрий Богатырев, Константин Райкин, дали ей прозвище «Конопатое чудо». На втором курсе ей поручили возрастную роль Донны Платоновны в спектакле «Воительница» по Лескову, и этот экзамен по мастерству она сыграла блестяще. Ректор училища Борис Захава, известный по роли Кутузова в «Войне и мире» Бондарчука, восхищенно заявил, что уже сейчас готов выдать Гундаревой диплом, что ей пора на сцену. Но диплом Наталья получила, как и было положено, в 1971 году, а вместе с ним и предложения из нескольких театров. Она выбрала Театр им. Маяковского, с которым не рассталась до конца жизни.
Сначала ей поручали так называемые вводы на второстепенные роли в уже готовых спектаклях, но в 1974 году в пьесе Островского «Банкрот» Гундарева сыграла Липочку, на которую обратили внимание и зрители, и критики. Эта главная роль досталась ей случайно – за некоторое время до премьеры заболела исполнительница, и оказалось, что Наталья давно выучила текст и мизансцены, поэтому легко вошла в спектакль всего за десять репетиций. Благодаря ее таланту еще ярче были образы Люськи, «походной жены генерала Чарноты» в спектакле «Бег», и Катерины Измайловой в «Леди Макбет Мценского уезда». Главный режиссер театра Андрей Гончаров потом говорил, что давно вынашивал идею об этом спектакле, но лишь в Гундаревой увидел актрису, способную сыграть Екатерину Львовну. Благодаря ее таланту спектакль шел с успехом в течение 13 лет!
У многих не складывались отношения с очень требовательным, а подчас и грубоватым Андреем Гончаровым, из театра ушла считавшаяся прежде его любимицей Татьяна Доронина, всего два дня «поработал» здесь Станислав Садальский. А Гундарева как-то сказала: «Я слепо однажды приняла на веру его веру. Я была только глиной в руках Мастера». Но, как утверждали коллеги, она фанатично любила сцену и к любой мелочи относилась очень ответственно. В театр приходила часа за полтора до спектакля, раньше других появлялась за кулисами и стояла, прислушиваясь к шуму в зале, пытаясь угадать настроение публики. Но однажды, провожая друзей за границу, перепутала дни и не явилась на свой спектакль. На следующий день ее вызвал директор, она пришла к нему в отличном настроении, села, закинув ногу на ногу, думая, что сейчас он поздравит ее с присвоением звания народной артистки, и на вопрос «Наташенька, что будем делать?» беспечно ответила: «Не знаю, гулять будем страшно, наверное». Когда же узнала, в чем дело, потеряла сознание.
За 30 лет службы в театре Наталья Георгиевна создала множество разноплановых образов, и все-таки в основном это был чисто народный русский тип с его сложными психологическими нюансами. И лишь в начале 90-х, после того, как она усиленно целый год худела и сделала пластическую операцию, ей удалось сыграть леди Гамильтон в спектакле «Виктория?..» Позже Гундарева стала сетовать, что ей все меньше предлагают подходящих ролей, но из своего театра не ушла, отклоняя все предложения.
Пик славы
Какую бы известность ни обретали актеры театра, она все-таки ограничивается определенным кругом зрителей, а большую популярность они получают благодаря кино. Впервые Гундарева снялась в образе здоровячки в малоизвестном фильме «Хмырь» (1966). Ее крепкая фигура привлекла внимание и режиссера мелодрамы «Здравствуй и прощай» Виталия Мельникова, где она стала буфетчицей в кафе «Улыбка», мечтающей удачно выйти замуж. И настолько достоверна была эта буфетчица, что на «Ленфильм» стали приходить письма от зрителей, в которых говорилось о том, как хорошо, что на эту роль взяли простую деревенскую девушку, а не актрису. Типаж определял и следующие роли: Клава («Ищу человека»), Машуня («Смешные люди!»), Дуся («Осень»), Тася («Подранки»)… Наталья только вздыхала: «Как бы я ни хотела сыграть Джульетту, режиссер видит меня Кормилицей, и мне деваться некуда». Но именно роли такого плана и сделали ее популярной, а две из них зрители особенно полюбили – Аню Доброхотову в «Сладкой женщине» и Катю в ленте «Вас ожидает гражданка Никанорова».
Интересна история фильма «Сладкая женщина», созданного по повести Ирины Велембовской. За ее экранизацию взялся режиссер Владимир Фетин, известный по комедии «Полосатый рейс» и воспевший красоту русской женщины в других своих работах. Несмотря на то, что он был сыном немецкого барона с фамилией Фетингоф, от которой были отброшены три последние буквы, русскую красоту ценить умел, ведь у него жена была красавица – Людмила Чурсина. Под нее и писался сценарий, подбирались другие актеры, особенно тщательно мужчины. Петр Вельяминов, получивший к тому времени известность благодаря сериалу «Тени исчезают в полдень», был утвержден на роль мужа-фронтовика. Интеллигентом Тихоном должен был стать Высоцкий, и даже от руководства Театра на Таганке было получено разрешение отлучаться Высоцкому на съемки, но он вдруг сам отказался, потому что снимался в другом фильме. Пришлось заменять его Олегом Янковским. «Сюрприз» преподнесла мужу и Чурсина, отказавшись от роли Анны. Вот тогда и пригласили на главную роль Наталью Гундареву, и это был самый удачный выбор для сложившегося ансамбля, а для актрисы, которой в то время исполнилось 28 лет, открылся путь к славе. За этим последовали яркие роли в лентах «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Осенний марафон», «Однажды двадцать лет спустя», «Хозяйка детского дома», «Одиноким предоставляется общежитие»… И актрисе приходилось использовать все грани таланта, чтобы одинокая женщина, ставшая «свахой» для своих подруг, не была похожа на многодетную мать, представшую перед бывшими одноклассниками.
От любви до любви…
Партнерами Гундаревой по фильмам были известные актеры, и зрители связывали с ними ее личную жизнь. На самом деле мужьями Натальи Георгиевны не были ни Вельяминов, ни Михайлов, ни Шакуров… В первом браке она состояла с режиссером Леонидом Хейфецем. У них завязался бурный роман на съемках фильма «Обрыв». Хейфец, старше нее на 14 лет, был уже известным режиссером, и ей, как она признавалась, захотелось «раствориться в Мастере». Как только ему дали новую квартиру, они поженились. Жили весело, в доме почти ежедневно были творческие посиделки с друзьями, которых приводил муж. Это поначалу радовало Наталью, она старалась всех вкусно накормить. Но за шесть лет так устала (ведь посиделки были продолжением работы в театре и на съемочной площадке), что однажды поняла: любовь кончилась, ей хотелось элементарно выспаться.
О втором браке долго не помышляла, жила одна. Но вдруг завязался роман с актером из своей же труппы Виктором Корешковым. Год была почти счастлива, пока не узнала, что он изменяет ей с солисткой группы «Веселые ребята». Развелись.
Но вот в их театр пришел талантливый актер Михаил Филиппов, который развелся с Ириной, дочерью Юрия Андропова. Он не смог больше жить в тисках семьи высокопоставленного человека. Оказалось, что именно о таком мужчине Наташа и мечтала, заботливом друге, с которым ей было спокойно и уютно. Для нее это было особенно важно, так как начались проблемы со здоровьем. Они поженились в 1986 году. Хотели иметь детей, но Наталья Георгиевна была лишена такой возможности из-за неудачного аборта, сделанного в молодости.
Муж очень заботился о ней, всячески поддерживал ее, когда в июле 2001 года Наталья Георгиевна попала в больницу с диагнозом «нарушение мозгового кровообращения» и впала в кому. Через десять дней она пришла в себя и пошла на поправку, постепенно к ней вернулись речь и ограниченное движение. Лишь к лету 2002 года актриса выписалась из больницы и приехала домой. Однако работать она не могла, за ней ухаживала сиделка, молодая девушка Ира, которая привязалась к Наталье Георгиевне и стала ей почти приемной дочерью. Иногда больная капризничала, и Михаил даже отказывался от съемок, от новых ролей в театре, чтобы быть рядом с женой. Несмотря на все усилия врачей, 15 мая 2005 года Наталья Гундарева скончалась и была похоронена на Троекуровском кладбище. По традиции ее проводили аплодисментами, отзвук которых мы будем слышать каждый раз, когда увидим на экране нашу любимую актрису.
Идиллия ДЕДУСЕНКО.