№ 45 (3724) 14.11.2018  

ВОСЕМЬ ДОЛЕК АПЕЛЬСИНА

Девятилетняя ставропольчанка приняла участие в популярной телепрограмме «Лучше всех»

Эфир выступления Насти Федченко на Первом канале недавно увидела вся страна. Это далеко не первая ее победа. За три года занятий музыкой пианистка покорила сердца жюри и зрителей не только всероссийских, но и международных музыкальных конкурсов в Австрии и Италии. Снискала внимание и получила восторженные рекомендации таких признанных мэтров как, например, итальянец Луиджи Боргато, который известен на весь мир тем, что собственноручно мастерит невероятные по красоте и размеру, а, главное, по звуку рояли.

Победила музыка

Если вы хотите знать, как воспитать особо одаренного ребенка, не ждите инструкций. Стандартных схем здесь нет, все диктует сама жизнь, в которой так много нюансов.

Как рассказывает Настина мама – Ольга Федченко, активный и любознательный характер дочери был заметен с младых ногтей. Второй и долгожданный ребенок в семье, Настенька сделала первый самостоятельный шаг в семь месяцев, рано начала говорить.

— А потом, как у всех, были студии-развивайки, в первую из которых дочка пошла в год и три месяца, — улыбается мама. – В итоге к трем годам мы остановились на модельной студии, потому что именно там работа с детьми велась в различных направлениях – актерском, спортивном, эстетическом.

Настя с удовольствием занималась: «моделька», как называют студию в семейном кругу, давала многое. Недоставало только одного – английского языка. Так и сошлись пути пятилетней на тот момент Насти и Татьяны Обабко – заслуженного работника культуры РФ, руководителя и преподавателя студии English & Music.

Кстати, уникальна и сама история знакомства Учителя и Ученика, которая живописно подтверждает, насколько тонок баланс возможного и невозможного в жизни.

– Насте очень повезло с преподавателем, – говорит мама. – К Татьяне Глебовне сложно было попасть: желающих много, запись в группы идет за год и раньше. Но мы очень просились, и она назначила встречу, чтобы протестировать ребенка, на которую Настя пришла вся в синяках после сильного падения в детском саду и удара головой. Так вот Татьяна Глебовна, едва увидев ее в таком состоянии, обняла и сказала: «Беру!».

Настя хорошо помнит этот момент и сейчас, слушая рассказ мамы, смеется. А на вопрос, как и когда в ее жизни появилась музыка, с готовностью сообщает, что это произошло полгода спустя:

– У Татьяны Глебовны каждое занятие по английскому языку заканчивается занятием музыкальным – дети поют песни под ее аккомпанемент. И пока все пели, мне хотелось играть на пианино. Я старалась подойти к нему поближе и незаметно нажать на клавиши. Мама мне делала замечания, а Татьяна Глебовна разрешала.

– И потом сказала, что нам надо попробовать музыку, что у Насти есть склонности, – добавляет Ольга Федченко. – Немного походили на 15-минутные занятия, а потом Татьяна Глебовна сказала, что нужно заниматься музыкой вплотную.

И началось: поиск инструмента, ноты, гаммы, занятия в студии, занятия дома. В семье Насти кроме одного дальнего родственника, который играл на аккордеоне, музыкантов нет. А девочка, как только музыка вошла в ее жизнь, без нее себя уже не мыслила.

– Настя, если представить твою жизнь апельсином, в котором десять долек, сколько долек занимает музыка?

– Восемь.

– А в остальных что?

– Вся жизнь: учеба, друзья.

– И, наверное, в будущем ты видишь себя музыкантом?

– У меня есть два мнения о том, кем я могу стать: или музыкантом, или актрисой.

– Когда мама отдала тебя на музыку, не расстроилась? Ведь ты ходила в модельную студию, на английский, а тут еще и музыка?

– Наоборот, я просила маму, говорила, что хочу учить музыку. И потом, когда поняла, что времени ни на что не хватает, сама сделала выбор бросить «модельку».

– Ты в пять лет сама выбрала бесконечные гаммы? Но это же требует огромной работы, усидчивости, прежде всего терпения?

– Для некоторых это очень сложно, но мне так интересно играть на фортепиано! Я этим хочу заниматься всегда, меня не остановить.

– Какие произведения ты играешь? И сколько времени надо, чтобы выучить какое-то новое?

– Новые учу примерно два дня. Но потом же каждое надо сотни раз сыграть – дома и на занятии с Татьяной Глебовной, разобрать какие-то места, сложные аккорды, поменять некоторые ноты, потому что детские пальцы не могут их сыграть. Так я выучила Шопена «Капли дождя», Шостаковича «Вальс кукол», мне нравится и пьеса ставропольского композитора Евгении Сафроновой «Письма Незнайки» (я ее как раз исполнила сольно на проекте «Лучше всех»). Но кроме сольных много произведений и в ансамбле с кем-то.

Сергей Сергеевич или Владимир Владимирович

Именно так, в ансамбле, сыграла Настя на шоу «Лучше всех» и еще одно произведение. Да не с кем-нибудь, а с любимым всей страной Сергеем Жилиным – музыкантом и композитором, чье имя известно каждому, российским пианистом, дирижером и бэнд-лидером.

Дело в том, что когда Настя прошла отбор на программу «Лучше всех», продюсер этого проекта заранее поинтересовалась: кого бы Настя хотела увидеть в качестве почетного гостя на проекте. И она, не раздумывая, назвала…

– Сергея Сергеевича Жилина! – рассказывает юное дарование. – Продюсер задумалась и попросила назвать кого-нибудь еще. Тогда я назвала Владимира Владимировича Путина и мне ответили, что попробуют поговорить с Сергеем Сергеевичем.

И встреча состоялась. Да не где-нибудь, а в студии знаменитого «Фонографа». Там занимались подготовкой того самого дуэтного номера «Путешествие в небесах. По Невскому на карете» композитора Владимира Сапожникова, который потом был исполнен на проекте «Лучше всех». И если поначалу Сергей Жилин пытался выяснить степень искренности желания Насти заниматься музыкой (ну какому ребенку захочется часами разыгрывать гаммы?), то увидев, с какой охотой Настя играет, сомневаться перестал.

– Мы быстро сыгрались, и это было так весело, – делится впечатлениями Настя. – И когда в очередной повтор меня Сергей Сергеевич спрашивал, будем ли играть еще, я все время говорила «Да!», мне так это нравилось!

Виртуозно исполнили они подготовленную пьесу, заслужив не только восторженные аплодисменты зала, но и приятные для теледебюта Насти и сидевших в зале мамы и педагога крики «браво».

Что ж, огромная, по Настиным впечатлениям, медаль «Лучше всех», полученная из рук Сергея Жилина, красовалась у нее на шее, а рюкзак с конфетами и букет цветов от Максима Галкина добавили радости.

– Моя самая заветная мечта была встретить Сергея Сергеевича Жилина. Он великий пианист, любит и играет джаз. И я люблю джаз так же, как он. Кстати, во время наших репетиций он мне исполнил несколько джазовых произведений. Это было невероятно красиво и быстро.

Мечты о белом рояле и новых победах

– Ну вот, одна мечта осуществилась, о чем теперь мечтаешь?

– Я мечтаю вырасти и играть на белом рояле, который будет стоять у меня дома. Не могу забыть звук рояля Луиджи Боргато, на котором играла в Италии. Инструмент был в два раза длиннее обычного рояля. Звук от него очень нежный, мягкий. Луиджи понравилось, как я играла, когда все фотографировались, он посадил меня на рояль и стал рядом.

А еще юное дарование мечтает о победах – на новых конкурсах, например, на III международном фортепианном конкурсе для детей и юношества имени Натана Перельмана, который пройдет в Санкт-Петербурге.

Я не прошу Настю поделиться секретом ее успеха, потому что здесь все прозрачно и очевидно: он в ее работоспособности. Это подтверждает и Татьяна Обабко.

– Она приучена работать, прекрасный партнер. Очень способная и разносторонняя. Таких детей мало, – говорит Татьяна Глебовна. И тут же поясняет: – Но мне будет обидно, если Настя не состоится как профессиональный музыкант. Главное то, что она сейчас получает удовольствие от того, что делает, что она развивается и на сцене просто растворяется в выступлении, открываясь не только как исполнитель, но и как артист. У меня есть заветная мечта – идти по жизни вместе как можно дольше.

Что скажет на это Настя? Уверена, обрадуется, потому что о своем учителе она говорит так:

– Мне очень нравится мой преподаватель Татьяна Глебовна. Она такая добрая, замечательная, самый лучший преподаватель в России.

Елена ГОНЧАРОВА

Фото Ольги Федченко, Виктора Нестеренко

Наверх