ЛЮБИМАЯ ЗОЛУШКА РОССИИ
Тяжелая болезнь прервала жизнь замечательной певицы Людмилы Сенчиной
«Золушка покинула нас. Замечательная певица, которая подарила нам много красивых песен. Очень жаль, подобных ей у нас на эстраде сегодня нет. Много певиц, хороших, привлекательных, но такой оригинальной, как Людмила, к сожалению, нет», — так сказал народный артист СССР Иосиф Кобзон, узнав о безвременной кончине популярнейшей в стране певицы Людмилы Сенчиной.
«Доця»
Золушкой называла ее и вся Россия. Это имя фактически подарил певице поэт Резник, когда предложил ей для исполнения песню композитора Цветкова, написанную на его слова. Начинающая певица, мечтавшая о серьезной карьере на эстраде, сначала не соглашалась петь «детскую» песенку, но потом ее все-таки прельстила возможность выступить с ней на «Новогоднем огоньке», приглашение на который она получила.
И вот на экранах появилась настоящая Золушка, которая приехала на бал. Светлые локоны, огромные, широко распахнутые в мир глаза, прелестная улыбка, нежный, совершенно обольстительный голос и, конечно, красивый наряд – все слилось в сказочный образ, покоривший публику. С огромным успехом исполнила она эту песню и в самом лучшем концертном зале Ленинграда – «Октябрьском». Реакция публики была такова, что, как потом говорили, «чуть потолок не рухнул» от аплодисментов. «Золушка» стала визитной карточкой певицы. Позднее, в 1974 году, выступив с этой песней на конкурсе «Золотая лира», Сенчина получила международную премию.
Мечтала ли об этом девочка, родившаяся в маленьком украинском селе Кудрявцы, что в Николаевской области? Она просто любила петь, как и многие на Украине. Да и в генах, наверное, было что-то заложено: мать ее, Сара Алексеевна, работала в школе учительницей, а отец, Петр Маркович Сенчин, был сначала культработником в местном Доме культуры, а потом стал его директором. Когда 13 декабря 1950 года родилась дочь, отец решил, что в будущем (при выходе на пенсию) два лишних года ей не помешают, и записал в документах 1948 год. На этом «чудачества» не кончились, малышку долго звали в семье просто «Доця» и лишь в четыре года дали имя Людмила. Фамилия ее звучала так же, как и у отца: Сенчин, без буквы «а» в конце. Лишь много позже Людмила сама прибавит к ней эту букву.
Хотя оба родителя считались интеллигентами, но, как и все в селе, после рабочего дня трудились на колхозном поле. Однако хватало энтузиазма на устройство общественных праздников, в которых с раннего детства принимала участие их дочь.
Когда девочке исполнилось десять лет, Петру Марковичу предложили переехать в Кривой Рог, один из самых больших городов Днепропетровской области. Здесь Люся, обучаясь в общеобразовательной школе, посещала также кружки самодеятельности, где развивался и креп ее вокальный талант. И она впервые всерьез задумалась о будущей профессии.
При «поддержке» Шуберта
После окончания средней школы учиться Людмила решила непременно в Ленинграде, в городе, овеянном легендами. Она приехала с намерением поступить на отделение музыкальной комедии Музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова при Ленинградской консерватории, но… на прослушивание опоздала. Другая на ее месте, может быть, испытав разочарование, вернулась бы домой или попытала счастья в каком-либо еще учебном заведении. Но у Людмилы были твердый характер и твердая цель. Поэтому девушка подождала в коридоре председателя экзаменационной комиссии и упросила его послушать, как она поет. Спела Люся серенаду Шуберта, которая очень подходила к ее нежному голосу, педагог растрогался и разрешил сдавать экзамены. Так в 1966 году Людмила стала студенткой престижного музыкального училища при еще более престижной Ленинградской консерватории.
Оказалось, что девушке с Украины было нелегко учиться там, где царствовал эталон русского языка и русской культуры, но преодолевать трудности ей помогали природная настойчивость и страстное желание стать актрисой. Процесс этот проходил под чутким руководством замечательного педагога Розы Зарецкой, принципом которой было «вытаскивание слова при естественном дыхании» во время пения. Она умело обрабатывала то, что уже было заложено в девушке от природы, органичность ее пения, когда звук выходит вместе с дыханием, без напряжения. Учеба, со всеми ее трудностями, продвигалась так успешно, что студентку стали приглашать на некоторые роли в Ленинградский театр оперетты. А по окончании училища в 1970 году юную актрису пригласили на работу в Театр музыкальной комедии.
Со сцены на эстраду
На сцене театра Сенчина блистала пять лет. Она могла считать себя вполне счастливой не только поэтому. В театре судьба свела ее с человеком, который стал ее первой большой любовью и первым мужем. Вячеслав Тимошин был солистом театра оперетты и пользовался успехом у публики. Он был женат на популярной в то время киноактрисе Татьяне Пилецкой, известной нам по фильмам «Княжня Мери», «Невеста», «Разные судьбы», «Сильва» и другим. Супруги были ровесниками, а Людмила Сенчина – на 21 год младше. Нет ничего удивительного в том, что ее юность, красота и талант увлекли мэтра сцены. Он расстался с Пилецкой и женился на Сенчиной. Как многие считали, их брак был счастливым, он длился десять лет. У них родился сын Вячеслав, который по достижении 19 лет уехал в Америку, где занимается страхованием и, как говорится, крепко стоит на ногах. Сама Людмила Петровна через много лет сожалела о разрыве с Тимошиным. Но к этому ее подтолкнули, скорее всего, перемены в творчестве.
В 1975 году в ее театр пришел новый режиссер, с которым у нее не сложились отношения, и Людмила ушла оттуда, став солисткой эстрадного оркестра под управлением Анатолия Бадхена. Эстрада больше подходила живому характеру певицы. Она с успехом участвовала в самых различных конкурсах, неоднократно становилась лауреатом телевизионного фестиваля «Песня года», вела музыкальную передачу «Артлото» на Центральном телевидении, снималась в кино. В фильмах «Шельменко-денщик», «После ярмарки», «Вооружен и очень опасен» исполнила главные роли. Режиссеры кино старались максимально использовать в кадре красоту актрисы и там, где было возможно, «обнажали» ее, в известных пределах, конечно. В интимной сцене с Броневым в кинофильме «Вооружен и очень опасен» это произошло случайно, артист задел бретельку, и грудь приоткрылась. Это послужило предметом для кривотолков и осуждения со стороны Министерства культуры, хотя на самом деле актрису не в чем было упрекнуть.
Вдвоём с Леграном
С оркестром Бадхена Сенчина проработала десять лет. В первый же год их совместного творчества певица стала лауреатом престижного фестиваля в Сопоте. Песни, исполненные ею, тут же становились хитами: «Полынь», «Добрая сказка», «По камушкам», «Песня о счастье», «Белой акации гроздья душистые»… Но она и не подозревала, что судьба готовит ей новый поворот в творчестве и личной жизни.
Певица познакомилась со Стасом Наминым. Он уже был известен как основоположник рок-движения и рок-фестивалей в Советском Союзе, а более всего как создатель группы «Цветы», которая выпустила 7 миллионов гибких пластинок со своими записями и успешно гастролировала. Внук знаменитого в стране человека, Стас Намин (Анастас Микоян) получил разностороннее развитие в семье матери-искусствоведа и отца – военного летчика, прошел обучение в институте иностранных языков. Он открыл свой продюсерский центр и студию звукозаписи, куда приглашал самых известных исполнителей, как своих, так и зарубежных. С его помощью были раскручены такие известные группы, как «Сплин», «Калинов мост» и другие. Благодаря Намину состоялась встреча Людмилы Сенчиной и французского композитора Мишеля Леграна, который приехал всего на несколько дней. Как потом вспоминала Людмила Петровна, попросили поэта Вознесенского срочно сочинить русский текст песни из французского фильма «Шербургские зонтики». Вдвоем с Леграном они записали песню «Я буду ждать тебя», которая имела ошеломляющий успех. Кстати, Сенчиной доводилось выступать и с нашими известными певцами – Эдуардом Хилем, Игорем Тальковым…
Талантливая, неординарная личность Намина, который к тому же был ровесником Сенчиной, увлекла певицу, и она решилась на развод с Тимошиным. Однако личного счастья с новым мужем не обрела, они часто ссорились, что впоследствии привело к разрыву. Тем не менее годы, проведенные с ним, она считала самыми интересными.
Ни дня без песни
Негативные моменты личной жизни, к счастью, не сказывались на творчестве певицы. Она продолжала гастролировать по стране, записывать диски, принимать участие в самых разных музыкальных мероприятиях. В 1981 году Людмила Сенчина приняла участие в фестивале «Зори Кисловодска». Через пять лет стала участницей проекта «Дитя мира», в рамках которого советские артисты вместе с американскими коллегами совершили турне по Соединенным Штатам. Певица часто выступала по телевидению, принимала участие в самых разных программах. Большой успех имели праздничные концерты «Рождество в Северной столице», которые она устраивала в зале «Октябрьский». 29 января 2001 года Сенчина принимала участие в юбилейном концерте, посвященном 30-летию группы «Цветы», который проходил в Москве, в зале «Россия».
В 2002 году Сенчиной было присвоено звание народной артистки России. Хотя ее творческая жизнь уже не была такой активной, как прежде, но каждый год был отмечен чем-нибудь интересным. В 2003 году вышли альбомы певицы «Золушка» и «Любовь и разлука» на CD с лучшими её песнями, в следующем – очередной альбом с ее песнями-шлягерами. В 2005 году Сенчина приняла участие в XIV Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске», проходившем под знаком 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. А 24 февраля 2006 года в зале «Октябрьский» (Санкт-Петербург) состоялся её бенефис «В музыке только гармония есть». В мае 2007 года проходил фестиваль юмора «Ялта-Москва-Транзит», и она там выступала. Затем телеканал НТВ пригласил певицу на проект «Суперстар-2008. Команда мечты», в том же году она приняла участие еще в одном проекте — «Звезды ретро», в Курске. В 2013 году Сенчина выступила на Первом канале в популярном телешоу «Универсальный артист».
Однако творчество, успех – это лишь одна сторона жизни, а Людмиле Петровне в последние годы уже хотелось покоя, и она начала строить дом. Сенчина, наконец, нашла человека, который стал ей опорой и поддержкой во всем — и в творчестве, и в быту. Это продюсер и ее гражданский муж Владимир Андреев. Но тяжелая болезнь прервала блестящий творческий и жизненный путь певицы. Мы же, ее почитатели, всегда будем помнить нашу любимую Золушку.
Идиллия ДЕДУСЕНКО