№ 12 (3589) 30.03.2016  

ОПАСНЫЙ «КАВКАЗ»

Федеральная трасса, проходящая через Ставрополье, попала в антирейтинг по количеству жертв в ДТП

Эксперты центра «Народная экспертиза» Общероссийского народного фронта назвали 10 самых опасных федеральных трасс по итогам 2015 года. На втором месте антирейтинга – Р-217 «Кавказ», проходящая через Ставропольский край (Невинномысск, Минеральные Воды, Пятигорск). Количество погибших на 10 километров этой автотрассы – 3,49 человека.

ДОРОГИ, КАК ПОЛЕ БИТВЫ

Р-217 стыкуется с М-4 «Дон». Пролегает от станицы Павловской Краснодарского края до дагестанского села Яраг-Казмалар на границе с Азербайджаном. Протяженность автотрассы – 1118 километров. Дорога Р-217 является частью различных европейских и азиатских маршрутов. Трасса живописна, но нелегка для участников движения. Поскольку дорога проходит и по горной местности, она имеет немало опасных участков. Пересечение границ разных регионов также требует внимания участников движения. И не всегда, как видно, этого внимания хватает.

По словам директора центра «Народная экспертиза» Николая Николаева, федеральные трассы по числу жертв пока напоминают не транспортные маршруты, а поле битвы.

Южные федеральные автодороги оказались самыми опасными в РФ. Первые четыре места в антирейтинге занимают трассы Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Первое же место в своем рейтинге эксперты «Народной экспертизы» отдали дороге А-146 Краснодар – Верхнебаканский с количеством смертей от ДТП на 10 км пути – 4,75 человека.

При составлении антирейтинга эксперты использовали статистику ГИБДД о количестве погибших от ДТП на федеральных автодорогах и информацию Федерального дорожного агентства о протяженности трасс.

Общая длина 10 самых опасных федеральных автомагистралей — 50,5 тысячи км, а количество погибших на них – свыше 6,2 тысячи человек. Разделив протяженность самых опасных автодорог на число погибших на них, эксперты ОНФ получили в итоге, что на 100 км опасных трасс приходится 12,3 случая гибели людей в автоавариях. Или каждые 8,1 км федеральных дорог уносят одну человеческую жизнь.

ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО МАСШТАБА

Как считает Николай Николаев, недавнее заседание президиума Госсовета, посвященное вопросам безопасности дорожного движения, на котором председательствовал президент страны, — подтверждение того, что высокая смертность на дорогах — государственная проблема в РФ.
ОНФ выступил на Госсовете с рядом инициатив, ключевые предложения нашли поддержку. Теперь функции организации дорожного движения и контроля за безопасностью на дорогах будут объединены и переданы Министерству внутренних дел. Поддержано и предложение ОНФ о необходимости целевого использования средств, поступающих от штрафов. «Фронтовики» не раз отмечали, что отдельные регионы на деньги, которые идут на реализацию программ по безопасности дорожного движения, закупают видеокамеры фиксации нарушений. При этом средства от штрафов за нарушения, фиксируемые камерами, направляются в бюджеты субъектов, а не на обеспечение безопасности на дорогах.

Как считает руководитель «Народной экспертизы», важно реализовывать все имеющиеся меры по формированию культуры вождения, такие, как соцреклама, введение автоматических штрафов, установка на дорогах видеокамер. Но особое внимание нужно уделить безаварийной организации дорожного движения. Следует создать такую систему, которая бы механически исключала аварийные ситуации с людскими жертвами. Например, если есть участок трассы, где водители почему-то допускают выезд на встречную полосу, то необходимо ставить там механическое ограждение, которое эффективнее всего обеспечит безопасность.

СТАТИСТИКА УЛУЧШИЛАСЬ

Часть автотрассы Р-217 (459,04 км), проходящая через Ставропольский край (179 км), Кабардино-Балкарию, Северную Осетию и Ингушетию, находится в ведении Управления федеральных автомобильных дорог «Кавказ».

— Р-217 — одна из крупнейших транспортных артерий дорожной сети РФ. Интенсивность движения на отдельных участках превышает 30 тысяч автомобилей в сутки. Поэтому, если говорить о всей протяженности автодороги «Кавказ», то можно, действительно, отметить высокий уровень концентрации ДТП. Но среди основных причин аварий нет технического состояния дороги, — комментирует ситуацию заместитель начальника ФКУ Упрдор «Кавказ» Магомед Берсанов. — Причиной всех ДТП в регионе является несоблюдение ПДД автовладельцами и пешеходами. Аварии происходят в основном по причине превышения скоростного режима либо выезда на встречную полосу движения, при несоблюдении правил безопасности следования пешеходами, остановках в неположенных местах и т.д.

Тем не менее, по данным экспертов Упрдор «Кавказ» и регионального ГИБДД, за 2015 год было отмечено значительное снижение уровня аварийности и смертности в ДТП на дорогах, подведомственных Управлению. В среднем показатель улучшился на 10%, количество погибших на федеральной трассе «Кавказ» снизилось на 26,4%.

По словам Магомеда Берсанова, это результат деятельности Упрдор «Кавказ» по обустройству федеральной трассы и других автодорог Ставрополья с целью повышения их безопасности. За два минувших года дорожники установили, к примеру, около 200 автономных осветительных систем на пешеходных переходах и остановках, 9900 метров пешеходного ограждения, заменили 3120 метров металлического барьерного ограждения, появилось 24 новых светофора.

Представитель Упрдора отметил и применение новых технологий в качестве эксперимента — эффективных и легко монтируемых тросовых ограждений.

Главное же достижение дорожников последнего времени — ввод в эксплуатацию нового объекта «Обход города Пятигорска». Этот новый участок трассы позволит разгрузить основной поток автотранспорта на Р-217, что будет способствовать сокращению уровня ДТП на «Кавказе».

НОУ-ХАУ ПРОТИВ АВАРИЙ

У ГИБДД края несколько иная, чем у ОНФ, методика определения смертности в ДТП на трассе. И по их данным, если брать только ставропольский участок «Кавказа», то число погибших на 10 километров этого пути составляет 2,3 человека. Но в ГИБДД согласны с экспертами Общероссийского народного фронта в том, что нужно механически исключать аварийные ситуации с людскими жертвами.

— Дорожный фактор в качестве сопутствующей причины все же присутствует в трети всех ДТП, имеющих место в регионе, — говорит начальник отдела дорожной инспекции и организации движения Управления ГИБДД по Ставропольскому краю Александр Золотарев. — Хотя применительно к дороге «Кавказ» этот процент ниже, поскольку федеральная трасса – лучшая в регионе по качеству покрытия и техническому обустройству. С целью исключения лобовых столкновений мы предложили дорожникам на самых аварийно-опасных участках устанавливать тросовые ограждения. Это ноу-хау в оборудовании дорог, повышающее их безопасность. Наш край стал одним из первых регионов в стране, начавшим использование тросового ограждения.
Такое ограждение безопаснее, эффективнее и дешевле традиционных конструкций барьерного типа. Оно легко монтируется и легко восстанавливается. Для установки тросового ограждения не требуется реконструкция дороги и выделение разделительной полосы.

На сегодня на автотрассе «Кавказ» уже три участка с тросовыми ограждениями – в Минераловодском и Андроповском районах, Невинномысске. Всего — более 6 километров. Если раньше многие автолюбители предпочитали сокращать путь к объектам придорожного сервиса — АЗС, кафе или шиномонтажу — путем пересечения двойной сплошной линии, грубо нарушая правила и создавая при этом аварийные ситуации, то теперь это невозможно из-за тросового ограждения.

По словам Александра Золотарева, применение ограждений показало их эффективность. Число ДТП с тяжкими и особо тяжкими последствиями на данных участках автодороги снизилось. Да и в целом ситуация с безопасностью на трассе «Кавказ» улучшилась: стало меньше аварий, меньше погибших.

Влад БОЧАРОВ

Фото Виктора Нестеренко

Цифры

В 2015 году по Упрдор «Кавказ» зафиксировано 1184 аварии, что на 131 аварию меньше по сравнению с 2014 годом. За 2015 год в дорожно-транспортных происшествиях пострадало 1684 человека – это на 12% меньше, чем в 2014. Количество погибших сократилось на 83 человека, или на 20%. Так в 2014 погибло 397 человек, а в 2015 – 314.

ТОП-10 САМЫХ ОПАСНЫХ АВТОТРАСС РФ

Название федеральной автотрассы

Протяженность, км Количество смертей от ДТП на 10 км пути, чел.
1 А-146 Краснодар – Верхнебаканский (Краснодарский край) 148 4,75
2 Р-217 «Кавказ» станица Павловская (Краснодарский край) – Яраг-Казмаляр (граница Дагестана с Азербайджаном) 1118 3,49
3 А-155 Черкесск (КЧР) — Домбай – граница с Абхазией 143 3,01
4 А-290 Новороссийск (Краснодарский край) – Керчь (Крым) 166 2,92
5 А-104 Москва – Дмитров – Дубна (Московская область) 125 2,90
6 М-10 «Россия» Москва – Санкт-Петербург 697 2,85
7 А-240 Брянск – Новозыбков – граница с Белоруссией 221 2,64
8 М-3 «Украина» Москва – граница с Украиной 509 2,62
9 А-151 Цивильск (Чувашия) – Ульяновск 198 2,61
10 М-7 «Волга» Москва — Уфа 1351 2,50
Наверх