В свете последних событий Китай стал уделять больше внимания российскому торговому направлению: тот же проект «Нового Шелкового пути» или недавнее решение об инвестициях в Дальний Восток. Все это — свидетельства активности китайских предпринимателей, снискавших поддержку правительства. Собственно, почему бы им не быть активными, когда россияне с каждым годом покупают все больше и больше китайских товаров. Вот что заставляет китайцев работать над своими основными проблемами. Так почему же им это удается, а нам нет?
Железные дороги
Главной проблемой Китая считаются 53 тысячи километров железнодорожных путей, большая часть которых в ущербном состоянии. Понимая это, власти КНР ведут сразу несколько грандиозных проектов. В 1990-е годы началось проектирование высокоскоростных железнодорожных магистралей. И к 2004 году были реконструированы почти 8 тысяч километров жд-путей. Позже, в конце 90-х, началось строительство новых высокоскоростных магистралей. На этот проект ежегодно выделялись и до сих пор выделяются миллиарды долларов. Так что ситуация постепенно налаживается. Сейчас очевидно, что без этого «проекта века» сохранить конкурентные цены на транспортировку было бы невозможно. Невозможно было бы обеспечивать и сроки доставки, которые есть сейчас. Для справки, из Китая в Россию груз добирается от одного до полутора месяцев, в зависимости от способа транспортировки.
В России состояние железных дорог немногим лучше, а высокоскоростных магистралей даже меньше, чем в Китае. Этакой «дорогой жизни» остается Транссиб. Но и ему нужен ремонт, о чем власти вспомнили только в прошлом году.
Оформление грузов
Другая большая проблема Китая — документация. Китайские производители не любят бумажные договоры. Зачастую их вполне устраивают крохотные одностраничные соглашения, потому что работают они в основном по предоплате и практически ничем не рискуют. Зато вдвойне рискуют покупатели, потому что чересчур лаконичный договор не предусматривает никаких особых обязательств со стороны поставщика.
С этим трудно что-либо сделать, потому что китайские поставщики давно уже привыкли работать без бумажной волокиты и всегда ей сопротивляются. По этому пункту Россия, можно сказать, обходит китайских поставщиков — бюрократия знакома нам не понаслышке.
Таможня
Несмотря на все сложности, доставка из Китая в Россию обходится намного дешевле, чем в обратном направлении. Что удивительно, грузы из Китая передвигаются быстрее несмотря на то, что проходят две таможенных проверки, а не одну, как в России. Первая — в столице провинции, вторая — в Пекине. Только после прохождения китайской таможни груз передают почтовой службе, которая перевозит его за границу. Однако ни на цене, ни на сроках доставки это не сказывается.
Существенные задержки обычно начинаются как раз на российской таможне и дальше, когда груз отправляется колесить по России. И только сейчас власти, кажется, приходят к пониманию того, что модернизация транспортных каналов неизбежна.
Процесс растаможивания — тема для отдельного разговора. Часто возникают проблемы с коррупцией и просто с порядком оформления документов на груз. Поэтому в последнее время популярными стали карго-компании. Эти компании выкупают у своих клиентов китайский товар на территории Китая, сами перевозят его через границу и растаможивают. В Росси клиенту остается только выкупить свой груз. Схема проста, но цены на эти услуги очень высокие. К тому же, карго-компании нередко обманывают своих клиентов. Чаще всего на стадии предварительных переговоров называют одну цену, а когда груз остается только выкупить — цена выкупа резко возрастает.
Небо и земля
Выходит, что заказать товар из Китая в Россию обходится в разы дешевле, чем отправить его в обратном направлении. На своих потребительских форумах россияне до сих пор удивляются, как копеечный товар китайцы умудряются отправлять с бесплатной доставкой.
Российская сторона действовать не спешит и только принимает предложения от китайцев. Хотя для большего эффекта ей тоже следовало бы кое-что предпринять, чтобы доставка китайских товаров стала удобнее. Поэтому россиянам по всем пунктам выгоднее заниматься импортом, чем экспортировать отечественные товары.
Юрий СЛИНЬКО