№ 41 (3567) 21.10.2015

КАК СТАТЬ НИКЕМ ЗА ОДИН ДЕНЬ

ИЛИ НЕМНОГО ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МФЦ

Не так давно в словарном запасе ставропольцев появилось новое загадочное слово МФЦ – многофункциональные центры предоставления государственных услуг. Долгое время новомодное учреждение, работающее по принципу одного окна, функционировало, так сказать, в тестовом режиме. Трудно сказать, то ли центры оправдали себя в глазах жителей края, то ли идея устроила чиновников, но структура начала быстро разрастаться. На сегодняшний день в крае насчитывается уже 26 МФЦ и в ближайшем будущем планируется открыть еще 10 таких структур. Проверить эффективность одного из таких центров в краевой столице, мне довелось на собственном опыте.

Смена паспорта в жизни женщины – дело обычное. После того как выходишь замуж, необходимо в кратчайшие сроки сменить всю информацию о себе. И в первую очередь, это конечно, паспортные данные. Кстати, на сегодняшний день — это отдельная история. Наверняка, вы слышали об услуге паспорт за один день. Сработает ли она при обращении в многофункциональный центр, сказать сложно. А вот в управлениях миграционной службы ее все-таки оказывают. Все, что для этого нужно – собрать все необходимые документы, прийти в отделение УФМС, отстоять огромную очередь (с гражданами РФ, меняющими или получающими паспорта, миграционная служба тоже от чего-то в буквальном смысле работает в режиме одного окна), выслушать, как управленцы ругаются с мамашами, дети которых, не желая сидеть в очередях кричат и мешают работать сотрудникам службы…Ну, а дальше, если предыдущее удостоверение личности вам посчастливилось получить именно в этом отделении, то сотрудники ведомства обещают исполнить условия программы, и в этот же день порадовать вас новым документом. В противном случае ждать вам придется в течении недели, а то и двух месяцев. У меня случай последний. Но, суть не в этом.
Прихожу в УФМС, вижу длинный список документов, отстаиваю часовую очередь, чтобы уточнить кое-какие моменты и взять бланк заявления. В итоге получаю рекомендации, распечатанный счет на оплату пошлины и предложение – заполнить заявление по форме от руки (что сообщается с весьма кислым выражением лица), либо обращаюсь в МФЦ, где это сделают за меня.

Ну что же, МФЦ, так МФЦ. Беру талон в ближайшем центре и не успеваю опомниться, как подходит моя очередь. «Вот это да, — думаю про себя, — вот что значит сервис…»

Но уже спустя пару минут выясняется, что просто заполнить необходимый бланк я не могу. Либо отдаю в руки оператора все свои жизненно важные документы, либо иду снова занимать очередь в профильном ведомстве. Откровенно признаюсь, в первый день вопрос с паспортом так и остался не решенным. Снова стоять часами в душном помещении, чтобы взять бланк, не осталось сил, а отдать паспорт в руки незнакомого человека не хватило смелости. Впрочем, уже на следующий день, попрекнув себя в излишней недоверчивости, снова иду в МФЦ. Не зря ведь эти центры так продвигают, а их создание стоит на особом контроле в правительстве края.

Вспоминая все отзывы об МФЦ, количество возвратов документов и, как следствие, затягивание оформления, беру талон, озираю помещение (людей не много) и с волнением начинаю ждать своей очереди. Цифры на электронном табло мелькают молниеносно. Номера очереди перескакивают друг через друга десятками, а то и сотнями. Но, вот ведь не задача. Очередь, судя по табло, двигается с пугающей скоростью, но время моего ожидания при этом исчисляется уже часами, рабочий день подходит к концу, а количество людей не только не уменьшается, но напротив, становиться больше.

«Мама, почему номера на табло постоянно перескакивают нашу очередь? — Вопрошает девочка сидящая рядом. – Посмотри – опять. Они что специально нас обходят?».

Сначала такое мелькание людей настораживало, потом перестало волновать, а под конец и вовсе начало забавлять. И вот, минут за сорок до конца рабочего дня, наша очередь все-таки стала продвигаться. А когда в голове мелькнула мысль о том, что за это время можно было бы отстоять пару очередей в отделении УФМС, настал и мой черед.
Приняла меня очень молодая и очень милая девушка. Это хорошо. Ведь, когда только создавалась структура «одного окна» множество споров возникало в народе по поводу того, что чиновники от нечего делать раздувают штат. И не просто создают дополнительные рабочие места в ведомствах, а учреждают целые ведомства. А ведь это дополнительная арендная плата за новые помещения и уже не одно-два, а целые сотни бюджетных зарплат. Теперь, глядя на своего оператора, понимаю – создавались центры не зря, ведь молодых специалистов тоже нужно куда-то устраивать.

Правда, восторг длился недолго. Молодые кадры – это хорошо. Но вот когда эти кадры начинают учиться на тебе, кому же такое понравиться. Особенно, если речь идет о таком важном документе как паспорт.

Оператор тщательно замеряет линейкой мои фотографии, советуется с коллегами, упреждает меня о том, что новый документ я получу только через два месяца, начинает принимать документы, уходит, возвращается… И вот просит поставить роспись как в новом паспорте и отдает странный бланк без печатей и каких-либо специальных опознавательных знаков. Удостоверять его подлинность, по всей видимости, должен только автограф сотрудника МФЦ, который вполне может оказаться стажером и находится на испытательном сроке.
Но, делать нечего. Раз решила воспользоваться услугами центра, значит нужно идти до конца…

На вопрос свяжутся ли со мной, если что-то оформлено не так, девушка пожимает плечами, и говорит: скорее всего — нет. Вопрос, когда и где мне нужно будет забрать новый документ, специалист тоже разводит руками. В УФМС, через два месяца. Ни даты, ни конкретики… А между тем в ее руках главный документ, удостоверяющий мою личность!
Стараюсь не нервничать, забираю бумажку, прикладываю ее к сделанным на всякий случай ксерокопиям паспорта и отправляюсь домой, где уже ждут билеты в Крым, купленные специально для свадебного путешествия.

Не стану вдаваться в подробности, скажу только, что на каждом посту, каждому полицейскому я уверенно протягивала сомнительный листок с распечатанным на обычном принтере логотипом – МФЦ. Стражи порядка с недоумением изучали бумажку, потом ксерокопии паспорта весьма сомнительного качества и желали счастливого пути. Раз в МФЦ выдали, значит так нужно…

Однако по возвращению в краевой центр, зародившееся сомнение не прошло. В субботний день иду в управление миграционной службы, без всяких там очередей обращаюсь в нужное окно, показываю свой «документ» и вижу, как брови специалиста начинают ползти вверх.

Оказывается все это время, я колесила по стране без единого документа в кармане! Ксерокопии паспорта, не заверенные нотариально, никакой юридической силы не имеют, а бумажка, выданная в МФЦ и тем более.

Единственное, чему можно было порадоваться, так это тому, что мой настоящий паспорт все-таки передали в управление, где буквально за пару минут мне сделали настоящее временное удостоверение.

Сегодня центры МФЦ уверенно шагают по краю. Как свидетельствуют официальные сообщения, на Ставрополье до конца 2015 года в муниципалитетах края планируется открыть еще 10 таких структур. Новые МФЦ будут открыты в Апанасенковском, Александровском, Андроповском, Грачевском, Курском, Степновском, Туркменском районах, а также городах Невинномысск, Лермонтов и Железноводск. Таким образом, территория края будет полностью охвачена системой многофункциональных центров.

Вот только радоваться ли такой перспективе, пока не ясно. Правительство края контролирует открытие новых центров, а вот кто будет контролировать качество предоставляемых в них услуг – так и не понятно. Новые рабочие места, приличные зарплаты для молодых специалистов, да и сама идея облегчить бюрократические проволочки – это, конечно, хорошо. Правда, только в том случае, если такое ведомство действительно способно что-нибудь облегчить. А в том, что это далеко не всегда так, мне пришлось убедиться на собственном примере.

Понятно, что выпускник ВУЗа не может похвастаться опытом работы. Понятно и то, что сводя обязанности многих ведомств в «одно окно», не мудрено, что один специалист не может начать сразу разбираться во всех нюансах на должном уровне. Но не понятно, почему из-за этого нужно сводить эффективность работы центра на нет. И почему, из-за идеи правительства облегчить жизнь народу, возникает только больше неудобств. Получается, что отстояв очередь в «одно окно», заявитель должен следом обойти все ведомства и удостовериться в том, что все было сделано правильно. Либо сидеть и ждать положенного срока, чтобы потом начать все заново. А в случае с паспортом, дождаться можно было и более тяжких последствий.

Светлана ЛАЗЕБИНА

comments powered by HyperComments
Наверх